Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по литературе в 11 классе "Мы нашей памятью сильны"»
Сценарный план урока.
Тема: «Мы нашей памятью сильны»
(проза и поэзия Великой Отечественной войны)
Эпиграф .
«Когда забывают войну, начинается новая.
Память - главный враг войны».
Аристотель.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Ребята, 9 мая великая историческая дата: мы празднуем День Великой Победы 1941-1945 годов.
Долгих 1418 дней и ночей вёл советский народ освободительную войну. Труден был путь к Победе, но наши деды и прадеды выстояли. И сегодня мы поговорим о поэтах и писателях, которые были очевидцами тех событий и отразили свои впечатления в произведениях о войне.
Беседа по вопросам.
1.В чем истоки массового героизма советского народа на войне? Обоснуйте вашу мысль примерами из прочитанных вами произведений.
2.Жизнь в книгах о войне показана в ее напряженный момент, когда все заострено, обнажено до конца. Какие эпизоды в прочитанных произведениях больше всего волнуют вас драматизмом событий, накалом страстей?
3.В чем созвучность книг о войне событиям сегодняшнего дня, в чем их актуальность?
4.Обратимся к эпиграфу урока. Как вы его понимаете?
5.Сформулируйте тему нашего урока.
6.Все на земле стирается. Все, кроме памяти. Писатели с честью выполнили свой патриотический долг в суровые дни войны. Какова же цель нашего урока?
Выступления обучающихся.
1 ученик.
До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны - 417.
2 ученик.
Когда выдавалась минута затишья, они доставали свой заветный блокнот и записывали туда сочинённые ими стихи или поэмы. Темы были разные, но в основном о войне: о событиях, происходящих в разные её годы, о людях и об их подвигах, героизме и мужестве, стойкости и выносливости.
1 ученик.
Константин Симонов. (слайд)
Великая Отечественная война стала главной темой в творчестве писателя. Он сам неоднократно бывал на передовой линии, не раз поднимал бойцов в атаку, ходил в разведку.
2 ученик.
«Моя цель- дать почувствовать читателю, какой была эта война. Победа нам досталась дорогой ценой…»
1 ученик.
Писатель всегда был верен одной, главной теме своего творчества. Тема эта — мужество и героическое служение Родине. В 1975 году, обращаясь к народам Земли, он сказал: «Люди, которые хотят, чтобы Вторая мировая война действительно называлась в учебниках истории последней…должны, думая о мире, особенно хорошо помнить уроки войны».
2 ученик.
Написанное во время войны стихотворение “Жди меня” стало широко известным, его переписывали солдаты и посылали в письмах своим любимым.
Учитель. Вот как сам поэт рассказывал историю появления в печати этого стихотворения:
«Жди меня» – глубоко личное стихотворение, оно мною не предназначалось для печати. В декабре сорок первого года, прибыв с фронта, я зашел повидаться с Петром Николаевичем Поспеловым (ответственным редактором «Правды»). В разговоре он спросил, нет ли у меня каких-либо стихов для «Правды». У меня не было ничего подходящего. Есть, правда, одно стихотворение, сказал я, но оно интимное…» Напечатанное в газете на другой день стихотворение отозвалось в сердцах миллионов.
3 ученик.
Чтение стихотворения «Жди меня».
Ребята, именно вера в то, что дома ждут, верят и надеются , давала силы выстоять под пулями, давала силы сберечь в себе человечность, нежность, доброту, любовь.
4 ученик.
Юлия Владимировна Друнина (слайд)
Русская советская поэтесса.
Родилась в Москве. На войну ушла десятиклассницей. Награждена орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За отвагу».
5 ученик.
Я только раз видала рукопашный, Раз наяву. И тысячу — во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне
4 ученик.
Во время поездки по ФРГ её спросили: «Как Вы сумели сохранить нежность и женственность после участия в такой жестокой войне?» Она ответила: «Для нас весь смысл войны с фашизмом именно в защите этой женственности, спокойного материнства, благополучия детей, мира для нового человека».
5 ученик.
Запас прочности.
До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать!- Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
Ю.Друнина.
6 ученик.
Поэт Павел Коган (слайд)
В сентябре 1942 года подразделение, где служил лейтенант Коган, вело бои под Новороссийском. 23 сентября Павел получил приказ: во главе группы разведчиков пробраться на станцию и взорвать бензоцистерны противника… Фашистская пуля попала ему в грудь. Поэзия Павла Когана проникнута глубокой любовью к Родине, гордостью за свое поколение и тревожными предчувствиями военной грозы.
7 ученик.(отрывок из стихотворения)
Я - патриот. Я воздух русский, Я землю русскую люблю, Я верю, что нигде на свете Второй такой не отыскать, Чтоб так пахнуло на рассвете, Чтоб дымный ветер на песках... И где еще найдешь такие Березы, как в моем краю! Я б сдох как пес от ностальгии В любом кокосовом раю. Но мы еще дойдем до Ганга, Но мы еще умрем в боях, Чтоб от Японии до Англии Сияла Родина моя.
Беседа по вопросам
-Почему же стихотворения поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?
- Поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду.
-В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?
-Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая.
Главное то, что поэзия военных лет уловила самую суть войны:
“Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле…”
-А что же отличало поэзию периода Великой Отечественной войны?
Предельная искренность. В каждом стихотворении – изображение жизни, глубина и непосредственность чувств.
8 ученик.
Казалось бы, что значит и что может один человек на войне, где на полях сражений миллионы солдат, а в небе – десятки тысяч самолетов? Но именно эта война, война миллионов, как никогда, проявила значение каждого человека, отдельной личности.
9 ученик
Личное и общественное стало единым: защита Отечества – это защита родного дома, чести, свободы и счастья родных и близких
8 ученик
Михаил Александрович Шолохов (слайд)
Лауреат Нобелевской премии по литературе.
Сталинскую премию передал в Фонд обороны, Ленинскую премию за роман «Поднятая целина» передал в распоряжение Каргинского сельсовета на строительство новой школы, Нобелевскую — на постройку школы в станице Вёшенской.
9 ученик.
«Я хотел бы,- говорил писатель,- чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив».
Учитель.
Вспомним заключительные строки рассказа «Судьба человека»: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».
Война 1941–1945 годов стала истинно народной, священной: переплелись людские судьбы с судьбой России. Наверное, это явилось причиной того, что в литературе появляются герои, будто «списанные» с реальных людей :Андрей Соколов, Василий Теркин.
Слайд (Твардовский А.Т.)
10 ученик.
Евгений Иванович Носов (слайд)
Почетный гражданин г. Курска
За свое творчество удостоен высшей награды – Золотой звезды Героя Социалистического труда и многих орденов и медалей.
11 ученик.
Этот писатель принадлежит к поколению, которое пришло в
литературу, опаленное войной. Ему было 16 лет, когда на нашу страну напали фашистские полчища; он только закончил 9-й класс.
А 18-летним парнем он ушел защищать Родину, но День Победы встретил в госпитале - был тяжело ранен. И о чем бы ни писал Евгений Носов, он обязательно пишет и о войне.
Учитель.
Война – это страшное испытание для всего народа, это испытание и для нашей литературы.
Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской культуры.
Слайд (Ю.Бондарев).
Проходят годы, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. . Каждая семья помнит своих ГЕРОЕВ, гордится ими.
Стихотворение, которое вы, ребята, сейчас услышите, называется "Страшная сказка". Автор Борис Пастернак. И пусть оно прозвучит в знак благодарности всем тем, кто остался жив и как память всем тем, кто храбро сражался и отдал свою жизнь, защищая своё родное Отечество от немецко-фашистских захватчиков.
Учитель.
Послушайте восточную притчу и сделайте вывод.
«В одном городе жил мастер, окруженный учениками. Однажды один из них задумался, а есть ли такой вопрос, на который их мастер не может дать ответ. Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Держа ее, он думал: «Если мастер скажет, что бабочка мертвая, я тут же отпущу ее, и он увидит, что ошибся. Если же скажет, что бабочка живая, я сожму руки и она погибнет».
Подойдя к мастеру, ученик произнес: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» Не глядя на ученика, мастер ответил: «Все в твоих руках». (Восточная притча)
В ваших руках мир.
Навсегда запомните это!
1 минуту уделить беседе о военных событиях на Украине.
Рефлексия.
Обзор книг.
Ребята, обратите ,пожалуйста, внимание на выставку. На ней представлены книги тех авторов, о которых мы вам рассказали.