kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Тема любви в творчестве А. И. Куприна".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предусматриевает знакомство с творчеством писателя и изучение особенностей изображения темя любви в трилогии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Тема любви в творчестве А. И. Куприна".»

Тема любви в творчестве А.И.Куприна.

Тип урока: открытие новых знаний.


Цели урока:

  • ознакомление с фактами биографии А.И.Куприна;

  • изучение особенностей отражения темы в трилогии о любви;

- развитие познавательных навыков учащихся, развитие навыков работы с текстом; - формирование умений и навыков анализа художественного произведения;

- воспитание нравственных качеств личности.

Оборудование: АРМ, презентации обучающихся; тексты произведений, тетради

Планируемые результаты:

1. Предметные: развитие познавательного интереса у обучающихся к творчеству А.И.Куприна.

2. Метапредметные:

а) Познавательные – знакомство с биографией А.И.Куприна, формирование представления об особенностях изображения темы любви в произведениях А.И.Куприна. Извлечение необходимой  информации из произведений, из дополнительной информации.

б) Регулятивные –уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы.

в) Коммуникативные – создание благоприятных условий для сотрудничества, умение слушать учителя и вести диалог, анализировать.

3. Личностные - развитие эстетического вкуса, формирование интереса к творчеству русских писателей и личной ответственности за результаты своей деятельности.

Межпредметные связи: литература, музыка.

Ход урока: 1. Мотивирование к учебной деятельности.

Приветствие, проверка присутствия обучающихся, проверка готовности к уроку.

2. Подведение к теме.

Дома вы прочитали три произведения: «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет». Что объединяет все эти произведения? (автор А.И.Куприн)

О чём эти произведения? (о любви)

А теперь сформулируйте тему нашего урока.

(Тема любви в творчестве А.И.Куприна.)- запись темы урока в тетради



Постановка проблемного вопроса.

Слово учителя.

Тема любви - вечная, как само чувство ее породившее, одухотворяла искусство всех времен и народов. Но в каждую эпоху выражала какие-то особые нравственно-эстетические ценности. Ведь любовь - это чувство, заставляющее совершать подвиги и идти на преступление, чувство, способное свернуть горы, изменить ход истории, чувство, дающее счастье и вдохновение и заставляющее страдать, чувство, без которого жизнь не имеет смысла.

Так что же все-таки такое - любовь? Какое определение дается в словаре? – запись определения в тетрадь.

На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. А.И.Куприн не исключение. Так кто же он, писатель Куприн, чье творчество почти полностью посвящено теме любви?


Проверка домашнего задания.

Учащиеся представляют презентацию «Биография А.И.Куприна».

(Приложение № 3)


Изучение нового материала.

Еще в XVII веке Ж.-Б.Мольер писал:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно,

Что не жил…

А.И.Куприн любовь считал своим критерием ценности. Он говорил: «Любовь – это самое яркое и понятное воспроизведение моего «я». Не в силе, не в личности, не в уме, не в таланте… Не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви». – запись в тетрадь

Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, Куприн создает удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубину веков (“Суламифь”), забираясь в лесную глушь Волынской губернии (“Олеся”), заглядывая в каморку

влюбленного отшельника, последнего романтика в жестоком и расчетливом мире (“Гранатовый браслет”).

Сегодня вы состоите в составе экспертных групп. Каждая группа работает над одним из произведений трилогии, обязанности в группе вы распределены заранее. Наша главная задача – определить особенности отражения темы любви в трилогии.


Работаем с первой группой.

Повесть «Олеся» (1898г.)

  1. Какую роль в повести играет пейзаж?

Слайд № 2 и слайд № 3 (Приложение № 4)

  1. Как рисует Куприн образ главной героини?

  2. Какой цвет сопровождает образ Олеси?

Слайд № 4 (Приложение № 4)

  1. Как изображает Ивана Тимофеевича?

  2. Какой вы видите в повести любовь Олеси и Ивана Тимофеевича?

  3. Почему они расстаются?

  4. Какие выводы мы можем сделать? -запись в тетрадь

Сдайд № 5, 6 (Приложение № 4)


К работе приступает вторая группа.

Рассказ «Суламифь» (1908г.)

  1. Как изображает Куприн образ главной героини? С кем ее сравнивает и для чего?

  2. Как описывает автор Соломона?

  3. Какие цвета сопровождают героев рассказа?

Слайд № 8(Приложение № 4)

  1. Какую роль в рассказе играет описание звуков и ароматов?

Слайд № 9 (Приложение № 4)

  1. Какой вы видите в рассказе любовь Суламифь и царя Соломона?

  2. Почему их любовь была недолгой?

  3. Какие выводы мы можем сделать? – запись в тетрадь

Сдайд № 10, 11 (Приложение № 4)


Поговорим с 3 группой.

Рассказ «Гранатовый браслет» (1911г.)

  1. Какую роль в рассказе играет пейзаж?

Слайд № 13 (Приложение № 4)

  1. Как описывает Куприн главного героя?

  2. Как изображена Вера Николаевна?

  3. Какой цвет сопровождает Желткова?

Слайд № 14 (Приложение № 4)

  1. Что вы можете сказать о любви Желткова и Веры Николаевны?

  2. Какова роль генерала Аносова в рассказе?

  3. Что помогает княгине Вере понять, что мимо нее прошла большая любовь, о какой только может мечтать женщина?

  4. Какие выводы можно сделать? – запись в тетрадь

Слайд № 15, 16 (Приложение № 4)


(слайды подготовлены учащимися при работе над проектом)


Давайте подведем итог.

В произведениях Куприна любовь представлена следующим образом.

Автор пишет о трагедиях в любви и мгновениях настоящего счастья. Чаще всего в произведениях Куприна любовь «сильна как смерть», «бескорыстная и самоотверженная, не жаждущая награды». Для многих героев она остается «величайшей тайной в мире, трагедией».


Рефлексия. (Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы.)

Закончите предложения, ответьте на вопросы в предложенных карточках:

– Что нового я узнал, работая над проектом

– Было интересно…

– Урок дал мне для жизни…

– На уроке я работал…

– Своей работой на уроке я…

– Мое настроение…

- Какое впечатление сложилось у вас о творчестве А.И.Куприна?

(Пока учащиеся работают с карточками – звучит Соната № 2 Бетховена)




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Куприн А.И. Собрание сочинений в 5 т. /Вступ. ст. Н. Жегалова – М.: Правда, 1982.


2. Паустовский К.Г. Поток жизни: (Заметки о прозе Куприна) //Паустовский К.Г. Собрание сочинений: в 9т. Т.7. – М.: 1983. – С. 470-492.


3. Чуковский К.И. Куприн //Чуковский К.И. Современники : Портреты и этюды. – М.: 1985. – С. 157 – 187.


4. Соколов – Микитов И.С. Золотое сердце //Собрание сочинений.: В 4 т. – Л.: 1987. – С. 152 – 162.


5. Тэфф Н.А. Ностальгия: Рассказы; Воспоминания. – Л.: Художественная литература, 1989. – С. 267 – 446.

6. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: ВАКО, 2012. стр. 60-68.

7. Волков А.А. Творчество А.И. Куприна. – Изд 2-е. М.: Художественная литература, 1981.


8. Михайлов О.Н. Куприн. – М.: Молодая гвардия, 1981. (ЖЗЛ)


9. Лилин В. Александр Иванович Куприн. – Л.: Просвещение, 1975.

10. Шишмаренкова Л.А. Уроки литературы в 11 классе.- Челябинск, 1998.


www.cuprin/ru


www.vevivi.ru/best/


www.school.-essays.info




5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Методическая разработка урока "Тема любви в творчестве А. И. Куприна".

Автор: Лобанова Елена Геннадьевна

Дата: 04.12.2016

Номер свидетельства: 365552

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Методическая разработка: Тема любви в творчестве А.И.Куприна "
    ["seo_title"] => string(68) "mietodichieskaia-razrabotka-tiema-liubvi-v-tvorchiestvie-a-i-kuprina"
    ["file_id"] => string(6) "147477"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419406942"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект урока по ФГОС "Представление о любви и счастье в семье по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени" "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-po-fgos-priedstavlieniie-o-liubvi-i-schast-ie-v-siem-ie-po-rasskazu-a-i-kuprina-kust-sirieni"
    ["file_id"] => string(6) "100813"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402394976"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства