Образ фауны в художественной литературе. Мир птиц.
Образ фауны в художественной литературе. Мир птиц.
Урок русской литературы по теме "Образ фауны в художественной литературе.Мир птиц" для 7 класса разработан в соответствии с программой по русской литературе. Учитывая индивидуальные возможности учащихся класса занятие проведено в групповой форме с применением информационно-коммуникативных технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Ученик сравнивает и выделяет различия между изображением птиц в орнитологии, мифологии и художественной литературе, делает выводы.
2. Ученик формирует умения целенаправленно работать с текстом: анализировать произведение, выразительно читать.
3. Ученик воспитывает уважительное, бережное отношение к природе.
Ход урока.
І. Ориентировочно-мотивационный этап.
1.Постановка цели урока.
2. Аннотирование темы. Ключевое слово.
3.Ассоциативное мышление.
Задание: Назвать ассоциации, которые возникают, когда вы слышите слово птицы.
Красота перья крылья полёт певцы
красота ПТИЦЫ трели
скворечник гнездо
весна жизнь вестники весны
4. Вопросы:
Кто занимается изучением птиц?
(орнитологи, наука орнитология)
Ученые орнитологи изучают строение птиц, оперение, повадки, особенности вида, поведение.
А какое отношение имеет словесность – искусство слова к птицам?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
5. Показ слайдов с изображением птиц, озвучивание.
Почему так жутко и неуютно в лесу перед грозой? В звенящей тишине леса не слышно птичьих голосов, они смолкли перед непогодой. И так хорошо, что тишина эта ненадолго.
Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, городскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьёв…
Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Глядя на полет птиц, человек всегда стремился в небо.
О чем думают люди, глядя вслед улетающей стаи? У каждого человека, наверное, с птицами связаны какие-то свои, милые сердцу воспоминания. Может быть, это трели соловья, которые ты услышал на первом свидании, или уханье совы на лесном привале у костра, когда кажется, что всё самое лучшее в твоей жизни ещё впереди? А может, это маленький встрёпанный воробушек, которому ты насыпал крошек?
6.Художественное чтение учителя с переходом к основной части урока.
ІІ.Основной этап: Формирование новых знаний.
Задание: Сравнить:
Соловей
Ворон
Оперение соловья однотонно-коричневое, сверху темнее, снизу светлее, лишь хвост отличает ржавчато-коричневая окраска. Грудь и спина молодых покрыта коричневыми пятнами.
Ворон – один из самых крупных представителей семейства вороновых. Он весит до 1,5 кг. Окраска оперения, клюва и ног однотонно черного цвета. Селятся в лесах, пустынях и горах, у скал и на береговых обрывах речных долин. Кормится он грызунами, яйцами, птенцами и рыбой. Ворон – очень осторожная птица и редко селится вблизи жилья человека.
Где можно встретить такое описание предмета?
7. Работа в группах.
Задание. Используя материал учебника стр. 189-190 и стр.187-188
Составьте опорную схему «Образ ворона» и «Образ соловья» в мифологии и литературе.
Защита работ, оценивание.
8. Работа в группах.
«Соловей» К.М. Фофанова
«Соловей» А.И. Фатьянова
«Ворон» Э.По
«Ворон» Э.П.Мориц
Задание. Анализ лирического произведения.
Алгоритм анализа.
Прочитать про себя несколько раз.
Прочитать вслух. Вызвать мини-дискуссию по вопросу: Как вы чувствуете текст?
Ещё раз прочитать, закрепить впечатления о тексте.
Определить самое простое (о чем это стихотворение?)
Описать лирический сюжет стихотворения (найти и определить движение, развитие чувства, состояние, мысль автора, закрепленная в смене интонации).
Возвращаемся к началу стихотворения, стараемся понять, какие художественные приёмы помогают жить лирическому сюжету.