kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нравственные и социальные проблемы в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Обучающие:

•        обучать умению составлению характеристики героев рассказа;

•        формировать первичное представление о романе; умение определять проблематику художественного произведения на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский»; способствовать выявлению учащимися авторского отношения к героям романа;

•        учить анализировать сюжет художественного произведения;

•        обеспечить повторение теории литературы: конфликт, портрет, проблематика, основная мысль.

Развивающие: развивать:

•        читательские навыки,

•        умения устанавливать причинно-следственную связь событий произведения,

•        навыки комментированного чтения,

•        умения исследовательской работы с текстом.

Воспитывающие: воспитывать:

•        благородные качества личности,

•        чувство неприязни к подлости, деспотизму, бесчестию.

Теория литературы: роман (первичные представления), авторское отношение к героям.

Развитие речи: высказывание своего мнения

Тип урока: повторение изученного материала

Методы организации учебной деятельности учащихся: словесный, практический, самостоятельная работа, индуктивный, продуктивный и репродуктивный метод.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нравственные и социальные проблемы в романе А.С. Пушкина «Дубровский»»

МБОУ «Сизинская ООШ»











План-конспект урока литературы в 7 классе по теме

«Нравственные и социальные проблемы в романе А.С. Пушкина «Дубровский»












Учитель: Глазкова Ирина Борисовна

Мубаракшина Гульнара Рашитовна







План-конспект урока литературы в 7 классе по теме

«Нравственные и социальные проблемы в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

Цели урока:

Обучающие:

• обучать умению составлению характеристики героев рассказа;

• формировать первичное представление о романе; умение определять проблематику художественного произведения на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский»; способствовать выявлению учащимися авторского отношения к героям романа;

• учить анализировать сюжет художественного произведения;

• обеспечить повторение теории литературы: конфликт, портрет, проблематика, основная мысль.

Развивающие: развивать:

• читательские навыки,

• умения устанавливать причинно-следственную связь событий произведения,

• навыки комментированного чтения,

• умения исследовательской работы с текстом.

Воспитывающие: воспитывать:

• благородные качества личности,

• чувство неприязни к подлости, деспотизму, бесчестию.

Теория литературы: роман (первичные представления), авторское отношение к героям.

Развитие речи: высказывание своего мнения

Тип урока: повторение изученного материала

Методы организации учебной деятельности учащихся: словесный, практический, самостоятельная работа, индуктивный, продуктивный и репродуктивный метод.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель

Время

1

Организационный

Доброе утро, ребята. Поприветствуйте друг друга. Сегодня мы вспомним с вами роман Пушкина «Дубровский»


Создать положительную эмоциональную атмосферу

1 мин.

2

Целеполагание

Назовите героев, о которых идет речь в данных отрывках

1. «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имении…»

2. Сей …, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами…»

Ответы учащихся: К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский.


Отвечают ученики №2 первой (1 вопрос) и второй (2 вопрос) команды.

Проверить знание текста

2 мин



Тайм раунд робин.

Расскажите своей команде какой эпизод из романа «Дубровский» вам больше всего запомнился или понравился


Учащиеся отвечают в течении 15 секунд, начиная с участника под номером 3.



3

Актуализация субъективных знаний учащихся.

Конэрс

Перед вами 2 угла: те из вас, кто считает, что Дубровский положительный герой романа идет в правый угол, а кто считает, что отрицательный – в левый.



- Как ты понял точку зрения своего партнера?

Учащиеся делятся на углы, каждый находит соседа из своего угла и объясняет свою точку зрения (15 секунд). Перемешайтесь. Найдите пару из другого угла. Докажите свою точку зрения.



5 мин

4


- Какую необычную и благородную тему затрагивает автор в романе?

- Как вы понимаете выражение «благородный разбойник»?

- В каких художественных произведениях встречается тема «благородного разбойничества»?

Расходятся по местам.

Учитель задает вопросы. Отвечают ученики под номером 1, 3,4


4 минуты.

5

Повторение материала

Модель Фрейер.

- Давайте с вами составим характеристику старых друзей Дубровского и Троекурова. Примерный план рассказа:

1. Происхождение героя.

2. Как сложилась жизнь в прошлом.

2. Материальное положение на момент действия в романе.

3. Увлечения.

4. Отношение окружающих людей к герою.

