kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ фауны в художественной литературе. Мир птиц.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русской литературы по теме "Образ фауны в художественной литературе.Мир птиц" для 7 класса разработан в соответствии с программой по русской литературе. Учитывая индивидуальные возможности учащихся класса занятие проведено в групповой форме с применением информационно-коммуникативных технологий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образ фауны в художественной литературе. Мир птиц. »

Тема урока: Образ фауны в художественной литературе.

Мир птиц.


Тип урока: Комбинированный

Вид: Урок с использованием ИКТ

Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Цели:

1. Ученик сравнивает и выделяет различия между изображением птиц в орнитологии, мифологии и художественной литературе, делает выводы.

2. Ученик формирует умения целенаправленно работать с текстом: анализировать произведение, выразительно читать.

3. Ученик воспитывает уважительное, бережное отношение к природе.

Ход урока.

І. Ориентировочно-мотивационный этап.

1.Постановка цели урока.

2. Аннотирование темы. Ключевое слово.

3.Ассоциативное мышление.

Задание: Назвать ассоциации, которые возникают, когда вы слышите слово птицы.


Красота перья крылья полёт певцы



красота ПТИЦЫ трели



скворечник гнездо

весна жизнь вестники весны


4. Вопросы:

  • Кто занимается изучением птиц?

(орнитологи, наука орнитология)

Ученые орнитологи изучают строение птиц, оперение, повадки, особенности вида, поведение.

  • А какое отношение имеет словесность – искусство слова к птицам?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

5. Показ слайдов с изображением птиц, озвучивание.

Почему так жутко и неуютно в лесу перед грозой? В звенящей тишине леса не слышно птичьих голосов, они смолкли перед непогодой. И так хорошо, что тишина эта ненадолго.

Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, городскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьёв…

Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Глядя на полет птиц, человек всегда стремился в небо.

О чем думают люди, глядя вслед улетающей стаи? У каждого человека, наверное, с птицами связаны какие-то свои, милые сердцу воспоминания. Может быть, это трели соловья, которые ты услышал на первом свидании, или уханье совы на лесном привале у костра, когда кажется, что всё самое лучшее в твоей жизни ещё впереди? А может, это маленький встрёпанный воробушек, которому ты насыпал крошек?

6.Художественное чтение учителя с переходом к основной части урока.

ІІ.Основной этап: Формирование новых знаний.

Задание: Сравнить:

Соловей

Ворон

Оперение соловья однотонно-коричневое, сверху темнее, снизу светлее, лишь хвост отличает ржавчато-коричневая окраска. Грудь и спина молодых покрыта коричневыми пятнами.

Ворон – один из самых крупных представителей семейства вороновых. Он весит до 1,5 кг. Окраска оперения, клюва и ног однотонно черного цвета. Селятся в лесах, пустынях и горах, у скал и на береговых обрывах речных долин. Кормится он грызунами, яйцами, птенцами и рыбой. Ворон – очень осторожная птица и редко селится вблизи жилья человека.


  • Где можно встретить такое описание предмета?

7. Работа в группах.

  • Задание. Используя материал учебника стр. 189-190 и стр.187-188

Составьте опорную схему «Образ ворона» и «Образ соловья» в мифологии и литературе.

  • Защита работ, оценивание.

8. Работа в группах.

«Соловей» К.М. Фофанова

«Соловей» А.И. Фатьянова

«Ворон» Э.По

«Ворон» Э.П.Мориц

  • Задание. Анализ лирического произведения.

Алгоритм анализа.

  1. Прочитать про себя несколько раз.

  2. Прочитать вслух. Вызвать мини-дискуссию по вопросу: Как вы чувствуете текст?

  3. Ещё раз прочитать, закрепить впечатления о тексте.

  4. Определить самое простое (о чем это стихотворение?)

  5. Описать лирический сюжет стихотворения (найти и определить движение, развитие чувства, состояние, мысль автора, закрепленная в смене интонации).

  6. Возвращаемся к началу стихотворения, стараемся понять, какие художественные приёмы помогают жить лирическому сюжету.

  • Защита работы.

Учащиеся оценивают работу, заполняют оценочный лист.

группа

выразительность

тема, идея

изобразит.

