Просмотр содержимого документа
««Нравственное возрождение героя. Философская сущность романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»»
План – конспект
открытого урока по литературе в 10 «Б» классе МОУ СОШ № 1 г. Благодарного
по теме: «Нравственное возрождение героя. Философская сущность романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»».
Учитель Дрюк Н.В.
Цель: обучение проблемному анализу художественного текста; развитие
умения разбираться в прочитанном; воспитание интереса к чтению,
чувства гордости за отечественную литературу, воспитание в учениках
нравственного восприятия мира.
Эпиграф к уроку: «Крепко-то оказывается не у тех, которые кровь
прольют, а у тех, чью кровь прольют».
I. Вступительное слово учителя.
Ф.М. Достоевский – величайший русский писатель, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Роман «Преступление и наказание - это произведение, посвященное истории того, как трудно шла через страдания и ошибки душа к постижению истины. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему. Философские вопросы, над решением которых мучился Родион Раскольников, занимали умы многих людей и сегодня не оставляют равнодушным читателя.
II. Работа по теме урока.
- Почему произведение Достоевского называется «Преступление и наказание»? (наказание преступник несет в себе самом)
- Как воспринимает грех убийства Достоевский? Это игнорирование христианских заповедей. Первое преступление Раскольников совершает перед Богом, второе – перед людьми.)
- Как можно в этом смысле прокомментировать слова Сони Мармеладовой: «… божьего замысла знать не могу»
- Каков был замысел Бога в отношении Раскольникова?
- Раскольников сказал: «… я захотел убить для себя, для себя одного». Можно л считать это его личным делом?
- В чем для героя проявляется наказание?
- Почему у Родиона Раскольникова после убийства «помертвевшие» глаза? Что это означает?
- Какое значение для понимания философской сущности романа имеет эпилог?
- Когда произошло духовное возрождение героя?
- Почему Достоевский сказал: «Их воскресила любовь»?
Для записи в тетради:
Достоевский убеждает читателя, что люди только благодаря христианской любви, страданию и смирению достигнут всеобщей гармонии и счастья. Это призыв отступить от зла и насилия. Он предостерегает читателя, что «высокая» цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, напрасно прожитой. Достоевский считает, что стремление перешагнуть общепринятые нравственные нормы таит огромную опасность.
III. Подведение итогов.
- Прокомментируйте слова, взятые для эпиграфа. Как вы понимаете их?
Выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание: Подготовить сообщение о значении эпилога в идейном