kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«НАДО БЫТЬ МИЛОСЕРДНЫМ» (урок по повести В. Железникова «Чучело»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока

1.Учебная:

учить учащихся анализировать художественный текст с точки зрения нравственной проблемы.

2.Развивающая:

      развивать у учащихся логическое мышление и творческие способности.

3.Воспитательная:

учить детей защищать чувство человеческого достоинства; подвести их к пониманию, что жестокость равно разрушительна и для тех, на кого она направлена, и для тех, кто ее совершает.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««НАДО БЫТЬ МИЛОСЕРДНЫМ» (урок по повести В. Железникова «Чучело») »

МОУ СОШ №44






«Надо быть милосердным»

(урок по повести В.Железникова “Чучело”)




Учитель: Колесова Л.А.






г. Владимир

«НАДО БЫТЬ МИЛОСЕРДНЫМ»

(урок по повести В. Железникова «Чучело»)

Цели урока

  1. Учебная:

учить учащихся анализировать художественный текст с точки зрения нравственной проблемы.

  1. Развивающая:

развивать у учащихся логическое мышление и творческие способности.

  1. Воспитательная:

учить детей защищать чувство человеческого достоинства; подвести их к пониманию, что жестокость равно разрушительна и для тех, на кого она направлена, и для тех, кто ее совершает.



Оборудование урока

  1. Тексты повести «Чучело».

  2. Книги В. Железникова для оформления выставки:

  • В.Железников «Белые пароходы»

  • В.Железников «Жизнь и приключения чудака»

  • В.Железников «Ночной ветер»

  1. Детские иллюстрации к повести для оформления стенда «Наш вернисаж».

4. Бумажные жетоны разного цвета для оценки участников лите­ратурной викторины.

  1. Призы для поощрения авторов лучших работ на «Нашем вер­нисаже».

  1. Оформленная доска. Эскиз оформления доски.


Предварительная подготовка к уроку

  1. Прочтение повести учащимися.

  2. Работа над иллюстрациями к повести, создание портретов героев.

  3. Выразительное чтение отрывка «Сожжение чучела».

  4. Работа жюри по выбору лучших иллюстраций.


ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя.


- Сегодня на уроке у нас пойдет разговор о прочитанной вами повести В.Железникова “Чучело”. Наша с вами задача – понять главную проблему вашего возраста, так как именно в детстве формируются основы нравственности.


  1. Работа с эпиграфами.


«Она ощупью выбирала путь в жизни, но как безошибочно.

Сердце горит, голова пылает, требует мести, а поступки достойнейшие.»

В. Железников

«Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным.»

В. Железников.

- Итак, начнем работу с эпиграфов. Вспомним, что такое эпиграф и для чего они нужны? Прочитайте эпиграфы.

- Как вы понимаете смысл первого и второго эпиграфов? Какие ключевые слова помогают вам в этом? (ответы учащихся)

Вывод: эпиграфы играют важную роль в осмыслении замысла писателя.


- Каким же был писатель В.Железников?


  1. Слово об авторе (сообщения учащихся)

Владимир Железников - имя широко известное в детской литера­туре. Большую часть жизни он писал добрые книги о детях. «Раз­ноцветные истории», «Хорошим людям - доброе утро», «Путешест­венник с багажом», «Чудак из шестого «Б» - даже в их названии мы ощущаем улыбку автора. Его жизненная позиция оптимистична: лю­дям надо верить. И надо уметь мечтать. И желать хорошим людям только доброго утра и ясного счастливого дня!

Потом в жизни писателя случилась личная беда, и он понял, что писать о детях по-прежнему, светло и весело, не может.

С горечью и гневом рассказывал он однажды на встрече с учите­лями о том, как в течение ряда лет был свидетелем вандализма под­ростков на могиле своего старшего друга К. Паустовского в Тарусе. Они приносили сюда спиртное, распивали его, нимало не смущаясь ди­костью поступка, а потом расстреливали бутылки на гробнице... Ни просьбы, ни строгие предупреждения, ни обращение к их совести - нич­то не помогало. Подрастали одни, на смену им приходили другие, и все повторялось сначала.

После долгого перерыва писатель вновь возвратился к письменному столу. И написал повесть «Чучело». Книга стала событием не только в литературной жизни страны, особенно после экранизации. О ней спо­рили, с ней соглашались, ее отвергали, страшась увидеть в повести са­мих себя.

В кинофильме роль Лены Бессольцевой превосходно сыграла Кри­стина Орбакайте, тогда двенадцатилетняя девочка.

Вывод: В.Железников много написал книг о детях и для детей, но одна из самых лучших – повесть “Чучело”.

- Книга серьезна по содержанию и при чтении требует сосредото­ченного внимания. Давайте проверим, насколько вы готовы к об­суждению проблематики повести, к разговору о ее героях.

С этой целью приглашаю вас к участию в литературной викторине по тексту повести.


  1. Литературная викторина (цель – выявить самого внимательного и думающего читателя)

1. Вспомните и назовите тех, кто жил в этом доме: «На одном из таких холмов и возвышался старый дом, сложенный из креп­ких бревен, совершенно почерневших от времени. Его строгий простой мезо­нин с прямоугольными окнами затейливо украшали четыре балкончика, выхо­дящие на все стороны света».

(В этом доме живут Лена Бессольцева и ее дедушка Николай Николаевич).

«И в этой кутерьме она целыми днями носилась по городу. Она не уставала удивляться странностям жизни: грачи улетали, чтобы обязательно вернуть­ся; паром вытаскивали из воды, чтобы весной вновь опустить на реку; деревья опадали, чтобы снова обрасти молодыми и крепкими листьями. Вот такая у нее была славная и интересная жизнь».

У кого была такая жизнь? (У Лены Бессольцевой.)


2. Кто это?

«Он был одет по-праздничному: в чистой рубашке и при галстуке. В руке крутил собачий поводок с ошейником, а носком сапога все время сшибал кон­сервные банки, пустые, разбросанные там и сям нахальными туристами. Он старался попасть в птиц и кур, тихо блуждающих в кустарнике, или в котов, мирно ловящих последние лучи осеннего солнца. И если ему удавалось пора­зить какую-нибудь цель, то собственная ловкость вызывала в нем прилив бур­ной радости».

(Валька-живодер).

«Она была нескладным подростком, еще теленком на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у нее торчали, как кры­лышки, лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти не сходила доброжелательная улыбка. А волосы были заплетены в два тугих ка­натика».

(Лена.)

«Он вечно бродил по городку один, в неизменной кепке, которую носил, низко надвинув на лоб, в потертом пальто с большими аккуратными заплата­ми на локтях. За это дети дразнили его Заплаточником, но, кажется, он их даже не замечал. Редко-редко он вдруг оглядывался и смотрел им вслед с нескрывае­мым удивлением. Тогда они стремительно уносились от него, хотя он никогда не ругался и не гнался за ними».

(Николай Николаевич Бессольцев.)

«Она была не одна, ее сопровождал Попов, но все смотрели на нее. Она не шла, а несла себя, можно сказать, плыла по воздуху. Попов рядом с нею был неказистым и неловким, потому что она нарядилась в новое белое платье, в новые белые туфли и повязала волосы белой лентой. Не по погоде, конечно, зато блистала во всем своем великолепии..!»

(Шмакова.)


3. Кто, кому и о ком сказал эти слова?

«Он ведь не был трусом. Ты же помнишь, как он у Вальки отбивал собак, как дрался со старшим братом, с Петькой. Он вытащил из горящего сарая кош­ку только потому, что маленькая девочка плакала - это была ее кошка». (Лена деду о Димке.)

«Жадина? - он громко рассмеялся. - Смешно. Он с большим вниманием стал разглядывать свое пальто. - Ты думаешь, в нем ходить совсем уже непри­лично?..

А знаешь, я это пальто люблю. В старых вещах есть что-то таинственное...

Утром я надеваю пальто и вспоминаю, как мы с бабушкой много лет назад покупали его. Это она его выбирала. А ты говоришь - купи новое!»

(Николай Николаевич Лене.)


4. Когда и где происходит этот диалог?
«Лохматый так и крикнул:

  • Потеха! Ну и потешная ты, Бессольцева Лена!
    А Рыжий подхватил:

  • Не потешная она, а Чучело!

  • Огородное, - захлебнулся от восторга Валька.

Конечно, они стали хохотать над Леной, выкаблучиваясь каждый на свой лад».

(Когда Лена в первый раз пришла в новую школу, вошла в класс...)


5. Кто участвует в этом диалоге?

«- А Петька хуже Вальки, рыбу на реке глушит.

- Жалко, - сказала я. - Я думала, вот стоит городок восемьсот лет, и все в
нем хорошее... А Валька - живую жизнь своими руками на живодерню. Я про таких читала».

(Лека и Димка.)


Подведение итогов литературной викторины: общие впечатления о знании текста повести; определение победителей (по числу жетонов и количеству очков за ответы).


  1. Беседа с учащимися о книге и ее героях.

  1. Ваше впечатление о книге? Каким словом вы бы выразили его:
    понравилась, запомнилась, взволновала, потрясла? Аргументируйте свою точку зрения.

  2. Какие страницы книги показались особенно яркими? Переска­жите их. .

(Два-три ученика близко к тексту излагают содержание ярких эпи­зодов.)

3. Как вы считаете, в основе содержания книги - действительная
сегодняшняя жизнь школьников или это плод фантазии автора?

4. Итак, почему Лену Бессольцеву, главную героиню, ее товарищи по классу зовут Чучелом?

(Как ни странно это звучит, но девочку так прозвали из-за аб­солютной искренности в поведении, из-за открытости навстре­чу всем людям...)

5. Есть ли прозвища у других ребят?

(Лохматый, Рыжий, Живодер, Железная Кнопка.)

6. И о чем это свидетельствует?

(О жестокости детей.)

7. Подумайте, детская жестокость - это явление временное? Или оно накладывает отпечаток на общее формирование характера, и чело­век, став взрослым, может остаться жестоким?

8. За что одноклассники объявили Лене Бессольцевой бойкот?

(Ответы учеников.)

9. Почему Лена не сказала ребятам о поступке Димки? Можно ли
смеяться над чувствами человека? Выскажите и аргументируйте свою
точку зрения.

(Ответы учеников.)

10. Одобряете ли вы Лену Бессольцеву, которая готова была пожертвовать всем ради близкого друга? Надо ли это делать? Пойдет ли это на пользу человеку, во имя которого приносится жертва?

11. Какое страшное унижение учинили ребята Лене Бессольцевой?
(После ответа учащихся прочитать отрывок со слов «Сжечь ее на костре!» до «Первым опомнился Димка».)

12. «Дедушка, знаешь, я пришла на костер одним человеком, а встала с земли навстречу Димке совсем другим».

Каким человеком Лена встала с земли? Почему?

(Она стала суровее, замкнутее, она почти перестала верить лю­дям.)

13.Как вы думаете, зачем Лена остриглась?

(Так она утверждала себя, так она показала свое отношение к прозвищу.)

14.Лена, заявившись уже остриженной на день рождения Димки, говорит своим одноклассникам напоследок такие горькие слова: «Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди». Права ли Лена?

(Да, безусловно права: они действительно бедны и по образу жизни (пустое времяпрепровождение, отсутствие интересов, примитивные развлечения), и по душевным своим качествам (недобрые, нечуткие, грубые.)

15.Обратимся к дедушке Лены - Николаю Николаевичу Бессольцеву. Почему он собирал картины? Ведь лишних денег у него не было.

(Ответы учеников.)

16.Почему дедушка отослал деньги товарищу, когда тот, видя его бедность, купил ему пальто?

(Чувство собственного достоинства не позволило ему принять этот подарок даже от товарища.)

17.Лена однажды в разговоре с дедом называет себя «преда­тельницей», потому что стыдилась заплат на его пальто. А по-вашему, Лена действительно предательница?

(Да. Здесь следует углубить понятие «предательства», особен­но по отношению к старикам и близким людям.)

Итак, ребята, мы прожили с Леной и ее дедушкой какой-то период жизни в этом небольшом провинциальном городке, мы бродили по его улицам, видели друзей Лены по школе и на уроках в роли учеников, и на страшном костре в роли палачей... И вот прощаемся с ними. Давайте, подумаем: изменились ли ребята от того, что в их жизни были Лена и ее дедушка Николай Николаевич Бессольцев?

Выскажите и обоснуйте ссылкой на текст свою точку зрения.

Вывод: чему же учит нас книга, какие нравственные уроки дает нам пи­сатель? (Ответы учащихся.)

(Выводы записаны на доске.)

  1. Не быть жестокими к людям, далеким и близким, к животным, к цветам и травам - ко всему живому на земле.

  2. Защищать свое человеческое достоинство, не позволять его топ­тать никому и никогда, ибо это грозит гибелью личности.

  3. Наконец, книга учит разбираться в людях, в настоящих и мнимых друзьях, ибо разочарование в них больно ранит душу.


- А кто же был истинным другом Лены? Какой же урок мы можем извлечь из их взаимоотношений? (Беречь своих стариков, ценить их ум, опыт и всегдашнюю готовность разделить вашу беду...)

Вывод: вы тонко проникли в замысел автора и сделали для себя правильные выводы.

- А теперь вернемся к эпиграфам, над которыми мы размышляли в начале урока. Какой из них, по вашему мнению, наиболее точно выражает идею повести?

(Еще раз читаются оба эпиграфа. Ученики аргументируют свой выбор, и эта аргументация и станет итогом урока.)


  1. Итог урока.


Действительно, второй эпиграф В.Железникова: «Зачем зря мучить людей, зачем над ними издеваться и выворачивать и без того слабые их души наизнанку, если они даже виноваты. Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Надо быть милосердным» - наиболее удачно раскрывает идею повести.


  1. Подведение итогов выставки детских работ на «Нашем вернисаже».


  1. Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос: “Какое чувство во мне оставила повесть «Чучело» - оптимизма или пессимизма? Почему?”


Приложение.


Сочинение на тему: “Какое чувство во мне оставила повесть «Чучело» - оптимизма или пессимизма? Почему?


Ученица 6 б класса Прохорова Алена.


На уроке литературы мы прочитали повесть В.Железникова «Чучело». Когда я взяла эту книгу в руки, то не понимала, как связано название с образом главной героини Лены Бессольцевой. Она жила в доме вместе с дедушкой. Он воспитал Лену в духе любви к искусству, к людям, к животным. Дедушка считал это главным в жизни, поэтому Лена не считала важным модно одеваться, чтобы вызвать, например, зависть у других. Она оказалась непохожей на окружающих ее одноклассников. К сожалению, в ее классе отношения между ними строились по пословице: «Встречаем по одежке…». Никого не интересовал внутренний мир одноклассника. Всем были даны прозвища: Железная Кнопка, Лохматый, Рыжий, Живодер. Лену называли Чучелом. Она вызывала насмешки у окружающих, так как была не похожа на других. В ее классе царила атмосфера злобы, жестокости, зависти, предательства, неискренности. И не удивительно, что в этом 6 классе назрел конфликт.

Димка Сомов нравился девочкам в классе, в том числе и Лене. Он хорошо учился и казался во всем положительным. Именно Димка рассказал классному руководителю о прогуле урока. На этом его честность и закончилась. О том, что класс «предал» Сомов, знали только Ленка, Шмакова и Попов, а позже – Валька. Никто не догадался рассказать об этом всем. А тем более взять вину на себя? Только Ленка сделала это, решив спасти Димку от нападок одноклассников. Совершив это, героиня думала, что Сомов в этой ситуации раскроется как благородный, честный, смелый друг и защитник. Но этого не произошло.

Произошел конфликт – Бессольцевой объявили бойкот. Железная Кнопка запретила общаться с Ленкой. Никто не смел ослушаться. Сомов поддерживал дружеские отношения с героиней, наверно, потому, что чувствовал вину в этой ситуации, но признаться не хватало смелости. Бывали моменты, когда Лена хотела разозлиться и все рассказать. Героиня не верила и не хотела верить в предательство Сомова и взяла его вину на себя.

Благородство и любовь к ближнему – с одной стороны и жестокость – с другой породили конфликт, в котором пострадала Лена. Дедушка решает спасти внучку. Они покидают этот город. На память дедушка дарит городу картины, а для 6 класса – портрет. Внимательно всмотревшись, одноклассники обнаружили большое сходство между изображенной на портрете женщиной и Леной и узнали, что прабабушка девочки, учительница русской словесности. Бескорыстный поступок лениного дедушки потряс детей. «На каких людей мы руку подняли!» - закричали они. Ребятам открылась истина, что такие люди не способны на мелкие и гадкие поступки. «Все из-за Сомова!» - раздались крики. И все встало на свои места. И в этот момент, возможно, в них проснулось чувство вины перед человеком, который сейчас навсегда покидал этот город. Они прильнули к окну, прощаясь с Леной. Сомов остался в стороне. Бойкот ему сорвался. Железная Кнопка неожиданно заплакала.

Когда я читала повесть, мне было горько и обидно за моих ровесников, способных на такие поступки. Мне было жалко Лену, потому что она была одинока и не понята одноклассниками. Ведь не случайно ее прозвище «Чучело» - это пугало, леший, домовой, а в переводе с болгарского – это одинокий. Жестокость же Железной Кнопки вызвало мое негодование, трусость Сомова – презрение. Кажется, что герои (Лена и ее дед) побеждены силой зла и жестокости, ведь они уезжают из города. И остается горький след в душе и тревожное настроение. Но хочется верить, что ребята извлекут нравственный урок из происшедшего, ведь даже Железная Кнопка заплакала, а Рыжий написал на доске: «Чучело, прости нас!». Последние строки повести звучат оптимистично.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«НАДО БЫТЬ МИЛОСЕРДНЫМ» (урок по повести В. Железникова «Чучело»)

Автор: Колесова Лариса Анатольевна

Дата: 12.07.2015

Номер свидетельства: 222683

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "«Мир нуждается в милосердии»  Урок по повести В. Железникова «Чучело» "
    ["seo_title"] => string(74) "mir-nuzhdaietsia-v-milosierdii-urok-po-poviesti-v-zhielieznikova-chuchielo"
    ["file_id"] => string(6) "187641"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426533698"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства