Урок литературы_8 класс
Тема: Н.В. Гоголь – писатель - сатирик. Жизненная основа комедии « Ревизор».
Цель: организовать повторение известных сведений о Н.В. Гоголе как о писателе-сатирике; дать понятие о драматическом произведении; раскрыть жизненную основу комедии «Ревизор»; способствовать развитию речи, мышлению учащихся; способствовать воспитанию любознательности, интересу к творчеству писателя,
Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, произведения Гоголя различных изданий.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
I.Орг.момент.
П. Актуализация опорных знаний
Н.В. Гоголь - один из значимых фигур в литературе первой половины 19 в.
Гоголь - одинокая «звезда» в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. О «тайне», «загадке» художественного таланта спорят уже на протяжении полутора столетий. Мы с вами тоже постараемся открыть для себя что-то новое и осознать, что творчество великого писателя - живое явление современности.
Викторина по творчеству Н.В.Гоголя
1.Какие произведения Гоголя вам известны?
2.Каких литературных героев, созданных писателем, вы помните?
3.Как звали пасечника, от лица которого ведется рассказ в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»? (Рудый Панько)
4.Какое произведение Гоголя напоминает вам картина И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»? ( «Тарас Бульба»)
5.Кому из героев Гоголя принадлежат эти слова: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей!» (Тарас Бульба)
6.Из каких произведений эти строки:
а) «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно - душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь!» («Майская ночь или Утопленница»)
б) «... да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» («Тарас Бульба»)
7. Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?
Ш. Формирование цели и задач урока
IV. Знакомство с материалами учебника «Великий сатирик о себе», «Н.В.Гоголь о театре» (самост. работа уч-ся в. парах)
- О какой карьере мечтал Гоголь в юности?
( «Я думал просто, что я выслужусь и все это доставит служба государственная»)
-Какая черта характера, какое умение, развившееся в Гоголе, помогло ему стать писателем?
( Придумывал себе все смешное, что только мог выдумать..., имел способность «угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого...»)
-Кто оказал на Гоголя серьезное внимание на становление его писательского таланта? ( А.С.Пушкин «заставил меня взглянуть на дело серьезно»)
- Какую задачу ставил перед собой Гоголь, приступая к созданию комедии «Ревизор»?
( «...собрать в одну кучу все дурное в России...и за одним разом посмеяться над всем»)
-Какова роль театра, по мысли сатирика? (Театр - великая школа, которая дает зрителям живой полезный урок.)
-Какие факты биографии Гоголя говорят о его интересе к театру? ( Отец В.А.Гоголь-Яновский писал комедии для домашнего театра богатого вельможи Трощинского, в них Гоголь играл вместе с родителями; выступал на сцене гимназии в Нежине; в поисках заработка в Петербурге пытался поступить в актеры, но получил отказ, потому что читал просто, без декламации.)
V. Слово учителя
О том, как читал Гоголь, вспоминает И.С.Тургенев. Страница хрестоматии - этот материал прочитать дома.
Из биографических сведений о Гоголе мы знаем, что в 30-е г. 19в. он серьезно задумывается о русской комедии. Он продолжил развитие творческих достижений своих предшественников Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова. Писатель в развитие этого жанра внес свое. Он считал, что комедия выполнит назначение только тогда, когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, нравоучениях с наказанием пороков на глазах зрителей. Так в 30-е г. Г. Работает одновременно над двумя комедиями из современной жизни: «Игроки» и «Женихи» {позднее переработанные в «Женитьбу»).В середине 1835года он начал готовить ее к постановке, но увлекся новым замыслом. Это был «Ревизор». Пьеса эта, как пишет Ю.Манн, «во всей истории русского и мирового театра...вознеслась как одна из самых высоких, недосягаемых вершин».
- А теперь, ребята, вспомните, к какому роду литературы относится комедия? (К драме)
-Чем отличается драма от эпоса и лирики? (Драма находится на стыке двух искусств - литературы и театра.)
-На какие жанры делится драма? (Трагедию, драму в узком смысле и комедию)
-Какие отличительные признаки имеет комедия? (статья «Прочитаем комедию «Ревизор» вместе»)
-Перелистайте пьесу «Ревизор», определите сколько актов в ней и из скольких явлений состоит каждый акт? (Пять действий, в каждом от 6 до 16 явлений)
-А теперь откройте афишу, познакомьтесь с действующими лицами (25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения и множество гостей, купцов, мещан, просителей без имени. Уже чтение афиши дает возможность предположить, что в комедии дана широкая критичная жизнь окружающей действительности и своеобразная анатомия уездного города: здесь и глава администрации - городничий, и его министры: смотритель улиц, судья.)
VI. Физкультминутка
VII. Просмотр фильма и сообщение учителя о создании комедии
«Ревизор»
Работу над «Ревизором» Гоголь начал, будучи уже известным писателем, которого высоко ценил и дружески поддерживал А.С.Пушкин.
Л теперь, ребята, давайте перенесемся в 19 век и узнаем историю создания комедии «Ревизор».
После просмотра фильма беседа с учащимися.
-Кто подсказал сюжет комедии Гоголю?
-Какая жизненная основа комедии «Ревизор»?
Тема «Ревизора» взята Гоголем из самой действительности. Ситуация в России была такой, что полным хозяином губернии был губернатор, а уездного города - городничий. Всюду царили произвол и беспорядки. Единственным, что сдерживало местные власти, был страх перед ревизором из Петербурга. Гоголь взял как будто бы старую, давно бытовавшую в литературе тему (должностные злоупотребления) и создал произведение, оказавшееся обвинительным актом против всей российской государственности Николая I. Вот почему , все происходящее на сцене зрители восприняли необыкновенно остро.
Побываем и мы на первых представлениях комедии «Ревизор» в столичных театрах,
VIII. Сообщение учеников о первых постановках пьесы «Ревизор»
1.Первая постановка «Ревизора» в Петербурге
2.Первая постановка «Ревизора» в Москве
IX. Итоги урока
X. Сообщение домашнего задания:
1. Перечитать 1 д. комедии и статью учебной хрестоматии «Николаевская Россия во времена Гоголя».
2. Объясните по тексту, какие причины для страха имеет каждый чиновник?
3. Составьте небольшую табличку о чиновниках уездного города
XI. Рефлексия