kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок обучения грамоте (чтение) «Прощание с Азбукой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие  с использованием цифрового оборудования.

 Обобщить знания учащихся, полученные при изучении азбуки.

Создание ситуации, в которой учащиеся применяют свои знания.

Способствовать развитию умения грамотно, выразительно излагать свои мысли, дать возможность детям выразить свои чувства, эмоции.

Способствовать привитию интереса к книге, к чтению.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок обучения грамоте (чтение) «Прощание с Азбукой»»

Обобщающий урок обучения грамоте (чтение)

«Прощание с Азбукой»

Тип урока: урок обобщение и систематизация предметных ЗУНов и

УУД.

Форма урока: урок-путешествие с использованием цифрового оборудования.

Цель: обобщить знания учащихся, полученные при изучении азбуки.

Задачи:

1.Создание ситуации, в которой учащиеся применяют свои знания.

2.Способствовать развитию умения грамотно, выразительно излагать свои мысли, дать возможность детям выразить свои чувства, эмоции.

3.Способствовать привитию интереса к книге, к чтению.


Оборудование:

  • интерактивная доска

  • записи песен в режиме Р3

  • подарки (книги)

  • проекты учащихся на тему: «Азбука»


Формируемые УУД:

-умение выступать перед другими, держаться у доски;

-развитие мышления, творческих способностей;

-умение ориентироваться в практических заданиях и регулировать весь процесс его выполнения;

-развитие способностей делать выводы, самостоятельно выделять

существенные признаки сравниваемых объектов;

-умение оформлять свою мысль в устной речи.


Планируемые результаты

Личностные результаты: проводят самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


Предметные результаты: могут самостоятельно правильно называть все буквы алфавита, составлять слова из букв и слогов, использовать свои знания на практике.


Метапредметные результаты:

- оценивают правильность выполнения действий;

- высказывают свои предположения;

- слушают и понимают речь других;

-находят ответы на вопросы, используя информацию, полученную на предыдущих уроках.

Ход урока.

1.Орг.момент

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.


2.Постановка учебной задачи.

Урок начинается, гости улыбаются,

А дети постараются сегодня показать,

Все, чему учились, все, к чему стремились,

Потому что в мире надо много знать!


В жизни всё начинается с малого: с зёрнышка – хлеб, с лучика – солнышко, с кирпичика – дом, а знания – с первой книги каждого человека – Азбуки или Букваря.

Сегодня мы собрались для того, чтобы сказать добрые слова тому, кто был другом для нас с сентября по сегодняшний день, кто всё это время молчал, но каждый миг учил нас доброму, справедливому и хорошему. Своим умением читать и писать мы благодарны этой книге – книге, с которой начинают учиться все: инженеры и академики, врачи и президенты, лётчики и повара. И помогла нам в этом первая учебная книга, которая называется «Азбука». Вы уже выучили все буквы алфавита, научились хорошо читать по «Азбуке». Страницы этой необыкновенной книги, первой в вашей жизни, которую вы смогли прочитать самостоятельно, учили не только буквам и чтению, но и доброте, воспитанности и, конечно же, дружбе.

Учитель: Сегодня существует много учебников для изучения букв: «Моя любимая АЗБУКА», «Русская Азбука», «Букварь», «Букварёнок», «Буква за буквой».

- А кто был создателем самой первой славянской азбуки – кириллицы? (2 брата – Кирилл и Мефодий)

Ребята, а вы знаете, почему так назвали азбуку? Все очень просто. Сейчас мы называем буквы а, бэ, вэ, гэ. А раньше букву А называли Аз, Б – буки, В – веди. Так и получилось название от двух первых букв алфавита Аз и Буки – Азбукa

Шли столетия, азбука менялась и появилась первая печатная книга для детей – «Букварь». Ещё её называли «Азбукой» или «Грамматикой».

- Кто написал и напечатал первый русский букварь? (Иван Фёдоров)

Учитель: Вы в школе полгода уже отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились.
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала.
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда.
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала!

Мы этот урок посвящаем ей.

Учитель: На нашем уроке не хватает одной гостьи. Отгадайте кто она.

Изучив ее секреты,

Ты на все найдешь ответы.

Напрягите ум слегка,

Книга эта… (Азбука)


Азбука: Вот и я, мои друзья,

Всех вас видеть рада я.

Я – азбука, учу читать!

Меня никак нельзя не знать.

Меня изучишь хорошо –

И сможешь ты тогда,

Любую книжку прочитать

Без всякого труда.


Песня: «Азбука" (слова З.Петровой, муз. А.Островского)

- Сегодня на уроке мы повторим изученные буквы, выполним различные задания с ними и поговорим о прекрасном.

– Сколько букв в русском алфавите? (33)

--Для начала вспоминаем весь алфавит.

–На какие 2 группы можно разделить все буквы? (гласные и согласные).

–Как отличить гласный звук от согласного? (гласные поются, произносятся с голосом, при произношении не встречают преграду).

(правила-стихотворения)


Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают пыхтеть и ворчать.