средства

общая оценка

1 группа





2 группа





  • Задание. Ответьте на вопросы:

1)Все ли прочитали стихотворение выразительно?

2) Какое чтение можно назвать выразительным?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

  1. Прослушивание песни на стихи А.Фатьянова «Соловьи» с показом слайдов (военная тематика).

  2. Работа над выразительным чтением.

Партитураритмический рисунок стихотворения, выраженный знаками.

↓ - строковая пауза

/ - продолжение мысли

↓ - точка, завершение мысли

V – люфтпауза

- зашагивание

Я шел в лесу. ↓ Лес темный был

Так странно зачарован. ↓

И сам кого-то я любил, ↑

И сам я был взволнован. ↓


Кто так разнежил облака, ↑

Они совсем жемчужны? ↓

И почему ручью река

Поет: / мы будем дружны? ↓


11. Создание партитуры стихотворения по выбору (в группах).

12. Упражнение по дыханию. Тренинг.

1) Руки на ребра, вдох через нос, выдох через рот.

2) Воздух носом, выдыхаем и приседаем до полусогнутых.

3) Воздух носом выбрасываем вперед – фу—

4) Пти, птэ, пта, пто, пту, пты.

5) Сплин, сплэн, сплан, сплон, сплын.

6) Тпли- дри, тплэ – дре, тпла – дра, тпло – дро, тплу – дру, тплы – дры.

7) Полили ли лилию

Видели ли Лидию?

8). Козел – мукомол, кому муку молол, кому не молол

Кому молол – получал по ватрушке,

Кому не молол – получал по макушке.

13. Выразительное чтение стихотворений.

ІІІ. Рефлексивно – оценочный этап.

Творческая работа (в парах)

Литературный тест с использованием компьютера.

Задание:

Вставить вместо пропусков названия птиц, упоминающихся в литературных произведениях, песнях и пословицах.

  1. На верхушке пестрый *** белке домик конопатил.

  2. «Чего распелся ты так рано над крыльцом?» -

Кукушка из лесу *** прокуковала (С.Михайлов)

  1. *** все парами, только я одна (из песни).

  2. Над седой равниной моря городо реет *** (М.Горький)

  3. Жили у бабуси два веселых *** (из песенки)

  4. *** белая плывет (А.С.Пушкин)

  5. Что стоишь как *** на болоте? (поговорка)

  6. Как-то ночью к телефону *** вызвала Ворону (С.Михайлов)

  7. Где – то плачет ***,

Схоронясь в дуало (С.Есенин)

  1. ***, ***, взлетели выше солнца

И степи с высот огляди (из песни).

  1. *** бог послал кусочек сыра ... (И.Крылов)

  2. И *** тоже плачут ... (М.Горький)

  3. ***бог послал кусочек сыра...(И.Крылов)

  4. И***тоже плачут...(М.Горький)

  5. У дороги ***, у дороги ***,

Он стоит, волнуется, чудак (из песни).

  1. Той костью овладеть Ворона захотела,

И сверху вниз как *** налетела (С.Михалков).

  1. ***, *** не будите солдат... (из песни)

  2. Хоть боимся мы волка и *** (из песни)

  3. За что *** хвалить петуха? (И.Крылов)

  4. *** учатся летать ... (из песни).

  5. Лисица и *** (Название басни)

  6. Вы слыхали, как поют ***?(из песни)

  7. Спасибо, ***, спасибо, птица,

Так и должно было случиться (из песни)

  1. ***завидовало Гусям,

Что могут плавать там и сям (С.Михалков)

  1. Спой нам песню,***,***,

Раз иголка, два иголка – будет елочка (из песни).


ІV. Домашнее задание.

  1. Выучить стихотворение наизусть (по выбору).

  2. Творческое задание (по выбору).

Описать соловья, свое впечатление от его пения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Образ фауны в художественной литературе. Мир птиц.

Автор: Кариева Шолпан Даулетбековна

Дата: 13.10.2014

Номер свидетельства: 118585

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Путешествие на Олимп внеклассное занятие по литературному чтению "
    ["seo_title"] => string(76) "putieshiestviie-na-olimp-vnieklassnoie-zaniatiie-po-litieraturnomu-chtieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "225739"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1439843741"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства