1. анализ ст-ия «Поэт и гражданин» Проследим позицию Некрасова в стих. «Поэт и гражданин» (1856г.) Один из современников так отозвался о стихотворении: «Какую славную придумал Некрасов увертюру для своей суровой музыки! Он написал большую вещь под заглавием «Поэт и гражданин», которая вместо предисловия будет напечатана в книжке его стихотворений. Суровая и горькая, но благородная и сильная вещь! Так и гудит мотив всей его музы». Чтение стихотворения по ролям. - О чём спорят герои стихотворения? - Кто победил в этом споре? (В этом споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения). Докажите текстом. Существует мнение, что Некрасов полностью разделяет убеждения Гражданина, который провозглашает мысль о том, что поэзия- это важное общественное дело, долг поэта - быть гражданином своей родины, бесстрашно идущим в бой «за честь отчизны, за убежденья, за любовь»: Будь гражданин! служа искусству, Для блага ближнего живи, Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей любви… А что поэт? Он привержен заветам Пушкина, провозгласившего в стихотворении «Поэт и толпа»: Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. Поэт признаётся, что не всегда спешил «известности добиться», шёл «тропкой торною» и «добродушно воспевал» «то гром небес, то ярость моря», удивлял «дерзостью мальчишек// И похвалой гордился их» Ведь было время, когда в годы «печальной, бескорыстной, трудной» юности он «без отвращенья, без боязни» «шёл в тюрьму и к месту казни», «честно ненавидел» и «искренне любил» Но поэт не выдержал жизненных испытаний, не захотел погибнуть безвестным, когда ему было всего двадцать лет: Лукаво жизнь вперёд давила, Как моря вольные струи, И ласково любовь сулила Мне блага лучшие свои… Далеко не сразу понял Поэт, что попрал он «долг священный человека». Раскаянье пришло, когда Под игом лет душа погнулась, Остыла ко всему она, И Муза вовсе отвернулась, Презренья полного полна. 2.анализ ст-ия «В дороге» Чтение стихотворения. Вопросы: 1) О какой человеческой драме мы узнаем из стихотворения и что является ее причиной? 2) Что томит Грушу, кроме работы? 3) Почему она плачет – только ли от непосильного труда? На какой портрет глядит она? 4) Виновен ли муж-ямщик, заслуживает ли упрека за то, что не в состоянии понять жену? «В дороге» – это рассказ о двух поломанных судьбах: рассказчика-ямщика и его жены – несчастной Груши, смолоду по барской прихоти воспитанной в господской семье. Отданная замуж за крестьянина, она как будто «чужая среди своих». «Сам крестьянин предстает как бы в новом качестве, как человек со своей частной судьбой, со своим индивидуальным несчастьем. Общие судьбы народа выражены как частный вариант, личная судьба» В стихотворении возникает образ русской проселочной дороги. 3. групповая работа по анализу ст-ий Работая в группе, готовят вопросы для других групп по своему ст-ию (2 вопроса высокого порядка) 1 группа «Колыбельная песня», 2 группа «Перед дождем», 3 группа«Тройка», 4 группа «Еду ли ночью по улице темной…», 5 группа «Вчерашний день, часу в шестом…», 6 группа «Мы с тобой бестолковые люди…», |