kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Н. В. Гоголь – писатель - сатирик. Жизненная основа комедии « Ревизор»..

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы_8 класс

Тема: Н.В. Гоголь – писатель - сатирик. Жизненная основа комедии « Ревизор».

Цель: организовать повторение известных сведений о Н.В. Гоголе как о писателе-сатирике; дать понятие о драматическом произведении; раскрыть жизненную основу комедии «Ревизор»; способствовать развитию речи, мышлению учащихся; способствовать воспитанию любознательности, интересу к творчеству писателя,

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, произведения Гоголя различных изданий.

Тип урока: комбинированный

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок лит. по теме Н.В. Гоголь - писатель-сатирик. Жизненная основ комедии Ревизор»

Урок литературы_8 класс

Тема: Н.В. Гоголь – писатель - сатирик. Жизненная основа комедии « Ревизор».

Цель: организовать повторение известных сведений о Н.В. Гоголе как о писателе-сатирике; дать понятие о драматическом произведении; раскрыть жизненную основу комедии «Ревизор»; способствовать развитию речи, мышлению учащихся; способствовать воспитанию любознательности, интересу к творчеству писателя,

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, произведения Гоголя различных изданий.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I.Орг.момент.

П. Актуализация опорных знаний

Н.В. Гоголь - один из значимых фигур в литературе первой половины 19 в.

Гоголь - одинокая «звезда» в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. О «тайне», «загадке» художественного таланта спорят уже на протяжении полутора столетий. Мы с вами тоже постараемся открыть для себя что-то новое и осознать, что творчество великого писателя - живое явление современности.

Викторина по творчеству Н.В.Гоголя

1.Какие произведения Гоголя вам известны?

2.Каких литературных героев, созданных писателем, вы помните?

3.Как звали пасечника, от лица которого ведется рассказ в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»? (Рудый Панько)

4.Какое произведение Гоголя напоминает вам картина И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»? ( «Тарас Бульба»)

5.Кому из героев Гоголя принадлежат эти слова: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей!» (Тарас Бульба)

6.Из каких произведений эти строки:

а) «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно - душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь!» («Майская ночь или Утопленница»)

б) «... да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» («Тарас Бульба»)

7. Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?

Ш. Формирование цели и задач урока

IV. Знакомство с материалами учебника «Великий сатирик о себе», «Н.В.Гоголь о театре» (самост. работа уч-ся в. парах)

- О какой карьере мечтал Гоголь в юности?

( «Я думал просто, что я выслужусь и все это доставит служба государственная»)

-Какая черта характера, какое умение, развившееся в Гоголе, помогло ему стать писателем?

( Придумывал себе все смешное, что только мог выдумать..., имел способность «угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого...»)

-Кто оказал на Гоголя серьезное внимание на становление его писательского таланта? ( А.С.Пушкин «заставил меня взглянуть на дело серьезно»)

- Какую задачу ставил перед собой Гоголь, приступая к созданию комедии «Ревизор»?

( «...собрать в одну кучу все дурное в России...и за одним разом посмеяться над всем»)

-Какова роль театра, по мысли сатирика? (Театр - великая школа, которая дает зрителям живой полезный урок.)

-Какие факты биографии Гоголя говорят о его интересе к театру? ( Отец В.А.Гоголь-Яновский писал комедии для домашнего театра богатого вельможи Трощинского, в них Гоголь играл вместе с родителями; выступал на сцене гимназии в Нежине; в поисках заработка в Петербурге пытался поступить в актеры, но получил отказ, потому что читал просто, без декламации.)

V. Слово учителя

О том, как читал Гоголь, вспоминает И.С.Тургенев. Страница хрестоматии - этот материал прочитать дома.

Из биографических сведений о Гоголе мы знаем, что в 30-е г. 19в. он серьезно задумывается о русской комедии. Он продолжил развитие творческих достижений своих предшественников Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова. Писатель в развитие этого жанра внес свое. Он считал, что комедия выполнит назначение только тогда, когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, нравоучениях с наказанием пороков на глазах зрителей. Так в 30-е г. Г. Работает одновременно над двумя комедиями из современной жизни: «Игроки» и «Женихи» {позднее переработанные в «Женитьбу»).В середине 1835года он начал готовить ее к постановке, но увлекся новым замыслом. Это был «Ревизор». Пьеса эта, как пишет Ю.Манн, «во всей истории русского и мирового театра...вознеслась как одна из самых высоких, недосягаемых вершин».

- А теперь, ребята, вспомните, к какому роду литературы относится комедия? (К драме)

-Чем отличается драма от эпоса и лирики? (Драма находится на стыке двух искусств - литературы и театра.)

-На какие жанры делится драма? (Трагедию, драму в узком смысле и комедию)

-Какие отличительные признаки имеет комедия? (статья «Прочитаем комедию «Ревизор» вместе»)

-Перелистайте пьесу «Ревизор», определите сколько актов в ней и из скольких явлений состоит каждый акт? (Пять действий, в каждом от 6 до 16 явлений)

-А теперь откройте афишу, познакомьтесь с действующими лицами (25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения и множество гостей, купцов, мещан, просителей без имени. Уже чтение афиши дает возможность предположить, что в комедии дана широкая критичная жизнь окружающей действительности и своеобразная анатомия уездного города: здесь и глава администрации - городничий, и его министры: смотритель улиц, судья.)

VI. Физкультминутка

VII. Просмотр фильма и сообщение учителя о создании комедии

«Ревизор»

Работу над «Ревизором» Гоголь начал, будучи уже известным писателем, которого высоко ценил и дружески поддерживал А.С.Пушкин.

Л теперь, ребята, давайте перенесемся в 19 век и узнаем историю создания комедии «Ревизор».

После просмотра фильма беседа с учащимися.

-Кто подсказал сюжет комедии Гоголю?

-Какая жизненная основа комедии «Ревизор»?

Тема «Ревизора» взята Гоголем из самой действительности. Ситуация в России была такой, что полным хозяином губернии был губернатор, а уездного города - городничий. Всюду царили произвол и беспорядки. Единственным, что сдерживало местные власти, был страх перед ревизором из Петербурга. Гоголь взял как будто бы старую, давно бытовавшую в литературе тему (должностные злоупотребления) и создал произведение, оказавшееся обвинительным актом против всей российской государственности Николая I. Вот почему , все происходящее на сцене зрители восприняли необыкновенно остро.

Побываем и мы на первых представлениях комедии «Ревизор» в столичных театрах,

VIII. Сообщение учеников о первых постановках пьесы «Ревизор»

1.Первая постановка «Ревизора» в Петербурге

2.Первая постановка «Ревизора» в Москве

IX. Итоги урока

X. Сообщение домашнего задания:

1. Перечитать 1 д. комедии и статью учебной хрестоматии «Николаевская Россия во времена Гоголя».

2. Объясните по тексту, какие причины для страха имеет каждый чиновник?

3. Составьте небольшую табличку о чиновниках уездного города

XI. Рефлексия








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Н. В. Гоголь – писатель - сатирик. Жизненная основа комедии « Ревизор»..

Автор: Курагина Светлана Николаевна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 126015

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Н.В.Гоголь. Жизненная основа комедии "Ревизор""
    ["seo_title"] => string(42) "nvgogholzhizniennaiaosnovakomiediirievizor"
    ["file_id"] => string(6) "285725"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454240499"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства