kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика героев.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: составление плана сравнительной характеристики Обломова и Штольца; беседа по составленному плану с использованием цитат из романа, высказываний критиков Н. А. Добролюбова, А. В. Дружинина, Д. И. Писарева.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика героев.»

ОБЛОМОВ И ШТОЛЬЦ.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА



Цели: составление плана сравнительной характеристики Обломова и Штольца; беседа по составленному плану с использованием цитат из романа, высказываний критиков Н. А. Добролюбова, А. В. Дружинина, Д. И. Писарева.



Ход урока

Составление плана по теме. беседа с учащимися.



Обломов и Штольц


I. Современное общество, представленное в романе И. А. Гончарова «Обломов».


II. Обломов и Штольц – сверстники, товарищи, образованные, мыслящие и чувствующие люди.


III. Противопоставление героев.


1. Черты характера:

1) Обломов – натура кроткая, мечтательная, доверчивая, нежная («голубиная» душа), благородная, добрая, чистосердечная: «невозможно узнать Обломова и не полюбить его глубоко… Обломов любезен всем нам и стóит беспредельной любви…» (А. В. Дружинин); Штольца отличают энергия, сильная воля, подвижность;

2) Обломов лишен самодовольства, честолюбия, в нем сердце преобладает над разумом; Штольц – натура рациональная, расчетливая;

3) отвлеченный ум, развитое воображение у Обломова, склонность к философским раздумьям о высоком назначении человека; трезвый, практический ум Штольца;

4) отсутствие у Обломова интереса к науке, скептическое отношение к жизни деловых людей; стремление Андрея Штольца к постоянному пополнению знаний, к деловым связям.


2. Образ жизни, идеалы:

1) праздность, пассивность Обломова; активность, кипучая коммерческая деятельность Штольца;

2) культ покоя, абсолютного безделья (Обломов); культ труда (Штольц).


3. Обстоятельства, влиявшие на формирование характеров героев:

1) крепостническая среда, взрастившая лень Обломова, сформировавшая его психологию и «гнусную привычку получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других…» (Н. Добролюбов); деятельная атмосфера в семье Штольца;

2) Обломов воспитан нежно… ни холода, ни голода «никогда не терпел, нужды не знал…», Штольц воспитан в непрестанной деятельности;

3) отсутствие у Обломова связи с внешним миром; связи Штольца с деловыми людьми.


4. Несостоятельность героев во взаимоотношениях с Ольгой Ильинской: Обломов познает счастье настоящей жизни и ничтожество прошедшей благодаря чувству к Ольге и самой Ольге, однако инертность, апатия Обломова оказались сильнее любви; замкнутый круг интересов прозаически неутомимого, деятельного Штольца неприемлемы для требовательной, ищущей, самоотверженной Ольги, стремящейся идти вперед.

5. Способы художественной типизации образов:

1) внешность: леность, медлительность движений, отсутствие «всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица» Обломова; мускулистость, костистость фигуры Штольца;

2) диалоги, споры – основной способ раскрытия характеров героев, их взглядов;

3) внутренние монологи;

4) своеобразие языка героев: особенности лексики, манеры говорить;

5) характеристика сопоставляемых героев другими персонажами;

6) ретроспекция (отступление в прошлое героев);

7) бытовая деталь;

8) роль пейзажа в раскрытии характеров;

9) контраст – главный идейно-композиционный прием, позволяющий глубже понять мысли, чувства, поступки героев;

10) полнота, обстоятельность, яркость, пластичность обрисовки Обломова, изображенного в типичных патриархально-крепостнических условиях; схематизм, бледность, эмоциональная безликость Штольца, не показанного в типичных для него обстоятельствах;

11) доверительный тон повествования, сочетающий в себе мягкий юмор (а порой и иронию) и лиризм.


IV. Идейно-нравственный смысл образов.

1. Неспособность к труду, неприспособленность к жизни Обломова («Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить»), отсутствие высокой цели; предприимчивость, кипучая деятельность Штольца, для которого содержанием, целью жизни является труд (как средство собственного обогащения, личного благополучия).

2. Позиция автора: добродушное отношение к Обломову, к изображаемой жизни – при отрицании ее основ (Обломов – порождение и следствие «обломовщины», исторически уходящий тип носителя дворянской культуры); бесстрастное отношение к Штольцу: делец новой формации, представитель людей новой эпохи, однако практицизм Штольца, ограниченность его интересов далеки от нравственных идеалов [16. С. 72–74].


V. Оценка героев русскими критиками (Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»; А. В. Дружинин. «"Обломов",  роман И. А. Гончарова»; Д. И. Писарев. «"Обломов". Роман И. А. Гончарова»).



Домашнее задание.

1. Женские образы в романе (Ильинская, Пшеницына).

2. Индивидуальное задание по теме: Захар. Что общего между Захаром и Обломовым? 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика героев.

Автор: Шилов Анатолий Валерьевич

Дата: 01.03.2020

Номер свидетельства: 541551

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Система уроков по роману И. А. Гончарова "Обломов" (лит-ра 10 класс) "
    ["seo_title"] => string(64) "sistiema-urokov-po-romanu-i-a-goncharova-oblomov-lit-ra-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "184303"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426018516"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Открытый урок на тему "Идейно-композиционная роль Штольца в романе И. А. Гончарова «Обломов»""
    ["seo_title"] => string(94) "otkrytyi-urok-na-tiemu-idieino-kompozitsionnaia-rol-shtol-tsa-v-romanie-i-a-goncharova-oblomov"
    ["file_id"] => string(6) "276221"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452692375"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Предложения с обращениями"
    ["seo_title"] => string(32) "priedlozhieniiasobrashchieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "266022"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450083910"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства