• формировать первичное представление о романе; умение определять проблематику художественного произведения на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский»; способствовать выявлению учащимися авторского отношения к героям романа;
• продолжить работу над формированием умения находить средства выразительности художественного текста;
• обеспечить повторение теории литературы: конфликт, портрет, проблематика, основная мысль.
• умения исследовательской работы с текстом.
• чувство неприязни к подлости, деспотизму, бесчестию.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Цель | Время |
1 | Организационный | Здравствуйте, ребята! Все красивы, здоровы, можно начинать урок. Я уверена, что вы сегодня сделаете еще один шаг к постижению глубин мира литературы. | | Создать положительную эмоциональную атмосферу | 1 мин. |
2 | Целеполагание | Назовите героев, о которых идет речь в данных отрывках «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имении…» Сей …, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами…» | Ответы учащихся: К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский | Проверить знание текста | 1 мин |
| | - Каково положение каждого из героев? - Чем похожи и чем отличаются К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский? | Ответы учащихся: - роман А.С.Пушкина «Дубровский»; богатый помещик, второй – обедневший дворянин. - герои похожи судьбой, отличие в положении каждого героя, взглядах на жизнь. | | |
| | - Сформулируйте и запишите тему урока. | Под руководством учителя формулируется тема урока: «Нравственные и социальные проблемы романа А.С.Пушкина «Дубровский» | Определить тему урока, поставить цели работы. | 1 мин |
| | - Определим задачи урока, составим корзину идей. | Составление корзины идей (на доске и в тетрадях): проблема, роман, герои, конфликт, сюжет, основная мысль | | 3 мин |
3. | Актуализация субъективных знаний учащихся. | - Какую необычную и благородную тему затрагивает автор в романе? - Как вы понимаете выражение «благородный разбойник»? - В каких художественных произведениях встречается тема «благородного разбойничества»? | Ответы учащихся | Подготовка к изучению нового материала | 3 мин |
4. | Изучение нового материала | 1. Работа с текстом. - О ком говорится в начале произведения? - Что связывало этих двух героев? - Как вы думаете, что нам необходимо сделать, чтобы понять, какие проблемы затрагиваются в произведении? | Ответы учащихся | Проверка знания текста | |
| | Работа в группах. Анализ 1-2 глав. - Давайте с вами составим характеристику старых друзей Дубровского и Троекурова, поработав в группах. Примерный план рассказа: 1. Происхождение героя. 2. Как сложилась жизнь в прошлом. 2. Материальное положение на момент действия в романе. 3. Увлечения. 3. Отношение окружающих людей к герою. 4. Поведение во время ссоры. 5. Поведение во время суда (слайд 2) | Работа в группах. Составление характеристик героев. | Развитие умения анализировать сюжет рассказа, составлять характеристику героев | 7 мин |
| | - По мере выступления каждой группы, другая группа делает записи в таблице. | Выступление групп. Заполнение сравнительной таблицы | Отчет о результатах работы групп, составление характеристики героев | 4 мин |
| | - Что мы можем сказать К.П. Троекурове и А.Г. Дубровском? - Чем окончилась их ссора? | Ответы учащихся | | |
| | - В чем же заключался конфликт произведения? - Запишите в тетради | Записи в тетрадях | Определение конфликта произведения | 1 мин |
| | Работа по теории литературы: - Как вы понимаете слово «конфликт»? | Ответы учащихся | Повторение теории литературы | 1 мин |
| | - Ссора между друзьями на псарне и их обида – это настоящая причина конфликта? - В чем заключается внутренний конфликт? | Ответ учащихся: в разных взглядах на жизнь у героев, в разном понимании чести, достоинства, нравственности | | |
| | - Как понимают данную проблему герои? Работа в парах. | Примерные ответы учащихся: А.Г. Дубровский – дорожит свои человеческим достоинством, честью, не терпит оскорбления и обиды, не желает преклоняться перед богатым соседом, хотя и знает его силу и власть. К.П. Троекуров – не может позволить, чтобы кто-то поступил не по его воле, не оказывает должного почета и уважения другим, требует только уважения к себе, не может терпеть замечаний от бедных, пусть и дворян. | Развитие умения делать выводы | 2 мин |
| | Физкультминутка. | | | 2 мин |
| | Лексическая работа -Как вы понимаете слова чувство собственного достоинства? - Подберите противоположные по смыслу понятия. | Ответы учащихся: угодничество, заискивание, лесть | Обогащение словарного запаса | 1 мин |
| | - Как развивались события в дальнейшем? - Кто стал «наследником» конфликта между старыми друзьями? | | | |
| | Самостоятельная работа Задание по выбору: 1. Опишите жизнь В.Дубровского в городе. 2. Как Владимир воспринял весть о болезни отца? 3. Расскажите о встрече молодого Дубровского с отцом. - Какой мы можем сделать вывод о жизни Дубровского в Петербурге? Рассказ о жизни В.Дубровского | Составление рассказа о жизни В. Дубровского. Записи в тетрадях. | Развитие умения составлять рассказ о герое произведения | 5 мин |
| | Чтение по ролям 6 главы. - В какой момент В. Дубровский изменился? (после смерти отца) - Какие чувства посетили Владимира после смерти отца? - Когда он решает сжечь родное имение? - Кто участвовал в поджоге? Работа с иллюстрацией с.190. | Чтение по ролям, ответы на вопросы по прочитанной главе | Развитие умения читать произведение по ролям | 5 мин |
| | - Каким разбойником стал Дубровский? - Как вы понимаете слово «благородный»? - Ребята, а как вы относитесь к тому, какой путь выбрал Владимир Дубровский? Правильно он поступил или нет? - Какую характеристику мы можем дать Дубровскому с нравственной точки зрения? | Ответы учащихся. | | |
5. | Проверка первичного усвоения материала | - Какие нравственные проблемы затрагиваются в романе А.С.Пушкиным? -В чем заключается основная мысль романа? Что нам, читателям, хотел сказать А.С. Пушкин? | Формулирование тем и основной мысли произведения: Достоинство личности, ее нравственность ценится меньше, чем достоинство знатности рода. Но богатство не делает людей лучше. | Развитие умения определять главную мысль произведения | 3 мин |
6. | Этап контроля | Прием «Письмо по кругу». Ребята работают по рядам. Каждому ряду достается «письмо» с вопросом. Поочередно учащиеся отвечают на вопрос и передают дальше следующему ученику. 1. Что определяет поступки Владимира Дубровского? 2. В чем основные нравственные проблемы романа «Дубровский»? 3. В чем заключаются социальные проблемы? | Выполнение задания. Взаимопроверка. | Определение усвоения учащимися материала | 2 мин |
7. | Домашнее задание | Задание по выбору А) Подготовить рассказ о Дефорже. Б) Пересказ эпизода «В клетке с медведем…» В) Творческое задание: написать сочинение-рассуждение «Как я понимаю, что такое честь и бесчестие» | Запись домашнего задания | | 2 мин |
8. | Подведение итогов урока | - Какие проблемы затрагиваются в романе? | Работа с корзиной идей. Добавляют отсутствующие надписи. | Подведение итогов работы | 1 мин |