Обобщающий урок литературы в 8 классе А.С. Пушкин повесть "Капитанская дочка"
Обобщающий урок литературы в 8 классе А.С. Пушкин повесть "Капитанская дочка"
Развитие навыков самостоятельной работы с текстом, умение аргументировать и высказывать своё мнение, помочь учащимся понять сложность и многогранность тематики повести.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок литературы в 8 классе А.С. Пушкин повесть "Капитанская дочка"»
Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина « Капитанская дочка".Подготовка к домашнему сочинению.
Цели урока:
развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение;
развивать навыки сравнительного анализа характеров героев (Швабрина, Гринева, Пугачева, Маши Мироновой);
помочь учащимся понять сложность и многогранность тематики повести;
воспитывать способности к нравственному выбору.
Тип урока: обобщение изученного материала.
Вступительное слово учителя:
Мы прочли последнее большое произведение А. С. Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. Кому-то из вас книга показалась сложной, кому-то простой. Но безразличными не остался никто. А все ли так просто в повести, как кажется на первый взгляд? Наша задача - разгадать некоторые загадки “Капитанской дочки”, загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.
На сегодняшнем уроке мы попытаемся осмыслить проблемы, поднятые автором в произведении, а также сосредоточим своё внимание на выборе темы домашнего сочинения, которое вы должны написать. (запись в дневниках).
Но для того, чтобы наша работа была плодотворной, я предлагаю вам обратиться к содержанию повести и принять участие в литературном аукционе, где каждый вопрос будет иметь реальную цену. (класс делится на 3 группы)
Вопросы к литературному аукциону.
1.Литературная викторина по повести А.С. Пушкина
“Капитанская дочка”
Первый раунд
(Перед каждым вопросом обозначено количество очков за правильный ответ.)
Савельич
20 — На протяжении повести Савельич плачет всего лишь раз. Когда именно? (Когда
Пётр Гринёв закричал сердито на дядьку, чтобы он не умничал и делал то, что ему
30 — Каких успехов в обучении Петруши добился Савельич за семь лет? (Мальчик
выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля.)
40 — За какие достоинства стремянный Савельич получил “повышение”, став дядькой
маленького барина? (“...за трезвое поведение”.)
Гринёв-отец
20 — В каком чине вышел в отставку Андрей Петрович Гринёв? (Вышел в отставку
премьер-майором.)
30 — “Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да
будет...” Закончите реплику Гринёва-старшего. (“...солдат, а не шаматон”.)
40 — С какой просьбой обращается Гринёв-старший в письме к своему другу Андрею
Карловичу? (“Моего повесу... держать в ежовых рукавицах”.)
Гринёв-сын
10 — Как сам Гринёв определил жанр своего стихотворения, посвящённого Маше?
(Песенка.)
20 — Иван Игнатьевич при первой встрече с Гринёвым поинтересуется: “В каком полку
изволили служить? Зачем вы изволили перейти из гвардии в гарнизон?” Как на
последний вопрос ответил Гринёв? (“Такова воля начальства”.)
30 — Как долго был без сознания раненый Гринёв? (Пришёл в сознание на пятые сутки.)
Швабрин
10 — Как долго служил Швабрин в Белогорской крепости? (Пятый год.)
20 — Как всякий раз обращается Швабрин к Пугачёву? (Государь.)
30 — Как отреагировал Швабрин на грозные слова Пугачёва: “И ты смел меня
обманывать? Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?” (Упал на колени перед Пугачёвым.)
Пугачёв
10 — Как всегда обращается Пугачёв к Гринёву? (“Ваше благородие, ты...”)
20 — Как долго Пугачёв принимал присягу обитателей Белогорской крепости? (Около
трёх часов.)
30 — Как был одет Пугачёв во время приёма присяги в Белогорской крепости? (В
красивый казацкий кафтан, обшитый галунами, и в высокую соболью шапку с золотыми
кистями.)
Капитан Миронов
20 — Какого мнения Иван Кузьмич о всех стихотворцах? (“Все они люди беспутные и
горькие пьяницы”.)
30 — Как долго Иван Кузьмич служит в Белогорской крепости? (Двадцать второй год.)
40 — Сколько солдат служило в Белогорской крепости под началом капитана
Миронова? (130 солдат.)
Второй раунд
Пословицы
20 — Какая пословица взята Пушкиным в качестве эпиграфа ко всей повести
“Капитанская дочка”? (Береги честь смолоду.)
40 — Какую пословицу припомнит Пугачёв в ответ на слова Гринёва: “Ах! я было и
забыл благодарить тебя за лошадь и тулуп. Без тебя я не добрался бы до города и
замёрз бы на дороге”? (Долг платежом красен.)
60 — Разговаривая с Василисой Егоровной, Иван Игнатьевич скажет: “Бог милостив:
солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил. Авось дадим отпор Пугачёву”.
И закончил свою речь пословицей. Какой именно? (Господь не выдаст — свинья не съест.)
80 — Какую пословицу дважды употребляет в “Капитанской дочке” Савельич?
Подсказка: ею он оправдывает участие молодого барина в дуэли и разбой пугачёвцевв
офицерских домах. (Конь и о четырёх ногах, да спотыкается.)
Одежда
20 — Верхняя одежда из толстого сукна. (Армяк.)
40 — Гринёв по приезде в Белогорскую крепость сразу отправляется представиться
коменданту. Дома его он не застал, а увидел Василису Егоровну, сидевшую у окна с
платком на голове и в... В чём именно? (В телогрейке.)
60 — Впервые Гринёв увидел капитана Миронова за учением солдат. Во что был одет
комендант крепости? (В китайчатый халат, а на голове у него был колпак.)
80 — В последний раз Пётр Андреевич Гринёв увидел Пугачёва во время казни
самозванца. Тот узнал Гринёва в толпе и за минуту до того, как мёртвая и
окровавленная голова будет показана народу, поприветствовал “его благородие”. Как
именно? Ответьте одной фразой. В вашем распоряжении 15 секунд. (Кивнул
головою.)
Проблемные вопросы:
1. Какие сцены, эпизоды повести запомнились вам больше всего, представляются особенно яркими?(группа художников, фрагменты фильма.)
2Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?
(Основной темой повести является народное восстание. В ней ставятся и вопросы внутренней политики, столкновение дворянства и крестьян. А поскольку это не только историческая, но и семейная повесть, Пушкин поднимает проблемы, связанные с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства.)
3 Среди предложенных на карточках слов, с помощью которых описывают обычно характеры людей, выберите те, которые относятся к Швабрину, Гриневу, Пугачеву.
Швабрин
Гринев
Пугачев
подлость
впечатлительность
жестокость
предательство
смелость
великодушие
жестокость
храбрость
смелость
властолюбие
решительность
доброта
слабость духа
преданность
вспыльчивость
трусость
верность
одиночество
хитрость
искренность
властность
изворотливость
потребность в любви
милосердие
одиночество
прямодушие
благодарность
властность
4. Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем?
(Мемуарист Петр Гринев – истинный дворянин, убежденный противник насильственных потрясений – в то же время чувствовал себя обязанным рассказать правду о восстании и о его руководителе Пугачеве. Таким образом, выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно показать развитие исторических событий.)
5. Как вы понимаете эпиграф к повести? Что имел в виду поэт, когда говорил о чести? Только ли верность воинской присяге? (Кузина, словарь)
2. Я приглашаю вас к размышлению о самой важной проблеме современной цивилизации – воспитании человека.
II. Первая учебная ситуация. "Честь истинная – всегда в соответствии с совестью" (Д. Лихачев).
В процессе беседы выявить, насколько у учащихся развито представление о нравственных качествах: чести, совести, достоинстве.
-С детства нас учат добру и справедливости, учат отличать правду от лжи, бескорыстие от зависти, первым долгом родителей во все времена было дать хорошее воспитание своим детям. Почему именно воспитание, а не образование?
(Можно много учиться, но если не знать законов, по которым строится жизнь или не соблюдать их, то вряд ли жизнь вообще можно построить).
-Что же нужно человеку, чтобы жить правильно?
-Так как вы очень молоды, прошу вас обратиться к мудрости величайшего гуманиста ХХ века академика Д.С. Лихачева.
Демонстрация портрета Д. С. Лихачева.
Чтобы правильно жить, необходимо:
Не совершать никаких поступков, которые бы роняли достоинство человека;
Уметь жертвовать собой;
Ничего не делать против своей совести. (Запись в тетради)
-Какой смысл вы вкладываете в слово "совесть"?
-Автор толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даль дает такое определение этому слову:
Совесть - внутреннее сознание добра и зла, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла.
-Какие качества являются слагаемыми совести? (Истина и добро);
-Вновь обратимся к Д. С. Лихачеву. Что сопутствует совести? (Честь);
-В чем видит выражение чести ученый? (В том, что человек держит слово, не нарушает этических норм, соблюдает достоинство и т. д.);
-Близко ли мнение Лихачева определению "чести" В.И. Даля?
Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, честность, доблесть, благородство души и чистая совесть.
Вывод: Что необходимо человеку, чтобы быть Человеком? Как говорит об этом академик Д.С. Лихачев? Зачитайте.
III. Вторая учебная ситуация. "Да кто его отец?"
-Кто является образцом чести и совести в повести?
На основе исследования выяснить наказ А.П. Гринева – обычное напутствие при прощании или передача семейных традиций. (выступление учащихся с исследовательской работой)
Учитель: Совесть, благородство, честь – понятия вечные, неизменные во все времена и во всех эпохах. Как воспитать в себе эти качества? Обратимся в прошлое за уроком на будущее.
Предлагаю вашему вниманию иллюстрацию к повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка", написанной в 19 веке. Какой эпизод запечатлел на рисунке художник Бенуа? (Герой повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Андрей Петрович Гринев, провожая семнадцатилетнего сына на службу, наказывает ему "беречь честь смолоду").
-Случайно ли это напутствие? Сделаем вывод на основании выступления.
Вывод: Прощальные слова, обращенные к сыну, который начинает самостоятельную жизнь, нельзя рассматривать как случайные, как нравоучение, обязательное при прощании. Это – напутствие сыну, это то, что особенно важно для Андрея Петровича. Это традиционный завет семьи, который он, как знамя, передает своему сыну.
-Петр Гринев прожил долгую жизнь. Выполнил ли он при этом наказ отца - беречь честь смолоду?
(Петр Гринев не только сохранил честь, по завету отца, но и расширил её границы. Если для Гринева-отца честь – это прежде всего честь дворянина и офицера, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения. Честь для Петра Гринева не только сохранение офицерского и дворянского достоинства, но и доброе отношение к людям, верность слову и любви.
Гринев - младший заслужил право называться «сыном Андрея Петровича Гринева».
И в свои 20 лет он достоин имени Петра Андреевича Гринева, а не просто Петруши.)
Вывод: За что же держаться человеку, чтобы сохранить честь в глазах людей?
(Ответ «Капитанской дочки» понятен: держаться надо за свою совесть, зачесть в глазах Бога, за любовь и милосердие. Это поможет сохранить честь и в глазах людей. Повесть одухотворяет идея того, что в жизни всегда есть место для высоких порывов души и для добра.)
Вот к таким нравственным выводам мы приходим, читая повесть «Капитанская дочка».
Третья учебная ситуация. "Пушкин – это наше все!"
Выяснить, в чем современность Пушкина.
Почему повесть А. С. Пушкина близка нам, живущим в 21 веке?
Чем стало творчество А. С. Пушкина для русского человека?
Обсуждение тем домашнего сочинения.
ТЕМА 1. Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»
Детство и юность, среда, воспитавшая героя.
Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.
Отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости.
История любви к Маше.
«Благие» потрясения.
История отношений с Пугачёвым (развитие характера и определение взглядов на жизнь).
Основные черты героя, типичность образа.
Тема 2.»Береги честь смолоду».Гринёв и Швабрин.
Что общего у Гринева и Швабрина?
Как поступает герои в ситуациях выбора?
Как каждый из героев относится к людям?
Любовь или долг? Любил ли Швабрин Машу?
Как судьба героев соотносится с эпиграфом к повести?