Цель: - теоретический аспект:- повторить сведения о древнегреческих богах; познакомить с произведениями искусства, в которых использованы сюжеты мифов, с художниками, композиторами, которые создавали свои шедевры на основе мифов;
- практический:- развивать умение анализировать произведения искусства, активизировать самостоятельность поисковой деятельности учащихся; учить постигать произведения искусства мыслью и чувством; наших богов? сторонуо мудрый псными животными7 ответь же мне, о мудрый паисий.
- развивающий: - развивать умственные действия как интеллектуальные явления и мыслительные операции(сравнение, анализ, обобщение, умение сделать выводы); развивать эмоционально-чувственную сферу учащихся (умение видеть таинственное, созданное воображением авторов); вызвать интерес к изучаемому материалу; развивать умение выразительно пересказывать, описывать картины;
- воспитательный: - воспитывать учащихся как поликультурных индивидов (бережное отношение к национальному наследию, уважение и стремление сохранить его), развивать диалоговую культуру; создать условия для эстетического восприятия материала.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Вид урока: урок-исследование
Оборудование: интерактивная доска, музыка Басилая из к-фа «Аргонавты», репродукции картин Серова «Похищение Европы», Врубеля «Пан», иллюстрации учащихся.
Листы оценивания
Эпиграф
Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки навеки.
Даже порой удивленье берёт:
Ну, до чего знаменитый народ!
Храбро с врагами они воевали,
Мудрые мифы они создавали,
С детства знакомы любому из нас
И Прометей, и Геракл, и Атлас
Ход урока.
Оргмомент.
Тренинг
Если вы меня слышите, помашите правой рукой.
Если у вас хорошее настроение, топните ножкой(тихо).
Если вы сегодня не забыли поздороваться с учителем, то покачайтесь.
Если вам нравится быть в вашем классе, возьмитесь за руки.
Если вы выучили сегодня все уроки, то хлопните в ладоши.
Если вы намерены сегодня на уроке отлично работать, то сделайте шаг вперёд.
Если вы сделали все эти дела, то можете присаживаться на свои места.
Беседа по теме.
Запись темы
Целеполагание
Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?
Вступительное слово учителя:
Существует память, которая сохраняет правила, обычаи, традиции. Эта память называется культурой. У каждого она своя.
Сегодня наш разговор о греческой культуре, в частности о мифологии, и о влиянии её на всю мировую культуру.
Звучит лютневая музыка:
Сценка: «Спор воинов»
Андратион (говорит тихо и злобно)- греческий воин.
Ты хвалишь своих богов!
По твоему боги египтян – сильнейшие, и не последний среди них – Апис. Не так ли? В Мемфисе я был во время праздника в честь всемогущего бога Аписа. Тогда я ещё не таскал на себе, подобно вьючному ослу, эту кожаную крепость (он с ненавистью толкнул лежащий рядом с ним кожаный щит). Я толкался среди праздничного народа и расспрашивал всех о всемогущем боге Аписе. И я узнал, что всемогущий бог Апис, явившийся в Мемфисе – это всего лишь чёрный бык с белым пятном на лбу. Разве грозные боги могут быть бессловесными животными? Ответь же мне, о мудрый Паисий.
Паисий (дрожа от гнева) – египетский воин.
Зачем же ты явился в страну наших богов? Отчего ты не просил у своих богов удачи на родине? А может, ты здесь потому, что боги твои бессильны?
Андратион (задумавшись)
Ливиец (тихо подходит и кладёт руку на плечо Андратиону. Андратион схватился рукой за меч, висевший у пояса)
- Я слышал, как вы спорили. Расскажи мне о своей стране и богах. Я хочу знать о них больше.
Андратион: - Садись, мой рассказ будет долгим.
На севере земли, населённой эллинами, находится страна Фессалия. Среди гор, окружающих фессалийскую равнину, на границе с Македонией, возвышается гора олимп – самая высокая из всех гор Эллады.
В ясные дни снега Олимпа горят на солнце,
Но вершина горы всегда окутана густыми облаками.
Там, в вышине, - золотые чертоги бессмертных богов.
В светлых чертогах пируют бессмертные боги!
Гора Олимп. Все боги собрались вместе.
Сценка «На горе Олимп»
Зевс (сидит в кресле среди облаков)
Я - Зевс Всемогущий,
Зевс-громовержец, богами правлю,
С величием на троне восседаю.
С могуществом и властностью во взоре.
Мне всё нипочём
Слежу за порядком и законом.
В моих руках судьба людей: несчастье,
Добро и зло, и жизнь, и смерть, и счастье.
Черпаю Я дары из двух сосудов:
Добро и зло Я достаю оттуда.
Коль вечным злом одариваю человека,
Несчастным будет до конца он жизни.
Я – сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром – всё происходит по моей воле. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный мною на земле! А это (жест в сторону богов) все мои верные слуги!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мифы Древней Греции и искусство»
ГУ «Средняя школа № 6 отдела образования акимата города Костаная»
Тема: Мифы Древней Греции и искусство
Выполнила: Бычкова Н.М.
Класс: 6
Предмет: русская словесность
Учитель: Бычкова Н.М.
Тема: Мифы Древней Греции и искусство
Цель: - теоретический аспект:- повторить сведения о древнегреческих богах; познакомить с произведениями искусства, в которых использованы сюжеты мифов, с художниками, композиторами, которые создавали свои шедевры на основе мифов;
- практический:- развивать умение анализировать произведения искусства, активизировать самостоятельность поисковой деятельности учащихся; учить постигать произведения искусства мыслью и чувством; наших богов? сторонуо мудрый псными животными7 ответь же мне, о мудрый паисий.
- развивающий: - развивать умственные действия как интеллектуальные явления и мыслительные операции(сравнение, анализ, обобщение, умение сделать выводы); развивать эмоционально-чувственную сферу учащихся (умение видеть таинственное, созданное воображением авторов); вызвать интерес к изучаемому материалу; развивать умение выразительно пересказывать, описывать картины;
- воспитательный: - воспитывать учащихся как поликультурных индивидов (бережное отношение к национальному наследию, уважение и стремление сохранить его), развивать диалоговую культуру; создать условия для эстетического восприятия материала.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Вид урока: урок-исследование
Оборудование: интерактивная доска, музыка Басилая из к-фа «Аргонавты», репродукции картин Серова «Похищение Европы», Врубеля «Пан», иллюстрации учащихся.
Листы оценивания
Эпиграф
Древние греки, античные греки, Многим прославились греки навеки. Даже порой удивленье берёт: Ну, до чего знаменитый народ! Храбро с врагами они воевали, Мудрые мифы они создавали, С детства знакомы любому из нас И Прометей, и Геракл, и Атлас
Ход урока.
Оргмомент.
Тренинг
Если вы меня слышите, помашите правой рукой.
Если у вас хорошее настроение, топните ножкой(тихо).
Если вы сегодня не забыли поздороваться с учителем, то покачайтесь.
Если вам нравится быть в вашем классе, возьмитесь за руки.
Если вы выучили сегодня все уроки, то хлопните в ладоши.
Если вы намерены сегодня на уроке отлично работать, то сделайте шаг вперёд.
Если вы сделали все эти дела, то можете присаживаться на свои места.
Беседа по теме.
Запись темы
Целеполагание
Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?
Вступительное слово учителя:
Существует память, которая сохраняет правила, обычаи, традиции. Эта память называется культурой. У каждого она своя.
Сегодня наш разговор о греческой культуре, в частности о мифологии, и о влиянии её на всю мировую культуру.
Звучит лютневая музыка:
Сценка: «Спор воинов»
Андратион (говорит тихо и злобно)- греческий воин.
Ты хвалишь своих богов!
По твоему боги египтян – сильнейшие, и не последний среди них – Апис. Не так ли? В Мемфисе я был во время праздника в честь всемогущего бога Аписа. Тогда я ещё не таскал на себе, подобно вьючному ослу, эту кожаную крепость (он с ненавистью толкнул лежащий рядом с ним кожаный щит). Я толкался среди праздничного народа и расспрашивал всех о всемогущем боге Аписе. И я узнал, что всемогущий бог Апис, явившийся в Мемфисе – это всего лишь чёрный бык с белым пятном на лбу. Разве грозные боги могут быть бессловесными животными? Ответь же мне, о мудрый Паисий.
Паисий (дрожа от гнева) – египетский воин.
Зачем же ты явился в страну наших богов? Отчего ты не просил у своих богов удачи на родине? А может, ты здесь потому, что боги твои бессильны?
Андратион (задумавшись)
Ливиец (тихо подходит и кладёт руку на плечо Андратиону. Андратион схватился рукой за меч, висевший у пояса)
- Я слышал, как вы спорили. Расскажи мне о своей стране и богах. Я хочу знать о них больше.
Андратион: - Садись, мой рассказ будет долгим.
На севере земли, населённой эллинами, находится страна Фессалия. Среди гор, окружающих фессалийскую равнину, на границе с Македонией, возвышается гора олимп – самая высокая из всех гор Эллады..
В ясные дни снега Олимпа горят на солнце,
Но вершина горы всегда окутана густыми облаками.
Там, в вышине, - золотые чертоги бессмертных богов.
В светлых чертогах пируют бессмертные боги!
Гора Олимп. Все боги собрались вместе.
Сценка «На горе Олимп»
Зевс (сидит в кресле среди облаков)
Я - Зевс Всемогущий ,
Зевс-громовержец, богами правлю,
С величием на троне восседаю.
С могуществом и властностью во взоре.
Мне всё нипочём
Слежу за порядком и законом.
В моих руках судьба людей: несчастье,
Добро и зло, и жизнь, и смерть, и счастье.
Черпаю Я дары из двух сосудов:
Добро и зло Я достаю оттуда.
Коль вечным злом одариваю человека,
Несчастным будет до конца он жизни.
Я – сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром – всё происходит по моей воле. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный мною на земле! А это (жест в сторону богов) все мои верные слуги!
Гера:
Я – Гера, супруга Зевса, хожу величаво.
Почёт от Зевса получила по праву,
Богиня - повелительница браков -
С почтением приемля сонмы знаков,
Сижу я рядом с Зевсом в ложе трона.
Я - первая среди олимпийцев после Зевса.
Когда Я и Зевс действуем заодно – все боги бессильны перед нами.
Я – Аполлон – любимый сын Зевса – бог солнечного света, покровитель искусства.
Когда родился я,
Повсюду разлились потоки яркого света.
Как золотом, залили они скалы Делоса.
Все кругом зацвело, засверкало:
и прибрежные скалы, и гора Кинт,
и долина, и море.
Громко славили меня, собравшиеся на Делосе богини,
Вся природа ликовала вместе с ними.
Я – вечно юная и прекрасная Артемида (колчан за спиной и лук со стрелами в руках) – богиня природы и покровительница охоты . Дочь Зевса и Геры, сестра Аполлона.
Арес – я – бог яростной войны, убийства, кровавой резни на поле боя , Я - идеал храброго воина и древних греков, меня не любит Зевс.
Однажды Зевс мне сказал: «Ты ненавистнейший мне меж богов, населяющих небо, Распря единая, брань и убийства тебе лишь приятны!» Я несу человечеству лишь гибель и разрушение
Я – Аид – самый мрачный из богов. Я – бог подземного царства. Моими верными помощниками являются река Стикс, пёс Гербер и Харон – перевозчик душ.
Гефест:
Олимп. Вознёсся он над облаками.
Там вотчина богов была веками.
Я - Гефест, сын Зевса,
сотворил чертоги эти.
Мои мысли как искры, роятся:...
Средь беспечных богов Я – кузнец, архитектор,
человек из металла,
Слишком занятый, чтобы смеяться.
Против воли заковал Прометея,
Помог родиться дочери Зевса Афине (подходит, замахивается, и из головы выходит Афина).
Я - Афина Паллада –
Богиня мудрости,
победы и многих рукоделий!
Мною гордятся,
Мною живут!
Я - ваша надежда,
Я - ваша награда,
Афина Паллада –
На гребне успеха
И в дни испытаний
Вы были единой
Сплоченной семьей,
Пусть минули годы
Тревог и исканий,
Вы будете всегда
Неразлучны со мной.
Я вам предназначена
Доброй судьбою
Творить вдохновенно
И радость дарить!
Афина Паллада,
Дано вам со мною
Работать и праздновать,
Жить и любить!
А Я – лучезарный Гелиос – бог Солнца. Я всем посылаю и дарю свои солнечные теплые лучики. Примите их (рассыпает лучики солнца, очень много)!
Звучит музыка (лютня)
- 1- й. Слушайте, добрые люди, про то, что свершилось когда-то!
- 3-й. Каждый, рождённый для жизни, быть может, и смелым и трусом;
- 1-й. Зло от добра отличать научиться должны мы сызмала!
- 2-й. Слушайте, кто в мире родится, свой подвиг исполнить обязан.
- 3-й. В жизни и вы поплывёте, как плыли в морях аргонавты, -
- 1-й. Пусть же попутные ветры несут вас к намеченной цели!
Учитель: - Кто такие аргонавты?
- Куда они плыли? Зачем? Чем интересны они?
- Ответ - Это герои мифов про аргонавтов.
Учитель: Что такое миф?
Работа в группах.
Задание 1: Составить определение мифа, используя нужные выражения.
- каждая группа получает конверт с карточками, из которых, выбрав необходимое, нужно составить определение мифа.
На карточках написано:
Это взгляд людей на окружающий мир.
Это произведения устного народного творчества.
Это авторские произведения.
Это рассказы о животных.
это важный исторический источник сведений о далёком прошлом Греции.
Это истории, состоящие целиком из вымысла.
Это рассказы, лишённые исторической основы, о происхождении мира, богах и героях.
Это наивное объяснение устройства мира.
Это рассказы о том, что было на самом деле
Это сокровищница великолепных образов, прекрасные произведения искусства.
Это удивительные истории, в которых правда смешалась с вымыслом.
Это фантастические истории с волшебными превращениями.
У. – Зачитать определение мифа. Сравнить с определением из учебника. Самооценивание.
Задание 2. Игра «Эстафета» – Какие мифы Древней Греции вам известны? Составьте кластер (1мин.)
Побеждает та группа, которая назовёт больше мифов (Самооценивание)
Учитель: Зачем мы изучаем мифы?
Ответ: мы изучаем мифы Древней Греции, потому что они хорошо сохранились и повлияли на развитие мировой культуры.
1 страница «Мифы и кинематограф»
Звучит музыка из к-фа «Арго», песня аргонавтов (Рассказ про композитора Басилая и фильм про аргонавтов).
1. Автором этой замечательной музыки является грузинский композитор Александр Басилай, песня была написана к фильму про аргонавтов, в основу которого были положены удивительные рассказы древних греков.
Басилай Александр Александрович – композитор (1941-2009год), бессменный руководитель грузинского ансамбля «Иверия». Заслуженный деятель искусств Грузии. Народный артист Грузии.
с 1982 года Заслуженный деятель искусств ГССР. В 1967 году окончил Тбилисскую государственную консерваторию по классу контрабаса.[3] В 1968 году создал и возглавил ансамбль «Иверия». В 1981 году был награждён премией комсомола Грузии.
Автор таких известных мюзиклов, как «Аргонавты», «Свадьба соек», «Пиросмани», с которыми ансамбль «Иверия» успешно гастролировал во многих странах. Перу Басилая принадлежат много известных эстрадных песен, а также музыка к художественным фильмам и мультфильмам
2. «Ясон и аргонавты» (англ. «JasonandtheArgonauts») — американский приключенческий фильм по мотивам мифа о Ясоне и аргонавтах. В фильме были использованы самые передовые спецэффекты, имевшиеся на момент его создания (1963 год). Создателем спецэффектов был Рэй Харрикаузен. Фильм рассказывает известную историю об аргонавтах. Кровожадный тиран Пелий, решивший навсегда избавиться от своего брата Эсона и племянника Ясона, который был законным наследником трона, задумывает хитрую уловку: отправить Ясона с аргонавтами на корабле «Арго» из Древней Греции в Колхиду за золотым руном, бесценным даром богов. На своем пути они сталкиваются с множеством опасностей и несут большие потери. Им предстоит победить гигантского бронзового великана Талоса, расправиться с мерзкими и безобразными гарпиями, пройти через смыкающиеся скалы, и, наконец, достигнув Колхиды они завладевают Золотым Руном, а в придачу Ясону достаётся подарок — красавица Медея, дочь Колхидского царя.
Следует отметить, что, хотя и существуют расхождения в сюжете легенды у древних авторов, сюжет фильма отличается от нее в значительной степени.
Учитель: - Почему кинематограф использовал этот миф и многие другие?
Ответ: - Он интересен, красив, поучителен.
Учитель: какое поучение есть в мифах про аргонавтов? (миф учит тому, как не должен поступать брат, учит взаимопомощи, ответственности, мужеству, храбрости, отваге, смекалке)
2 страница. «Мифы и литература»
(Я читаю строки из стихотворения, ученик должен продолжить чтение. Группа называет автора, героя.)
1.Нас было много на челне
Иные парус напрягали
Другие молча упирали
В глубь мощны веслы. (А.С.Пушкин, «Арион»)
2.В глухие воды бросив невод,
Под вещий лепет тёмных лип,
Глядит задумчивая дева (Кузмин, «Муза»)
3.Вспомнил я старую сказку,
Слушай, подруга, меня,
Сказочник добрый и старый
Тихо сидел у огня (А.Блок, «Амур»)
4.Не ослеплён я музою моею:
Красавицей её не назовут,
И юноши, узрев её, за нею,
Влюблённою толпой не побегут.. («Муза», Е. Баратынский)
5. Мальчик стоит на пороге
Жалкий, озябший, нагой,
Мокрый колчан за плечами,
Лук с тетивою тугой. (А.Блок, «Амур»)
Вывод: Мифические персонажи нашли широкое применение в литературе. Взаимооценивание групп.
Конкурс - игра«Бюро находок». Кому (богам или героям) принадлежат эти вещи? Слайд.
- Яблоко – (Эрида подбросила яблоко Гера, Афродита, Афина поспорили, кто из них прекраснейшая.)
- Ящик - (Пандора)
- Трезубец (Посейдон)
- Огонь (Прометей)
- Клубок ниток (Мойры – богини смерти)
- Цветы, зеркало - (Афродита – богиня красоты)
Страница 3. «Мифы и живопись» (индивидуальное задание)
В картинной галерее.
Экскурсовод 1. Художник Валентина Александровича Серова увлекают темы истории и мифологии. В мае 1907 года Валентин Серов едет в Грецию, которая произвела на него большое впечатление своими памятниками и скульптурами. В 1910 году им написано поэтическое сказание "Похищение Европы" и несколько вариантов "Одиссея и Навзикаи".
Демонстрация картины. Серов «Похищение Европы» (показ картины на слайде)
- Что вы видите на данной картине? (описание картины учениками)
- Мы приготовили для вас захватывающий миф, зная который, художник и написал эту картину.
Звучит пересказ мифа.
Вопросы: - Каким предстал Зевс в этом мифе? (хитрым, коварным, сильным, смелым, влюбленным);
Экскурсовод 2. Михаил Врубель тоже знал мифологию, по образованию он был юрист, а по призванию – художник (показ портрета художника). Им написано много картин на тему произведений М.Ю. Лермонтова, в том числе и картина «Пан», по одноименному мифу «Пан» (1899г) – показ репродукции.
Звучит пересказ мифа. Древнегреческий бог Пан - покровитель плодородия, скотоводства и пастушества, родился с рогами, длинной бородой и козлиными ногами. Все его тельце было покрыто козлиной шерстью.
Мать его, нимфа Дриопа, увидев новорожденного таким уродливым, в ужасе сбежала. Отец его, бог Гермес – проводник между мирами, наоборот обрадовался, и бережно взяв его на руки, обернул в звериные шкуры и отнес на гору Олимп, к богам.
Боги назвали сына Гермеса за его веселость и подвижность Паном, они были рады его рождению, а внешний вид вызывал у них улыбку.
Пан не остался жить на горе богов, а ушел в тенистые горные леса, чтобы пасти стада животных, предаваться вину и забавляться с нимфами, которые сбегались к нему, заслышав звуки его свирели.
Весело в танцах проходило время у нимф и сатиров вместе с козлоногим Паном, но лишь наступал жаркий полдень, как Пан удалялся на покой в лесную чащу.
Нельзя беспокоить Пана во время полуденного отдыха, иначе может наслать он панический страх. Страшен бог Пан в минуты гнева, может наслать страх на целое войско и обратить его тем самым в бегство, в свое время он помог Зевсу победить титанов. В часы благоденствия он весел и милостив, посылает все блага пастухам и стадам.
Пан любил гоняться в лесу за припозднившимися путниками, вызывая у них неожиданный безотчетный страх, который по его имени назвали паникой. Его обычно изображали со свирелью в руках, с посохом пастуха и гирляндой из сосновых веток на уродливой голове. По имени этого бога появилось в русском языке выражение Панический страх – это когда мы чего - то сильно испугаемся и бежим от испуга в панике.
- Каким изобразил художник этого бога? (описание)
Кроссворд.Вопрос-ответ. Каждая группа заполняет кроссворд, затем получает часть ответа на главный вопрос: какую войну выиграла всего одна лошадь? (Троянскую)
- Кто был отцом Геракла? (Зевс)
- Как называли птиц с женским лицом, заманивающих своим пением моряков? (Сирены)
- Как появилась на свет Афродита? (Из пены морской)
- Мастер - изобретатель. Жил на острове Крит. (Дедал)
- Ей присудил яблоко Парис. (Афродита)
- Хромой бог. Приковал друга Прометея к скале. (Гефест)
- Человекобык. (Минотавр)
- Он помог людям и был наказан Зевсом. (Прометей)
- Был хитроумным, провел в странствиях 20 лет. (Одиссей)
Страница 4. «Мифы и языкознание»
Игра «Кросс - вопрос». Взаимооценивание.
Учитель: - Греческая мифология наполнила наш язык интересными образными выражениями. Они сегодня стали крылатыми, многим они понятны, а многим нет.
- Какая из групп знает объяснение этих выражений?
Мы обращаемся к нашим лингвистам. Они нам объяснят, с чем связано их появление, какое значение они имеют.
«Загадка Сфинкса» (показ слайда и объяснение значения выражений).
Рассказ ученика. Однажды подошёл к городу путник. Звали его Эдип. Сфинкс предложил ему свою загадку:
- скажи мне: кто ходит утром на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время.
Эдип тот час разрешил загадку Сфинкса. Сфинкс бросился со скалы в море и разбился насмерть. Так освободил Эдип Фивы от свирепого чудовища.
Слово «сфинкс» получило значение: что-либо непонятное, загадочное; «сфинксова загадка» - что-либо неразрешимое. (Человек)
"Зоосад в Древней Греции"
Назови, с именем каких мифических героев связано название каждого из животных.
1. Лев (Геракл)
2. Конь (Одиссей)
3. Собака (Аид)
4. Орел (Прометей, Зевс)
5. Змей (Орфей и Эвридика)
Дополнительно.
1.О каком герое можно сказать эти слова: Кожу стянула худоба, телесные соки в воздух ушли, и одни остались лишь голос да кости.
2.Подчеркните лишнее: Геракл, Дедал, Немейский лев, царь Ушинара, Икар.
3. Что обещали боги Гераклу за успешную службу?
1.Правление городом 2.Бессмертие. 3. Красавицу жену. 4. Встречу с родными
4. Кто мог потерять эти вещи? Воск и перья -
Зеркало - Шкура льва - 5. Подумайте, кто из героев мифов мог бы выразить своё родительское горе такими словами: « Не осуждайте несчастного отца. Да, мне некого винить в гибели сына! Знаю, знаю, человек не птица… Но удивительно прекрасен созданный богом мир, когда глядишь на него с высоты! Верьте, людям станет подвластно небо!» _____________________ Взаимопроверка.
Страница 5. В греческом театре (Из греко-персидских войн)
Дабы от времени не изгладились из памяти деяния
людей, и не были бесславно забыты великие
удивления достойного дела,
совершённые эллинами
Геродот. История.
Ведущий: Только ветер , поднимая пыль, гудел на обезлюдившей дороге и Порта Перей в Афины. Тревожная тишина сковала город и порт.
Тревожная тишина близкой войны.
Всего 10 лет назад войска персидского царя Дария пытались покорить Грецию.
Всего 10 лет назад недалеко от Афин, в Марафонской долине, Афиняне разбили персов.
И вот через 10 лет после этой битвы, в 480 году до н.э., персы вновь угрожают эллинам. Персидский царь Ксеркс, сын Дария, привёл сотни воинов к северной границе Греции.
В прекрасном, окруженном колоннадой храме бога морей Посейдона собрались предводители греческих городов-государств. Все слушали старого жреца Мегистия.
Сцена 1.
Мегистий: Я, старый жрец Посейдона, выслушал многих. Каждый из вас (задумавшись) … Каждый из вас обеспокоен только судьбой своего города, а не всей Греции! В одиночку мы не сможем бороться с Ксерксом, нужен союз городов. Я хотел бы узнать, что скажут Афиняне. Говори ты, Фемистокл!
Фемистокл: - Да! Да! У Ксеркса много воинов и кораблей! Но ведь мы защищаем родину, алтари наших богов, моголы наших предков. Каждый наш воин знает, что отступление – это смерть его семьи, гибель его дому. А воины Ксеркса воюют ради грабежа и обогащения. Каждый греческий воин стоит 10 персов. И боги поддержат нашу справедливую борьбу. Спасение Греции – в военном союзе городов!
Леонид: Дайте мне сказать!
Мегистий: Говори, царь Леонид!
Леонид: Прав Мегистий, прав Фемистокл!
Я считаю, что объединившись, мы отстоим Грецию отврага!
Фекмистокл: - Благодарю! Благодарю тебя, Леонид!
Мегистий: Все, кто согласен с нами, клянитесь здесь, на алтаре Посейдона, верности военному союзу. Я – жрец, скреплю клятву жертвоприношений, клянитесь!
Все: Клянемся!
Ведущий: В горах Северной Греции Леонид выбрал место, где греки готовились дать отпор Ксерксу.
Сцена 2.
Фемистолк: Слушай, Леонид, мы оставили Северную Грецию, но Средняя Греция ещё в наших руках. Персы идут берегом моря. Там у входа в Среднюю Грецию есть Фермопильское ущелье, это единственный путь между морем и неприступными горами. Тут мы остановим Армию Ксеркса.
Леонид: - Фермопилы? А-а? Ущелье на берегу залива?
Фемистокл: Да, помнишь. Там, у входа к алтарю Геракла, давно построили стену.
Леонид: - Я хорошо помню это место! Узкий проход между горами и заливом, перегороженный стеной.
Фемистокл: – Правильно! Только одни ворота есть в этой стене!
Леонид: - Да! Это удобная позиция. Мы будем драться за Фермопилы, пока руки наши способны держать мечи и копья.
Мегистий: - Да помогут вам боги! Я буду молить богов за Вас!
Фемистокл: Боги богами, но будь осторожен, Леонид! Мне сообщили, что в нашем лагере есть человек Ксеркса.
Сцена 3.
Леонид: - Тишина! Почему тишина? Что они собираются делать? И нет вестей от Фемистокла, и нет подкрепления.
Солдат: - Леонид! Леонид!
Леонид: - Ты кто?
Солдат: – Я фессалиец, (сказал он, задыхаясь), – я бежал из персидского лагеря. Царь, персы идут в обход! Отступай, ибо тебе нет спасения!
Леонид: - Спартанцы не отступают, друг мой.
Солдат: - Персы.. Персы вышли на тайную тропу! Какой-то предатель выдал нас!
Леонид: - Предатель?! Хорошо… Передать мой приказ: всем срочно отходить! Воины нужны будут для победы над персами. Отходить быстро, пока персы не вышли в тыл. Я со своей личной охраной прикрою отход. Со мной могут остаться желающие! Но не больше одной тысячи.
Мегистий: Я принесу жертву богам!
Леонид.– Уходи и ты, Мегистий!
Мегистий (покачал головой):
– Нет, царь, я не уйду. Моя рука тоже умеет держать меч. Но если возможно, отпусти домой моего сына. Он еще молод, и его жизнь нужнее, чем моя.
Ведущий: Кровавый бой длился два дня. Персы не могли прорваться. Но нашелся предатель, который провел их по горным тропам. Спартанский царь Леонид вместе с тремястами спартанцами остался на верную смерть, чтобы прикрыть отход греческих отрядов. Триста спартанцев совершили подвиг, оставшийся в веках. В яростных схватках герои проявили величайшую доблесть и мужество. Ломались мечи и копья – спартанцы дрались руками и зубами, пока не погибли все до единого.
На месте битвы и сегодня стоит поставленный в древности памятник со стихами: «О путник, поведай спартанцам о нашей кончине: верны законам своим, мы здесь костьми полегли».
Андратион: Да интересной и трудной была жизнь твоих богов и твоего народа. Спасибо тебе за чудесный и познавательный рассказ.
Вывод: - Что вы можете сказать, ребята, об использовании мифов в искусстве?
- Назовите имена художников, которые использовали мифы в своём творчестве?
- Назовите имена композиторов?
- Назовите имена поэтов, кому было интересно творчество древних греков.
Самооценивание
Рефлексия
«Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок
Я на уроке
Итог
1. интересно
1. работал
1. понял материал
2. скучно
2. отдыхал
2. узнал больше, чем знал
3.безразлично
3.помогал другим
3.не понял
«Яблоня»
На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки трёх цветов – жёлтые, красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на дерево: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные – совсем не справился с заданием, у меня грустное настроение; жёлтые – не всё получилось, настроение не совсем хорошее.
Д/З. 1.Написать сочинение – эссе. Мифы Древней Греции в нашей жизни