kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему "Идейно-композиционная роль Штольца в романе И. А. Гончарова «Обломов»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: "Идейно-композиционная роль Штольца в романе И.А.Гончарова "Обломов" Сравнительная характеристика Облооваи Штольца"

Форма работы: урок-исследование, беседа, анализ художественного текста.

Методы обучения: эврестический, объяснительно-иллюстративный.

Цель урока: выявить особенности авторской позиции через сопоставление героев (Обломова и Штольца); формировать навыки характеристики литературных персонажей, исследовательские навыки, логическое мышление; воспитывать вдумчивого читателя, обогащать речь учащихся.

Оборудование урока: портрет И.А.Гончарова, тексты романа И.А.Гончарова «Обломов», тетради для работ по литературе, иллюстрации.

Учащиеся должны знать:

- содержание романа И.А.Гончарова «Обломов»;

- основную мысль произведения;

- главные образы.

Учащиеся должны уметь:

- правильно отвечать на поставленные учителем вопросы;

- выразительно читать указанные учителем эпизоды и цитаты из текста;

- обобщать и систематизировать учебный материал;

- совершенствовать навыки работы с текстом;

- сопоставлять материала романа, сранвивать героев по заявленным критериям;

- делать выводы и связывать их в монологическое высказывание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Идейно-композиционная роль Штольца в романе И. А. Гончарова «Обломов»"»


Идейно-композиционная роль Штольца в романе «Обломов»

Сравнительная характеристика: Обломов и Штольц

Завязка - «ТЕПЕРЬ или НИКОГДА»- в какой момент жизни мы можем произнести такие слова? (,,,)- Кто первым их произносит в романе И.А. Гончарова «Обломов»? (Штольц ---- («Я попробую приподнять тебя, может быть в последний раз»)


Автор во 2 части романа неслучайно вводит нового героя нового героя – Андрея Штольца. Итак, запишите тему урока (…), цель урока – определить роль образа Штольца в романе «Обломов» и сравнить героев.


Андрей Иванович Штольц появляется в романе как персонаж, которого давно ждет главный герой. Сцена этой встречи замечательно воспроизведена в фильме Н.Михалкова, снятом по мотивам романа – «Несколько дней из жизни Обломова». Давайте вместе посмотрим этот фрагмент. Обратите внимание, как ведет себя главный герой при встрече.


Ваше впечатление--- что в поведении Обломова, в его реакции на приезд друга сразу выделяет Штольца среди всех персонажей, с которыми мы встретились в 1 части романа? (…)


Очевидно, что Штольц выведен в романе как противоположность Обломову. Даже самый неопытный читатель сразу заметит, насколько разными изображает Гончаров своих героев. Являются ли они антиподами? Или в них есть нечто общее? Давайте определим гончаровскую точку зрения на этот вопрос.


Обратимся к антропонимике---ФИО героев Мы уже говорили о символике имен у И. А. Гончарова.

Вспомним (по памяти или подсмотрим в тетради)

Илья - Древнееврейское «божья помощь» исчезнувшего.

Илья Ильич «Илья в квадрате»- достойный продолжатель родовых традиции.

Обломов - обломок---Остаток чего-либо прежде существовавшего.

На доске: АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ ШТОЛЬЦ ----

Штольц (от немецкого stolz - 'гордый')

Андрей--русское (русский по матери и немец по отцу) в переводе с греческого означающее 'мужественный, храбрый'---Штольц носит имя одного из самых почитаемых святых на Руси — св. апостола Андрея Первозванного, один из его двенадцати учеников.

Иванович - русская форма древнееврейского имени Иоанн - милость Божия (сопоставьте с именем Обломова)


Прокомментируйте ФИО героев, сделайте вывод. Значение ФИО начинает противопоставление двух героев: кроткого и мягкого Ильи - упорному и несгибаемому Андрею.

Проверим домашнее задание: выявить сходства и различия между Обломовым и Штольцем. Слушаем ответы и заполняем вместе таблицу.

Возраст

Портрет

Родители

Воспитание

Отношение к учебе

Дальнейшее образование

Образ жизни

Ведение хозяйства

Жизненные стремления

Взгляды на общество

Отношение к Ольге

Взаимоотношения

Самооценка


У ДОСКИ по 1му называем и записываем черты характера:


Особенности характера

Инфантильность, бездеятелен, неряшлив, нерешителен, ленив, апатичен, НО: умен, мечтателен, не лишен тонких душевных переживаний, поэтичен

Деятелен, умен, ТРУДОЛЮБИВ, прагматичен, уелеустремлен, резок, предприимчив, волевой, практичен, аккуратен, любит комфорт, высокие духовные устремления, душевная тонкость, восприимчивость к красоте НО: рассудок преобладает над чувством ---- рационалист ---чем-то он напоминает машину, робота, суховатый


  • Вывод: Как называется художественный прием, который использует Гончаров в обрисовке образов Обломова и Штольца? (антитеза) Таким образом, образы этих героев в романе противопоставлены почти по всем параметрам. Но нельзя сказать, что противопоставление это абсолютно строгое. Можно отметить несколько СХОДНЫХ черт в характерах Обломова и Штольца: способность на глубокие искренние чувства, светлые воспоминания о детстве, привязанность к матери, ум и способность анализировать свои поступки.


  • Для чего писатель прибегает к использованию приема антитезы? Как это помогает читателю в восприятии героев романа? (как его появление помогает нам глубже проникнуть в суть характера Обломова. раскрыть полнее образ главного героя?). Сравните промежуток времени, описанный в 1 части романа, с тем, сколько длятся события 2 части?


  • МОЖНО НАЗВАТЬ -/+? Оба героя являются личностями, внутренний мир которых нельзя рассматривать, исходя только из диаметральных различий их мироощущений. ЕСТЬ Т.З = Обломов и Штольц в широком смысле есть как бы две крайности национального русского характера, в котором сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему.


  • ВЫВОД---- Как образ Штольца связан с развитием действия романа? Запись: Штольцу отведена особая идейная роль: он открывает нам нового Обломова и показывает другую сторону «обломовщины». Причины отгороженности главного героя от внешнего мира, от социальных проблем, оказывается, гораздо глубже, чем барство и привычка к ничегонеделанию. Образ жизни, который ведет Обломов – это своеобразный, не вполне осознанный вызов бездуховности современному Обломову обществу. Герой не видит цели, к которой стоило бы стремиться. Герой не считает себя исключением, видя «легион» таких же не нашедших себя, увядающих людей.

  • Принимая во внимание все вышесказанное, мы понимаем, что Штольц создан Гончаровым как антипод не только Обломову, но и всему «легиону» вынужденных влачить свое бесцельное существование, не нашедших своего места в жизни людей. В определенном смысле Штольц – это представитель нового поколения, способного пробудить Россию от спячки, противостоять «обломовщине».

  • Какой из них ближе вам, современным читателям?

  • Как вы думаете, почему сам Гончаров и многие критики считали, что образ Штольца не удался писателю?


1889год - А.П. Чехов писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе осень хорошо и собой довольная…» Поделитесь своими мыслями по поводу этого высказывания Чехова (ОБЛОМОВ выглядит колоритнее, живее,а Штольц ---искусственным механизмов) Подведение итогов.

  • Какой смысл скрывается за выведенной в романе антитезой «Обломов – Штольц»?

  • Какова роль Штольца в романе «Обломов»?

  • Можно ли назвать Штольца идеальным героем? Почему?

  • Чем интересен образ Штольца нам, читателям России 21 века?

Выставление оценок,


Дом.зад. Ольга Ильинская в жизни Обломова (портрет, черты характера, жизненные цели, изменения в Обломове)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Миронович Ольга Викторовна

Дата: 13.01.2016

Номер свидетельства: 276221


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства