Просмотр содержимого документа
««Мы отвечаем за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Н. Андреева «Кусака»)»
Урок литературы в 7 классе
по теме «Мы отвечаем за тех, кого приручили»
(по рассказу Л.Н. Андреева «Кусака»)
Урок составила и провела:
Фирсова Татьяна Викторовна
учитель русского языка и литературы
Урок литературы в 7 классе
по теме «Мы отвечаем за тех, кого приручили»
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Тип урока: работа с художественным текстом.
Цели: используя приёмы технологии развития критического мышления стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.
Обучающие и познавательные цели:
1. Знакомство с новым автором.
2. Отработка навыков анализа художественного произведения.
Развивающие цели:
1.Развивать критическое мышление во время работы с художественным текстом.
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать умение работать в группе.
Воспитательные цели:
1. Решение нравственных проблем поставленных в тексте (душевная черствость и равнодушие людей к миру животных)
2. Поддержать дух толерантности, принимая другие точки зрения.
3. Воспитывать умение внимательно слушать и слышать.
Оборудование: рисунки с изображением собак; портрет писателя Л.Н. Андреева; рисунок дерева предсказаний; листы бумаги, цветные карандаши.
Используемые приёмы: обращение к личному опыту, «дерево предсказаний», «мозговой штурм», синквейн, РАФТ, кластер, «толстые» и «тонкие» вопросы.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Приёмы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время
1. Вводный этап
Приветствие
Приветствует учащихся. Настраивает на благоприятную атмосферу.
Отвечают на приветствие
1 мин.
2. Стадия вызова
Обращение к личному опыту
Формулирует цели урока. Формирует группы. Выдаёт задание каждой группе в конверте, где находятся рисунки собак и вопросы:
1. Посмотрите на стол, что вы видите?
2. А у вас есть собака?
3. Расскажите о ней, за что вы её любите?
4. А смогли бы вы обмануть, предать своего четвероногого друга? Почему?
5. Вспомните, кто из русских писателей до Л.Н. Андреева создал в русской литературе прекрасные образы четвероногих друзей?
Подводит итог работы в группах: собаки во всех произведениях предстают перед нами как верные, добрые и ласковые друзья человека, надёжные его заступники. А сегодня мы с вами будем работать по рассказу Леонида Андреева «Кусака»
Знакомятся с целями урока. Работают в группах.
Отвечают на вопросы.
10мин
Рассказ
Учитель рассказывает об Андрееве
Слушают учителя, знакомятся с новым автором.
3 мин
3. Стадия осмысления
Мозговой штурм
Даёт задание каждой группе составить план рассказа, в котором должны быть отражены основные моменты жизни Кусаки.
Консультации учащихся.
Примерный вариант плана:
1. Жизнь собаки до встречи с «добрыми людьми».
2. Как Кусака получила своё имя.
3. Дружба Кусаки с Лёлей.
4. Отъезд дачников.
5. Кусака снова одна.
Предлагает учащимся подготовить пересказ близкий к тексту 1 группе - Жизнь собаки до встречи с «добрыми людьми»; 2 группе – Кусака снова одна.
Работают в группе, составляют план.
Записывают план на доске.
Готовят пересказ.
10мин
«Толстые» и «тонкие» вопросы
Задаёт «тонкие» вопросы:
1. Как Кусака получила своё имя?
2. Как она выражала свою ненависть к людям?
3. Как Кусака выражала свою любовь к людям?
4. Как меняется пейзаж в зависимости от положения собаки? (зачитать эти описания)
«Толстые» вопросы:
1. Объясните, почему Кусака не верила людям и боялась их?
2. Почему Кусаку не взяли в город?
3. Хорошо ли Лёля поступила по отношению к другу? А как бы вы поступили?
4. Как вы думаете, кто больше будет скучать и почему: Кусака о Лёле или Лёля о Кусаке?
5. Какой ещё пример жестокости вы можете найти в рассказе?
6. Почему именно ток заканчивается рассказ?
7. Как вы думаете, почему мы в ответе за тех, кого приручили?
Отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, высказывают свои мнения.
11мин
Дерево предсказаний
Предлагает предсказать дальнейший сюжет рассказа. Выслушивает все мнения и аргументы.
Вместе с учащимися составляют дерево.
Работают в группах. Приводят веские аргументы и записывают их на листах.
8 мин
4. Стадия рефлексии
Синквейн
Предлагает составить синвкейн: 1группе о Кусаке, 2 группе о Лёле на большом листе бумаги.
Примерный вариант синквейна:
Кусака
Бездомная, одинокая
Голодает, страдает, боится
Верит людям, но ошибается
Бедолага
Лёля
Жестокая, безответственная
Жалеет, приручает, бросает
Предательница
Составляют стихотворение. Готовят защиту синквейна.
6 мин
РАФТ
Р(оль)
А(удитория)
Ф(орма)
Т(ема)
Даёт задание написать письмо Лёле о Кусаке 1 группе– от соседа, 2 группе – от Кусаки.
Консультирует, направляет работу.
Заслушивает ответы.
Выполняют творческое задание. Высказывают свои чувства от лица героя. Зачитывают тексты писем.
30мин
5. Заключительный этап урока
Кластер
Предлагает составить кластер по теме «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Анализирует ответ.
Примерный вариант: приложение 1
Работают в группе. Составляют кластер. Отвечают.
9 мин
6. Домашнее задание
Творческая работа
Предлагает учащимся написать мини-сочинения по теме «Мой четвероногий друг» или «Монолог брошенной собаки»