А согласные согласны

Шелестеть, пыхтеть, свистеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ученик: Что за дом, где все поют?
Верно, буквы в нем живут.
Что за музыка там льется?
Смех звучит, народ смеется!
В доме Азбуки однажды
Собралась вся семья:
Тридцать три сестры и брата –
Буквы все от А до Я.

-О каком «доме» идёт речь в стихотворении?

Учитель: Уважаемая Азбука! Принимай парад войск от А до Я.

Азбука: Есть принять парад! Войско мое славное стройся. Гласные, шагом марш!

А Вот два столба наискосок

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.


Е На странице в азбуке

Проживает буква е.

Три ступеньки вверх ведут.

Никого не подведут.



Ё Е и Ё- родные сестры,

Различать сестер непросто.

Но у буквы Ё две точки.

Словно к лесенке гвоздочки.


И На калитку посмотри:

Чем она не буква и.

Между двух простых досок

Одна легла наискосок.


О В этой букве нет угла

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.


У У - сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.


Ы А бедняжка буква Ы

Бродит с палочкой, увы.


Э Это э с открытым ртом

И большущим языком.


Ю Чтобы о не укатилось

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось

Получилась буква Ю.


Я Буква Я всегда была,

Всем и каждому мила.

Но советую, друзья,

Помнить место буквы я.



Учитель. Перед вами 10 букв. Что их объединяет? (Обозначают гласные звуки)

А О Ы И Е Э Ё О У Ю Я

Буквы, разбейтесь на две группы. По какому признаку вы разъединились? (Буквы е ё ю я и -обозначают мягкость предшествующего согласного. Могут обозначать два звука.)


Азбука: Согласные, шагом марш!

Б Буква Б с большим брюшком

В кепке с длинным козырьком.


В В алфавите, в азбуке

Третья - это буква В.

С тонкой палочкой - две дужки,

Рядышком сидят подружки.


Г Вот перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.


Д Буква Д, как дом на ножках

Есть труба и есть окошко.


Ж Стала снежинка буквою ж,

Солнце её не растопит уже.


З На эту букву посмотри:

Она совсем, как цифра 3.


Й Летает над калиткой птица,

Но на калитку не садится.


К На дереве веточка

Низко склонилась,

И вдруг в букву К

Оно превратилось.


Л Алфавит продолжит наш

Буква Л - лесной шалаш.

М Хорошо известно всем:

Где метро там буква М.


Н Там я букву Н найду,

Где гамак висит в саду.


П Влез на букву озорник

Он решил, что П – турник.


Р Буква вышла на дорогу

Можно отдохнуть немного,

Если Р вдали видна,

Стоянка здесь разрешена.


С Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.


Т Молоток стучит «Тук- тук»

Букве Т я старый друг.


Ф С этой буквой на носу

Филин прячется в лесу.


Х Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка-

Ветру вольному подружка.

Ц Вот такая буква Ц

С коготочком на конце.


Ч Да, вы правильно решили,

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.


Ш Посмотри на букву Ш

Буква очень хороша.


Щ На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!


Азбука: Буквы, которые не обозначают звуков, стать в строй.


Ъ Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик- твердый знак

Чтобы не облиться.

Ь Мягкий знак живет беспечно,

Он без кепки ходит вечно.


- А зачем нужны эти буквы в русском языке?


- А теперь мы с вами отправляемся в путешествие на корабле. (презентация)

1-й слайд «Океан букв»

2-й слайд «Пролив слогов»

3-й слайд «Остров пословиц»


Ученик: Вначале мы буквы читали чуть-чуть

Теперь мы читаем страницы!

Спасибо, Азбука, тебе

За то, что помогла учиться.



Учитель: Но чтобы хорошо учиться, нужно быть очень внимательными на уроках. Сейчас я вас проверю. Мы сыграем с вами в игру «Это я»! Ребята, я сейчас буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите: «Нет не я, нет не я, и не все мои друзья!» Итак, начинаем. 
Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу? 
- Это я... 
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час? 
- Нет, не я... 
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?! 
- Это я... 
Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки? 
- Это я... 
Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух? 
- Нет не я... 
Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?! 
- Нет, не я... 
Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун? 
- Нет не я... 
Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч? 
- Это я... 
Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру? 
- Это я... 
Это кто играл в футбол и забил в окошко гол? 
- Нет не я... 
Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?! 
- Это я... 
Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей? 
- Нет, не я...

Ученик: Много с буквами хлопот, Уж такой они народ. Но, когда с умом, толково Их поставить в чёткий ряд, Превратятся буквы в слово - И с тобой заговорят…

Остров «Узнай слово по буквам» (на доске)

АЛКОШ (ШКОЛА), ИНГАК (КНИГА), КЫЗЯ (ЯЗЫК)

-На доске записаны слова? Почему?

Учитель: На уроках обучения грамоте мы знакомились с многозначностью слова. Какие значения у слова ЯЗЫК? (язык пламени, - язык колокола, - орган речи, - русский и иностранный язык.


Ученик:

Буквы, слоги и загадки

В доброй Азбуке живут.

По ступенькам, постепенно

К миру сказок нас ведут.


Остров «Путешествие по сказкам» (презентация)

Возле леса, на опушке трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три медведя)


Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,

Он, сам того не ведая, несет ее домой.

Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь!

Название этой сказки… (Маша и Медведь)


Все девчонки и мальчишки полюбить его успели.

Он — герой веселой книжки, за спиной его — пропеллер.

Над Стокгольмом он взлетает высоко, но не до Марса.

И малыш его узнает. Кто же это? Хитрый (Карлсон)


Подарит новое корыто, и новый дом, и слуг в придачу.

Но если уж она сердита, с ней вместе уплывёт удача!

Исчезнет всё, и в море зыбком растает…(Золотая рыбка)


Кто работать не хотел, а играл и песни пел?

К братцу третьему потом прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребёнку. И называется…(Три поросёнка)


Удивляется народ: едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи ест большие калачи!

Чай сам наливается по его хотению,

А сказка называется…(По щучьему велению)


Было яичко у нас золотое, а осталось лукошко пустое…

Плачет дед. Плачет баба, но их утешает…(Курочка Ряба)


Их приглашают с другом Геной на день рожденья непременно.

И любит каждую букашку забавный добрый …(Чебурашка)


Остров «Загадок»

Кто шагает с сумкой книг

Утром, в школу… (ученик)


В коридоре топот ног

Кто зовет всех в класс… (звонок)

То какой ты ученик

Всем покажет твой… (дневник)


Долгожданный дан звонок

Это кончился… (урок)

Чтобы ручками писать,

Приготовим мы… (тетрадь).


Кто альбом раскрасит ваш?

Ну, конечно… (карандаш.)


Ученик:

Нас научила Азбука читать,

Слова на слоги разделять,

Открыла тайны многих книг,

К ней любой из нас привык!


Остров «Буква заблудилась»

Среди букв найдите «лишнюю»

Ж Ш В Ц (В-обозначает твердый и мягкий звуки)

Л Й Т Р Н ( Т-обозначает глухой звук)

С Ч Щ Й (С-обозначает твердый и мягкий звуки)

Б Г Х Ж З (Х-обозначает непарные по звонкости-глухости звуки)

-Вот и закончилось наше путешествие.

Ученик

Мы теперь читаем сами,

Знаем слоги и слова.

Скажем Азбуке: "Спасибо!" –

Расставаться нам пора!


Ученик

Нам она свои страницы открывала,

Обучая, развлекая, веселя.

Знаний нужных нам дала немало!

И теперь мы – лучшие друзья!


Игра с классом


Азбука дала вам знанья,

Они с вами навсегда.

Самый первый свой учебник

Помнить будете вы? (Да).


Впереди ребят ждут книги,

Знаний принесут вам свет.

Они любят аккуратность.

Будете вы рвать их? (Нет).


Книги многое расскажут,

Не обманут никогда.

Нужно только быть прилежным.

Будете лениться? (Нет).


Будь ты с книгой аккуратен,

Сохрани на много лет.

Не рисуй, не ставь в ней пятен.

Все тебе понятно? (Да).


Прочти книгу с интересом,

В каждой книге есть совет.

Книга станет лучшим другом.

Друга бросите вы? (Нет).


Знайте, каждая из книжек,

Словно яркая звезда.

Книги знайте и любите.

Будете беречь их? (Да).


Ученик:

Как сегодня радуются дети –
Стало больше грамотных на свете!
Скажем Азбуке мы «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье



Азбука: Пора, друзья, проститься нужно.

Всех поздравляю от души.

Пусть в этой школе живут дружно и старшие, и малыши!

Чтобы побольше вы книжек читали,

Чтобы красиво в тетрадках писали,

Чтобы умели считать, рисовать

Чтобы учились на круглые «пять».


УЧИТЕЛЬ:

Вот настал момент прощанья, 
Праздник Азбуки прошел. 
Говорим мы : «До свиданья!», 
И до новых встреч, друзья!

До свидания! До свидания! 
А на следующий год 
Наша Азбука научит 
Тех, кто в первый класс придет

Песня «Прощание с букварём»

Слово родителям. Ребята! Вы много узнали, благодаря первой учебной книге «Азбуке». Пусть и другие учебники приносят вам радость от общения с ними, чтобы с каждым днём вы узнавали всё больше и больше доброго и полезного для себя.

С первой победой всех поздравляем. На память книги вам вручаем! Чтобы больше вы книжек читали! Чтобы в дальнейшем вы умными стали.

Рефлексия (солнышко грустное и весёлое)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Обобщающий урок обучения грамоте (чтение) «Прощание с Азбукой»

Автор: Жердева Ирина Александровна

Дата: 22.03.2016

Номер свидетельства: 308869

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по системе "Школа России""
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-dlia-1-klassa-po-sistiemie-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "308817"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458667795"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Методическая разработка мероприятия "Прощай, Азбука!" "
    ["seo_title"] => string(59) "mietodichieskaia-razrabotka-mieropriiatiia-proshchai-azbuka"
    ["file_id"] => string(6) "153760"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421067851"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства