Открытый урок на тему "Идейно-композиционная роль Штольца в романе И. А. Гончарова «Обломов»"
Открытый урок на тему "Идейно-композиционная роль Штольца в романе И. А. Гончарова «Обломов»"
ТЕМА: "Идейно-композиционная роль Штольца в романе И.А.Гончарова "Обломов" Сравнительная характеристика Облооваи Штольца"
Форма работы: урок-исследование, беседа, анализ художественного текста.
Методы обучения: эврестический, объяснительно-иллюстративный.
Цель урока: выявить особенности авторской позиции через сопоставление героев (Обломова и Штольца); формировать навыки характеристики литературных персонажей, исследовательские навыки, логическое мышление; воспитывать вдумчивого читателя, обогащать речь учащихся.
Оборудование урока: портрет И.А.Гончарова, тексты романа И.А.Гончарова «Обломов», тетради для работ по литературе, иллюстрации.
Учащиеся должны знать:
- содержание романа И.А.Гончарова «Обломов»;
- основную мысль произведения;
- главные образы.
Учащиеся должны уметь:
- правильно отвечать на поставленные учителем вопросы;
- выразительно читать указанные учителем эпизоды и цитаты из текста;
- обобщать и систематизировать учебный материал;
- совершенствовать навыки работы с текстом;
- сопоставлять материала романа, сранвивать героев по заявленным критериям;
- делать выводы и связывать их в монологическое высказывание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Идейно-композиционная роль Штольца в романе И. А. Гончарова «Обломов»"»
Идейно-композиционная роль Штольца в романе «Обломов»
Сравнительная характеристика: Обломов и Штольц
Завязка - «ТЕПЕРЬ или НИКОГДА»- в какой момент жизни мы можем произнести такие слова? (,,,)- Кто первым их произносит в романе И.А. Гончарова «Обломов»? (Штольц ---- («Я попробую приподнять тебя, может быть в последний раз»)
Автор во 2 части романа неслучайно вводит нового героя нового героя – Андрея Штольца. Итак, запишите тему урока (…), цель урока – определить роль образа Штольца в романе «Обломов» и сравнить героев.
Андрей Иванович Штольц появляется в романе как персонаж, которого давно ждет главный герой. Сцена этой встречи замечательно воспроизведена в фильме Н.Михалкова, снятом по мотивам романа – «Несколько дней из жизни Обломова». Давайте вместе посмотрим этот фрагмент. Обратите внимание, как ведет себя главный герой при встрече.
Ваше впечатление--- что в поведении Обломова, в его реакции на приезд друга сразу выделяет Штольца среди всех персонажей, с которыми мы встретились в 1 части романа? (…)
Очевидно, что Штольц выведен в романе как противоположность Обломову. Даже самый неопытный читатель сразу заметит, насколько разными изображает Гончаров своих героев. Являются ли они антиподами? Или в них есть нечто общее? Давайте определим гончаровскую точку зрения на этот вопрос.
Обратимся к антропонимике---ФИО героев Мы уже говорили о символике имен у И. А. Гончарова.
Илья Ильич «Илья в квадрате»- достойный продолжатель родовых традиции.
Обломов -обломок---Остаток чего-либо прежде существовавшего.
На доске: АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ ШТОЛЬЦ ----
Штольц (от немецкого stolz - 'гордый')
Андрей--русское (русскийпо матери и немец по отцу) в переводе с греческого означающее 'мужественный, храбрый'---Штольц носит имя одного из самых почитаемых святых на Руси — св. апостола Андрея Первозванного, один из его двенадцати учеников.
Иванович - русская форма древнееврейского имени Иоанн - милость Божия (сопоставьте с именем Обломова)
Прокомментируйте ФИО героев, сделайте вывод. Значение ФИО начинает противопоставление двух героев: кроткого и мягкого Ильи - упорному и несгибаемому Андрею.
Проверим домашнее задание: выявить сходства и различия между Обломовым и Штольцем. Слушаем ответы и заполняем вместе таблицу.
Возраст
Портрет
Родители
Воспитание
Отношение к учебе
Дальнейшее образование
Образ жизни
Ведение хозяйства
Жизненные стремления
Взгляды на общество
Отношение к Ольге
Взаимоотношения
Самооценка
У ДОСКИ по 1му называем и записываем черты характера:
Деятелен, умен, ТРУДОЛЮБИВ, прагматичен, уелеустремлен, резок, предприимчив, волевой, практичен, аккуратен, любит комфорт, высокие духовные устремления, душевная тонкость, восприимчивость к красоте НО: рассудок преобладает над чувством ---- рационалист ---чем-то он напоминает машину, робота, суховатый
Вывод: Как называется художественный прием, который использует Гончаров в обрисовке образов Обломова и Штольца? (антитеза) Таким образом, образы этих героев в романе противопоставлены почти по всем параметрам. Но нельзя сказать, что противопоставление это абсолютно строгое. Можно отметить несколько СХОДНЫХ черт в характерах Обломова и Штольца: способность на глубокие искренние чувства, светлые воспоминания о детстве, привязанность к матери, ум и способность анализировать свои поступки.
Для чего писатель прибегает к использованию приема антитезы? Как это помогает читателю в восприятии героев романа? (как его появление помогает нам глубже проникнуть в суть характера Обломова. раскрыть полнее образ главного героя?). Сравните промежуток времени, описанный в 1 части романа, с тем, сколько длятся события 2 части?
МОЖНО НАЗВАТЬ -/+?Оба героя являются личностями, внутренний мир которых нельзя рассматривать, исходя только из диаметральных различий их мироощущений. ЕСТЬ Т.З = Обломов и Штольц в широком смысле есть как бы две крайности национального русского характера, в котором сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему.
ВЫВОД---- Как образ Штольца связан с развитием действия романа? Запись: Штольцу отведена особая идейная роль: он открывает нам нового Обломова и показывает другую сторону «обломовщины». Причины отгороженности главного героя от внешнего мира, от социальных проблем, оказывается, гораздо глубже, чем барство и привычка к ничегонеделанию. Образ жизни, который ведет Обломов – это своеобразный, не вполне осознанный вызов бездуховности современному Обломову обществу. Герой не видит цели, к которой стоило бы стремиться. Герой не считает себя исключением, видя «легион» таких же не нашедших себя, увядающих людей.
Принимая во внимание все вышесказанное, мы понимаем, что Штольц создан Гончаровым как антипод не только Обломову, но и всему «легиону» вынужденных влачить свое бесцельное существование, не нашедших своего места в жизни людей. В определенном смысле Штольц – это представитель нового поколения, способного пробудить Россию от спячки, противостоять «обломовщине».
Какой из них ближе вам, современным читателям?
Как вы думаете, почему сам Гончаров и многие критики считали, что образ Штольца не удался писателю?
1889год - А.П. Чехов писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе осень хорошо и собой довольная…» Поделитесь своими мыслями по поводу этого высказывания Чехова (ОБЛОМОВ выглядит колоритнее, живее,а Штольц ---искусственным механизмов)Подведение итогов.
Какой смысл скрывается за выведенной в романе антитезой «Обломов – Штольц»?
Какова роль Штольца в романе «Обломов»?
Можно ли назвать Штольца идеальным героем? Почему?
Чем интересен образ Штольца нам, читателям России 21 века?
Выставление оценок,
Дом.зад. Ольга Ильинская в жизни Обломова (портрет, черты характера, жизненные цели, изменения в Обломове)