kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Народные представления о справедливости, о добре и зле в бытовых сказках. бытовые сказки. «солдатская шинель»

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока литературы с использованием приемов технологии развития критического мышления

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Народные представления о справедливости, о добре и зле в бытовых сказках. бытовые сказки. «солдатская шинель»»

Урок литературы

Народные представления о справедливости, о добре и зле в бытовых сказках.

Бытовые сказки. «Солдатская шинель»

5 класс

Педагогические цели

Показать, как отражаются народные представления о справедливости, добре и зле в бытовых сказках; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, монологической речи, описания иллюстраций; развивать читательскую грамотность учащихся.

Тип и вид урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий / комбинированный

Планируемые

результаты

(предметные)

Знать жанровые особенности сказки, схему построения бытовой сказки; уметь отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать его, находить нравственную проблему произведения.

Личностные

результаты

Положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся. Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Метапредметные результаты

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих листов.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Формируемые читательские умения (читательская грамотность)

  1. Находить или извлекать одну или несколько единиц информации.

  2. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста.

  3. Понимать характеры героев.

  4. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию).

  5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.

  6. Понимать смысловую структуру текста.

  7. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.

  8. Прогнозировать события на основе информации текста.

  9. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.

Формы работы на уроке

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование

Рабочие листы (№1, №2, №3), три ноутбука, мобильный телефон; учебник «Литература. 5 класс» (1 часть)


Сценарий урока


Этапы урока

Обучающие компоненты, задания, упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Самоопре-деление к деятель-ности

Психологиче-ский настрой на урок.


Беседа

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на уроке литературы.

- Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

- А все ли из вас готовы начать урок?

- Тогда начнём работать.

Сказка мудростью богата.

Скажем сказке: «Приходи!»

Это присказка, ребята,

А сказка будет впереди.

- Как вы думаете, почему я начала урок с этого четверостишия?

- Что мы называем «сказкой»?

- Что такое «присказка»?

- Как вы понимаете выражение «Сказка мудростью богата»?

- А что значит «Сказка будет впереди»?

- Да, сегодня нам предстоит познакомиться с новой сказкой, выполнить в течение урока много интересных заданий на РАБОЧИХ ЛИСТАХ, которые лежат у вас на партах (приложения 1,2,3)

Слушают учителя. Высказывают свое мнение.






Предполагают, что будут продолжать разговор о сказках.


II. Усвоение знаний и способов действий













Беседа.




Выполнение заданий.







Словарная работа.





Групповая работа с толковыми онлайн-словарями.















Прослушива-ние звукозаписи сказки

I. И вот первое задание: запишите с какими жанрами народных сказок вы познакомились.

- Назовите особенности каждого жанра.

- Как вы думаете, почему бытовые сказки так называются?

- Найдите на рабочем листе три определения лексического значения слова «быт». Ознакомьтесь с ними.

- Кто был внимательным и скажет, какое словосочетание объединяет все три определения?

- Кто является героями бытовых сказок?

- Какие бытовые сказки вы читали раньше?

II. Откройте учебник на странице 42. Прочитайте название сказки, с которой вам предстоит познакомиться.

- Ребята, что такое «шинель»?

- Рассмотрите на рабочем листе рисунок с изображением шинели. Как вы теперь объясните лексическое значение этого слова?

- Предлагаю вам обратиться к нескольким толковым онлайн-словарям и найти в них значение этого слова. Работать будете в трёх группах.


(Организует групповую работу учащихся с использованием трёх ноутбуков и отчет групп)

1-я группа: Прочитайте, какое определение дано в «Толковом словаре»

В.И. Даля https://slovardalja.net/word.php?wordid=43567



2-я группа: Какое определение дано в «Толковом словаре» С.И. Ожегова?

https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=35652



3-я группа: А теперь обратимся к «Толковому словарю» Д.Н. Ушакова.

https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=86203


- Какое из трёх прочитанных определений больше подходит к рисунку?


- Запомните правильное (орфоэпическое) произношение слова


III. Итак, кто, по-вашему, пользуется шинелью?

- Для чего она нужна?

- Предположите, кто может быть героем этой сказки? О чём будет сказка?

- Итак, с помощью QR-кода на ваших рабочих листах давайте включим аудиозапись сказки. Слушайте сказку внимательно.

(Организует прослушивание звукозаписи сказки)

- Понравилась вам сказка?

- Дайте оценку актерскому чтению.

Волшебные сказки, сказки о животных и бытовые сказки.




«повседневная жизнь»



«Солдатская шинель»


Высказывают предположение.





В.И. Даль: «Шинель – плащ с рукавами и круглым, вислым воротом».

С.И. Ожегов: «Шинель – форменное пальто со складкой на спине и хлястиком».

Д.Н. Ушаков: «Шинель – форменное военное пальто со складкой на спине и хлястиком».



III. Применение знаний и способов действий.


Выполнение заданий на рабочих листах.



Чтение по ролям

I. Назовите героев этой сказки. Запишите их в ответе на задание рабочего листа.

- Объясните значение некоторых слов, которые встретились в сказке: «сторговались», «бранить», «барин», «фельдфебель» (обратить внимание, что в учебнике есть объяснение последнему слову).


II. (Организует выразительное чтение сказки по ролям и оценку выразительного чтения одноклассников).

Отвечают на вопросы учителя, кратко записывая ответы на рабочих листах.


Читают сказку по ролям. Дают оценку чтению одноклассников


Физкульт-минутка

Шли шиншиллы на парад,

Все в шинелях, весь отряд.

Шили белки им шинели,

Только шишками хрустели,

Чтобы шить одну шинель,

Нужно обобрать всю ель,

Шелушили, шелушили,

А потом шинели шили.

Придумывают и выполняют произвольные движения к строкам стихотворения (у кого получится артистичнее)

IV. Закрепление знаний и способов действий

Выполнение заданий по формированию читательской грамотности

(Организует выполнение заданий по формированию читательской грамотности на рабочих листах 2 и 3 и их последовательную проверку )


I блок заданий: ПОИСК И ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ.

1. Найдите и раскрасьте верные утверждения, соответствующие тексту сказки.













2. Как хвалил солдат свою шинель? Найдите информацию в тексте и запишите ответ на вопрос.

3. Понравилась ли барину шинель? Найдите информацию в тексте и запишите ответ на вопрос.

4. Кого народ изображает более умным: барина или его жену? Докажите словами из текста.

II блок заданий: ПОНИМАНИЕ ИНФОРМАЦИИ.

5. Сказка называется «Солдатская шинель», но только ли о ней хотели рассказать сказители? Возможен ли другой вариант названия? Запишите новый заголовок сказки. Устно дайте аргументированный ответ.
6. Рассмотрите иллюстрацию. Как она соотносится с содержанием сказки?












7. Почему командир не наказал солдата, а даже похвалил?

Как вы понимаете смысл последнего предложения?

8. Можно ли сказать, что концовка сказки похожа на пословицу? Обоснуйте своё мнение.

9. Какая из пословиц в полной мере отражает смысл сказки? Почему?

  • Работай до поту, так и поешь в охоту.

  • Заботливого сон укрепляет, а ленивого расслабляет.

  • Кто днём до поту работает, тот бессонницу не знает.

  • До седых волос дожил, а ума не нажил.


III блок заданий: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ.

10. Как в сказке отразились народные представления о труде и безделье, выносливости и изнеженности?

11. Как может сложиться судьба человека, живущего в ленности и праздности? Почему?

12. Актуальна ли эта сказка сегодня? Обоснуйте своё мнение.

Выполняют самостоятельно каждое задание в рабочей тетради. Каждый ответ сразу объясняется, доказывается и т.п.











































Последний блок заданий выполняется устно: высказывают мнения, рассуждают, внимательно выслушивая друг друга.


V. Рефлек-сия

Подведение итогов

- Подошло к концу ваше знакомство с новой русской народной сказкой «Солдатская шинель». Объясните, почему эту сказку мы по праву можем назвать бытовой сказкой?

- Мы помним слова А.С. Пушкина, который говорил: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Какой урок вы получили, прочитав сказку «Солдатская шинель»?

- Мне понравилось работать с вами на уроке. А как вы сами оцените свою работу на занятии?

Слушают учителя, отвечают на вопросы.





Оценивают свою работу на уроке

VI. Информация о домашнем задании


- И вот домашнее задание: используя QR-код на рабочем листе № 3, прочитайте русскую народную сказку «Солдатская загадка». Подготовьте устные ответы на вопросы.

1. Чему посвящена эта сказка?

2. О чём в ней говорится?

3. Чем восхищается народ в сказке?

4. К какому виду сказок вы её отнесёте?


- Урок окончен! Спасибо!















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Соколова Татьяна Васильевна

Дата: 13.03.2024

Номер свидетельства: 647108

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе. "
    ["seo_title"] => string(70) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-litieraturie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "224218"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438603024"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства