Просмотр содержимого документа
«"Мороз, Красный нос". Поэтический образ русской женщины"»
Конспект урока литературы в 5 классе на тему "Н. А. Некрасов. "Мороз, Красный нос". Поэтический образ русской женщины"
Тема урока: Н. А. Некрасов. «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.
Цели урока: заинтересовать учащихся личностью знаменитого русского поэта; познакомить учащихся с отрывком из поэмы, раскрывающим красоту, терпение, трудолюбие крестьянской женщины; развивать чувство уважения к крестьянскому труду; на примере отрывка рассказать о тяжелой доле крестьянской женщины в России 2-й половины ХIХ в.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка выполнения домашнего задания.
III. Постановка учебных задач урока.
IY. Работа по теме урока.
Знакомство со статьёй учебника о Н. А Некрасове (с. 171)
Слово учителя.
Одной из центральных тем творчества Н. А. Некрасова стала тема русской женщины-труженицы. В поэме «Мороз, Красный нос», написанной в 1863 г., поэт запечатлел женский образ, в котором слились воедино величавость, красота, терпение, трудолюбие. Это образ русской крестьянки Дарьи.
Знакомство с текстом отрывка.
1. Прослушивание фонохрестоматии для 5 кл. (Отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» + вопросы и задания)
2. Чтение учителем отрывка из поэмы «Есть женщины в русских деревнях».
Анализ текста.
Какой перед вами предстала Дарья? Найдите в тексте слова, рассказывающие о внешнем виде героини.
Какими качествами характера обладает Дарья?
Найдите строки, в которых речь идет о том, как трудится Дарья.
Вопрос 1 из учебника, с пояснениями учителя.
Какова же главная мысль отрывка? Найдите слова, где заключен ответ на этот вопрос. («Семейство не бьется в нужде...»)
Какое впечатление оставляет у вас этот отрывок?
Ученики читают отрывок по строфам с комментариями учителя.
Выделим эпизод с косами. Отметим, что крестьянка не должна показывать свои волосы, поэтому она возмущена поступком парня: «Лицо величаво, как в раме, смущеньем и гневом горит».
Как вы понимаете выражение «Ей некогда лясы точить»?
Какие строки вы считаете главными в этом отрывке из поэмы?
В ней крепко и ясно сознанье,
Что всё их спасенье в труде,
И труд ей несёт воздаянье:
Семейство не бьётся в нужде.
Что такое рифма? Определим рифму в этом стихотворенье. (перекрёстная).
Что такое сравнение, эпитет. Найдите в тексте эпитеты и сравнения, которыми пользуется поэт.
Пройдет — словно солнце осветит?
Посмотрит — рублем подарит? (Сравнение)
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока.
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка. (Эпитеты)
Сравнения и эпитеты помогают создать портрет русской женщины. Некрасов сравнивает ее с царицей, с солнцем, взгляд такой женщины дорог, словно золотой рубль. Возмущенное лицо крестьянки поэт сравнивает с портретом: «как в раме». Зубы он сравнивает с «крупными перлами», т. е. с жемчугом, о ребенке пишет, что он сидит на груди, «как на стуле», т. е. уверенно, спокойно. Чтобы описать русскую женщину, Некрасов употребляет такие слова и выражения: «С красивою силой в движеньях...», «Красавица, миру на диво, // Румяна, стройна, высока...», «Всегда терпелива, ровна...», «сердечный смех», «румяные губы», «внутренней силы печать», «нарядная матка». Выдающийся исследователь творчества Н. А. Некрасова Н. Н. Скатов пишет: «...в центре она — женщина во всей полноте определений и в их контрастности: бытовое — „баба“ и высокое „красивая и мощная славянка“, совсем простонародное „матка“ и торжественное — „женщина русской земли...“»
Чем восхищается поэт, описывая русскую крестьянку? (Красотой, трудолюбием, чувством собственного достоинства).
Самостоятельное чтение отрывка учащимися.
Работа над репродукцией картины «Мороз, Красный нос» А. Пластова.