5. Поведение во время ссоры.

6. Поведение во время суда (слайд 2)

Составление характеристик героев в течении 2 минут.

Учитель раздает готовые листы.


Учитель спрашивает: читает ученик под номером __.


Развитие умения анализировать сюжет рассказа, составлять характеристику героев

7 мин

6

Повторение изученного материала.

Куиз-куиз-трейд

Напишите на карточках вопрос по роману «Дубровский». Снизу запишите ответ и закройте его.

Передвигайтесь по кабинету. Найдите пару не из своей команды, задайте вопрос. Ответьте на его вопрос. Поменяйтесь карточками. Найдите следующую пару. Обойдите 4 человека.


Сядьте на свои места

Учитель опрашивает нескольких человек.


5 минуты

7.


Работа в парах.

Объясните партнеру по плечу.

- Как относятся к ссоре Дубровский и Троекуров?


Примерные ответы учащихся: (15 секунд)

А.Г. Дубровский – дорожит свои человеческим достоинством, честью, не терпит оскорбления и обиды, не желает преклоняться перед богатым соседом, хотя и знает его силу и власть.

К.П. Троекуров – не может позволить, чтобы кто-то поступил не по его воле, не оказывает должного почета и уважения другим, требует только уважения к себе, не может терпеть замечаний от бедных, пусть и дворян.

Развитие умения делать выводы

2 мин

8.


Физкультминутка.



2 мин

9.


Лексическая работа

-Как вы понимаете слова чувство собственного достоинства?

- Подберите противоположные по смыслу понятия.

Ответы учащихся: угодничество, заискивание, лесть.


Обогащение словарного запаса

1 мин

10.


Ответы на вопросы.

1. Опишите жизнь В.Дубровского в городе.

2. Как Владимир воспринял весть о болезни отца?

3. Расскажите о встрече молодого Дубровского с отцом.

4. Какой мы можем сделать вывод о жизни Дубровского в Петербурге?

5. В какой момент В. Дубровский изменился? (после смерти отца)

6. Какие чувства посетили Владимира после смерти отца?

7. Когда он решает сжечь родное имение?

8. Кто участвовал в поджоге?

Составление рассказа о жизни В. Дубровского.


Развитие умения составлять рассказ о герое произведения

5 мин

11.

Проверка первичного усвоения материала

-Какие нравственные проблемы затрагиваются в романе А.С.Пушкиным?

-В чем заключается основная мысль романа? Что нам, читателям, хотел сказать А.С. Пушкин?

Формулирование тем и основной мысли произведения: Достоинство личности, ее нравственность ценится меньше, чем достоинство знатности рода. Но богатство не делает людей лучше.

Развитие умения определять главную мысль произведения

1 мин

12.

Этап контроля

Мини-тест (слайд ):

1. Что определяет поступки Владимира Дубровского?

а. Желание отомстить Троекурову.

б. Стремление поднять крестьянский бунт.

в. Желание быть богатым.

2. В чем основные нравственные проблемы романа «Дубровский»?

а. В борьбе Дубровского и Троекурова.

б. В противопоставлении справедливости и беззакония.

в. В стремлении захватить Кистеневку.

Выполнение тестовых заданий. Взаимопроверка.

Определение усвоения учащимися материала

2 мин

13

Домашнее задание

Задание по выбору (слайд ):

А) Подготовить рассказ о Дефорже.

Б) Пересказ эпизода «В клетке с медведем…»

В) Творческое задание: написать сочинение-рассуждение «Как я понимаю, что такое честь и бесчестие»

Запись домашнего задания


2 мин

14

Подведение итогов урока

- Назовите произведение, которое повторялось на уроке.

- Какие проблемы затрагиваются в романе?

- Какова главная мысль романа?

Работа с кластером.

Нравственные: коррупция, предательство, любовь, разбойничество.

Подведение итогов работы

1 мин










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Нравственные и социальные проблемы в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

Автор: Ряполова Оксана Станиславовна

Дата: 18.12.2016

Номер свидетельства: 371006

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Нравственные и социальные проблемы в романе А.С. Пушкина "Дубровский""
    ["seo_title"] => string(63) "nravstviennyieisotsialnyieprobliemyvromanieaspushkinadubrovskii"
    ["file_id"] => string(6) "325685"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463018387"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства