kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок литературы в 8 классе А.С. Пушкин повесть "Капитанская дочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие навыков самостоятельной работы с текстом, умение аргументировать и высказывать своё мнение, помочь учащимся понять сложность и многогранность тематики повести.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок литературы в 8 классе А.С. Пушкин повесть "Капитанская дочка"»

Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина « Капитанская дочка".Подготовка к домашнему сочинению.

Цели урока:

  • развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение;

  • развивать навыки сравнительного анализа характеров героев (Швабрина, Гринева, Пугачева, Маши Мироновой);

  • помочь учащимся понять сложность и многогранность тематики повести;

  • воспитывать способности к нравственному выбору.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Вступительное слово учителя:

Мы прочли последнее большое произведение А. С. Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. Кому-то из вас книга показалась сложной, кому-то простой. Но безразличными не остался никто. А все ли так просто в повести, как кажется на первый взгляд? Наша задача - разгадать некоторые загадки “Капитанской дочки”, загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

На сегодняшнем уроке мы попытаемся осмыслить проблемы, поднятые автором в произведении, а также сосредоточим своё внимание на выборе темы домашнего сочинения, которое вы должны написать. (запись в дневниках).

Но для того, чтобы наша работа была плодотворной, я предлагаю вам обратиться к содержанию повести и принять участие в литературном аукционе, где каждый вопрос будет иметь реальную цену. (класс делится на 3 группы)

Вопросы к литературному аукциону.

1.Литературная викторина по повести А.С. Пушкина

Капитанская дочка”

Первый раунд

(Перед каждым вопросом обозначено количество очков за правильный ответ.)

Савельич


20 — На протяжении повести Савельич плачет всего лишь раз. Когда именно? (Когда

Пётр Гринёв закричал сердито на дядьку, чтобы он не умничал и делал то, что ему

приказывают, — принёс 100 рублей, проигранных Зурину.)

30 — Каких успехов в обучении Петруши добился Савельич за семь лет? (Мальчик

выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля.)

40 — За какие достоинства стремянный Савельич получил “повышение”, став дядькой

маленького барина? (“...за трезвое поведение”.)

Гринёв-отец

20 — В каком чине вышел в отставку Андрей Петрович Гринёв? (Вышел в отставку

премьер-майором.)

30 — “Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да

будет...” Закончите реплику Гринёва-старшего. (“...солдат, а не шаматон”.)

40 — С какой просьбой обращается Гринёв-старший в письме к своему другу Андрею

Карловичу? (“Моего повесу... держать в ежовых рукавицах”.)

Гринёв-сын

10 — Как сам Гринёв определил жанр своего стихотворения, посвящённого Маше?

(Песенка.)

20 — Иван Игнатьевич при первой встрече с Гринёвым поинтересуется: “В каком полку

изволили служить? Зачем вы изволили перейти из гвардии в гарнизон?” Как на

последний вопрос ответил Гринёв? (“Такова воля начальства”.)

30 — Как долго был без сознания раненый Гринёв? (Пришёл в сознание на пятые сутки.)

Швабрин

10 — Как долго служил Швабрин в Белогорской крепости? (Пятый год.)

20 — Как всякий раз обращается Швабрин к Пугачёву? (Государь.)

30 — Как отреагировал Швабрин на грозные слова Пугачёва: “И ты смел меня

обманывать? Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?” (Упал на колени перед Пугачёвым.)

Пугачёв

10 — Как всегда обращается Пугачёв к Гринёву? (“Ваше благородие, ты...”)

20 — Как долго Пугачёв принимал присягу обитателей Белогорской крепости? (Около

трёх часов.)

30 — Как был одет Пугачёв во время приёма присяги в Белогорской крепости? (В

красивый казацкий кафтан, обшитый галунами, и в высокую соболью шапку с золотыми

кистями.)

Капитан Миронов

20 — Какого мнения Иван Кузьмич о всех стихотворцах? (“Все они люди беспутные и

горькие пьяницы”.)

30 — Как долго Иван Кузьмич служит в Белогорской крепости? (Двадцать второй год.)

40 — Сколько солдат служило в Белогорской крепости под началом капитана

Миронова? (130 солдат.)

Второй раунд

Пословицы

20 — Какая пословица взята Пушкиным в качестве эпиграфа ко всей повести

“Капитанская дочка”? (Береги честь смолоду.)

40 — Какую пословицу припомнит Пугачёв в ответ на слова Гринёва: “Ах! я было и

забыл благодарить тебя за лошадь и тулуп. Без тебя я не добрался бы до города и

замёрз бы на дороге”? (Долг платежом красен.)

60 — Разговаривая с Василисой Егоровной, Иван Игнатьевич скажет: “Бог милостив:

солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил. Авось дадим отпор Пугачёву”.

И закончил свою речь пословицей. Какой именно? (Господь не выдаст — свинья не съест.)

80 — Какую пословицу дважды употребляет в “Капитанской дочке” Савельич?

Подсказка: ею он оправдывает участие молодого барина в дуэли и разбой пугачёвцевв

офицерских домах. (Конь и о четырёх ногах, да спотыкается.)

Одежда

20 — Верхняя одежда из толстого сукна. (Армяк.)

40 — Гринёв по приезде в Белогорскую крепость сразу отправляется представиться

коменданту. Дома его он не застал, а увидел Василису Егоровну, сидевшую у окна с

платком на голове и в... В чём именно? (В телогрейке.)

60 — Впервые Гринёв увидел капитана Миронова за учением солдат. Во что был одет

комендант крепости? (В китайчатый халат, а на голове у него был колпак.)

80 — В последний раз Пётр Андреевич Гринёв увидел Пугачёва во время казни

самозванца. Тот узнал Гринёва в толпе и за минуту до того, как мёртвая и

окровавленная голова будет показана народу, поприветствовал “его благородие”. Как

именно? Ответьте одной фразой. В вашем распоряжении 15 секунд. (Кивнул

головою.)

Проблемные вопросы:

1. Какие сцены, эпизоды повести запомнились вам больше всего, представляются особенно яркими?(группа художников, фрагменты фильма.)

2Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?

(Основной темой повести является народное восстание. В ней ставятся и вопросы внутренней политики, столкновение дворянства и крестьян. А поскольку это не только историческая, но и семейная повесть, Пушкин поднимает проблемы, связанные с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства.)

3 Среди предложенных на карточках слов, с помощью которых описывают обычно характеры людей, выберите те, которые относятся к Швабрину, Гриневу, Пугачеву.

Швабрин

Гринев

Пугачев

подлость

впечатлительность

жестокость

предательство

смелость

великодушие

жестокость

храбрость

смелость

властолюбие

решительность

доброта

слабость духа

преданность

вспыльчивость

трусость

верность

одиночество

хитрость

искренность

властность

изворотливость

потребность в любви

милосердие

одиночество

прямодушие

благодарность

 

 

властность



4. Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем?

(Мемуарист Петр Гринев – истинный дворянин, убежденный противник насильственных потрясений – в то же время чувствовал себя обязанным рассказать правду о восстании и о его руководителе Пугачеве. Таким образом, выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно показать развитие исторических событий.)

5. Как вы понимаете эпиграф к повести? Что имел в виду поэт, когда говорил о чести? Только ли верность воинской присяге? (Кузина, словарь)

2. Я приглашаю вас к размышлению о самой важной проблеме современной цивилизации – воспитании человека.

II. Первая учебная ситуация. "Честь истинная – всегда в соответствии с совестью" (Д. Лихачев).

В процессе беседы выявить, насколько у учащихся развито представление о нравственных качествах: чести, совести, достоинстве.

-С детства нас учат добру и справедливости, учат отличать правду от лжи, бескорыстие от зависти, первым долгом родителей во все времена было дать хорошее воспитание своим детям. Почему именно воспитание, а не образование?

(Можно много учиться, но если не знать законов, по которым строится жизнь или не соблюдать их, то вряд ли жизнь вообще можно построить).

-Что же нужно человеку, чтобы жить правильно?

-Так как вы очень молоды, прошу вас обратиться к мудрости величайшего гуманиста ХХ века академика Д.С. Лихачева.

Демонстрация портрета Д. С. Лихачева.

Чтобы правильно жить, необходимо:

  1. Не совершать никаких поступков, которые бы роняли достоинство человека;

  2. Уметь жертвовать собой;

  3. Ничего не делать против своей совести. (Запись в тетради)

-Какой смысл вы вкладываете в слово "совесть"?

-Автор толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даль дает такое определение этому слову:

Совесть - внутреннее сознание добра и зла, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла.

-Какие качества являются слагаемыми совести? (Истина и добро);

-Вновь обратимся к Д. С. Лихачеву. Что сопутствует совести? (Честь);

-В чем видит выражение чести ученый? (В том, что человек держит слово, не нарушает этических норм, соблюдает достоинство и т. д.);

-Близко ли мнение Лихачева определению "чести" В.И. Даля?

Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, честность, доблесть, благородство души и чистая совесть.

Вывод: Что необходимо человеку, чтобы быть Человеком? Как говорит об этом академик Д.С. Лихачев? Зачитайте.

III. Вторая учебная ситуация. "Да кто его отец?"

-Кто является образцом чести и совести в повести?

На основе исследования выяснить наказ А.П. Гринева – обычное напутствие при прощании или передача семейных традиций. (выступление учащихся с исследовательской работой)

Учитель: Совесть, благородство, честь – понятия вечные, неизменные во все времена и во всех эпохах. Как воспитать в себе эти качества? Обратимся в прошлое за уроком на будущее.

Предлагаю вашему вниманию иллюстрацию к повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка", написанной в 19 веке. Какой эпизод запечатлел на рисунке художник Бенуа? (Герой повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Андрей Петрович Гринев, провожая семнадцатилетнего сына на службу, наказывает ему "беречь честь смолоду").

-Случайно ли это напутствие? Сделаем вывод на основании выступления.

Вывод: Прощальные слова, обращенные к сыну, который начинает самостоятельную жизнь, нельзя рассматривать как случайные, как нравоучение, обязательное при прощании. Это – напутствие сыну, это то, что особенно важно для Андрея Петровича. Это традиционный завет семьи, который он, как знамя, передает своему сыну.


-Петр Гринев прожил долгую жизнь. Выполнил ли он при этом наказ отца - беречь честь смолоду?

(Петр Гринев не только сохранил честь, по завету отца, но и расширил её границы. Если для Гринева-отца честь – это прежде всего честь дворянина и офицера, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения. Честь для Петра Гринева не только сохранение офицерского и дворянского достоинства, но и доброе отношение к людям, верность слову и любви.

Гринев - младший заслужил право называться «сыном Андрея Петровича Гринева».

И в свои 20 лет он достоин имени Петра Андреевича Гринева, а не просто Петруши.)

Вывод: За что же держаться человеку, чтобы сохранить честь в глазах людей?

(Ответ «Капитанской дочки» понятен: держаться надо за свою совесть, зачесть в глазах Бога, за любовь и милосердие. Это поможет сохранить честь и в глазах людей. Повесть одухотворяет идея того, что в жизни всегда есть место для высоких порывов души и для добра.)

Вот к таким нравственным выводам мы приходим, читая повесть «Капитанская дочка».

Третья учебная ситуация. "Пушкин – это наше все!"

Выяснить, в чем современность Пушкина.

  • Почему повесть А. С. Пушкина близка нам, живущим в 21 веке?

  • Чем стало творчество А. С. Пушкина для русского человека?

Обсуждение тем домашнего сочинения.

ТЕМА 1. Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»


  • Детство и юность, среда, воспитавшая героя.

  • Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.

  • Отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости.

  • История любви к Маше.

  • «Благие» потрясения.

  • История отношений с Пугачёвым (развитие характера и определение взглядов на жизнь).

  • Основные черты героя, типичность образа.

Тема 2.»Береги честь смолоду».Гринёв и Швабрин.


  • Что общего у Гринева и Швабрина?

  • Как поступает герои в ситуациях выбора?

  • Как каждый из героев относится к людям?

  • Любовь или долг? Любил ли Швабрин Машу?

  • Как судьба героев соотносится с эпиграфом к повести?

Заключительное слово учителя.

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу…










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Обобщающий урок литературы в 8 классе А.С. Пушкин повесть "Капитанская дочка"

Автор: Кремнева Елена Юрьевна

Дата: 23.12.2016

Номер свидетельства: 372889

Похожие файлы

object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Обобщающий урок по русской литературе "
    ["seo_title"] => string(46) "obobshchaiushchii-urok-po-russkoi-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "198746"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428447342"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "итоговый тест по литературе 8 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "itoghovyi-tiest-po-litieraturie-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "106362"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1403001755"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Пунктуация сложных бессоюзных предложений "
    ["seo_title"] => string(51) "punktuatsiia-slozhnykh-biessoiuznykh-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "198312"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428393807"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства