kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по литературе в 11 классе "Мы нашей памятью сильны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сценарном плане урока идет речь о прозе и поэзии Великой Отечественной войны(обзор).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по литературе в 11 классе "Мы нашей памятью сильны"»

Сценарный план урока.

Тема: «Мы нашей памятью сильны»

(проза и поэзия Великой Отечественной войны)

Эпиграф .

«Когда забывают войну, начинается новая.

Память - главный враг войны».

Аристотель.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята, 9 мая великая историческая дата: мы празднуем День Великой Победы 1941-1945 годов.

Долгих 1418 дней и ночей вёл советский народ освободительную войну. Труден был путь к Победе, но наши деды и прадеды выстояли. И сегодня мы поговорим о поэтах и писателях, которые были очевидцами тех событий и отразили свои впечатления в произведениях о войне.

Беседа по вопросам.

1.В чем истоки массового героизма советского народа на войне? Обоснуйте вашу мысль примерами из прочитанных вами произведений.

2.Жизнь в книгах о войне показана в ее напряженный момент, когда все заострено, обнажено до конца. Какие эпизоды в прочитанных произведениях больше всего волнуют вас драматизмом событий, накалом страстей?

3.В чем созвучность книг о войне событиям сегодняшнего дня, в чем их актуальность?

4.Обратимся к эпиграфу урока. Как вы его понимаете?

5.Сформулируйте тему нашего урока.

6.Все на земле стирается. Все, кроме памяти. Писатели с честью выполнили свой патриотический долг в суровые дни войны. Какова же цель нашего урока?

Выступления обучающихся.

1 ученик.

До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны - 417.

2 ученик.

  Когда выдавалась минута затишья, они доставали свой заветный блокнот и записывали туда сочинённые ими стихи или поэмы. Темы были разные, но в основном о войне: о событиях, происходящих в разные её годы, о людях и об их подвигах, героизме и мужестве, стойкости и выносливости.


1 ученик.

Константин Симонов. (слайд)

Великая Отечественная война стала главной темой в творчестве писателя. Он сам неоднократно бывал на передовой линии, не раз поднимал бойцов в атаку, ходил в разведку.

2 ученик.

«Моя цель- дать почувствовать читателю, какой была эта война. Победа нам досталась дорогой ценой…»

1 ученик.

Писатель всегда был верен одной, главной теме своего творчества. Тема эта — мужество и героическое служение Родине.
В 1975 году, обращаясь к народам Земли, он сказал:
«Люди, которые хотят, чтобы Вторая мировая война действительно называлась в учебниках истории последней…должны, думая о мире, особенно хорошо помнить уроки войны».

2 ученик.

Написанное во время войны стихотворение “Жди меня” стало широко известным, его переписывали солдаты и посылали в письмах своим любимым.

Учитель. Вот как сам поэт рассказывал историю появления в печати этого стихотворения:

«Жди меня» – глубоко личное стихотворение, оно мною не предназначалось для печати. В декабре сорок первого года, прибыв с фронта, я зашел повидаться с Петром Николаевичем Поспеловым (ответственным редактором «Правды»). В разговоре он спросил, нет ли у меня каких-либо стихов для «Правды». У меня не было ничего подходящего. Есть, правда, одно стихотворение, сказал я, но оно интимное…» Напечатанное в газете на другой день стихотворение отозвалось в сердцах миллионов.

3 ученик.

Чтение стихотворения «Жди меня».

Ребята, именно вера в то, что дома ждут, верят и надеются , давала силы выстоять под пулями, давала силы сберечь в себе человечность, нежность, доброту, любовь.

4 ученик.

Юлия Владимировна Друнина (слайд)

Русская советская поэтесса.

Родилась в Москве. На войну ушла десятиклассницей. Награждена орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За отвагу».

5 ученик.

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне

4 ученик.

Во время поездки по ФРГ её спросили: «Как Вы сумели сохранить нежность и женственность после участия в такой жестокой войне?» Она ответила: «Для нас весь смысл войны с фашизмом именно в защите этой женственности, спокойного материнства, благополучия детей, мира для нового человека».

5 ученик.

Запас прочности.

До сих пор не совсем понимаю,

Как же я, и худа, и мала,

Сквозь пожары к победному Маю

В кирзачах стопудовых дошла.

И откуда взялось столько силы

Даже в самых слабейших из нас?..

Что гадать!- Был и есть у России

Вечной прочности вечный запас.

Ю.Друнина.


6 ученик.

Поэт Павел Коган (слайд)

В сентябре 1942 года подразделение, где служил лейтенант Коган, вело бои под Новороссийском. 23 сентября Павел получил приказ: во главе группы разведчиков пробраться на станцию и взорвать бензоцистерны противника… Фашистская пуля попала ему в грудь. Поэзия Павла Когана проникнута глубокой любовью к Родине, гордостью за свое поколение и тревожными предчувствиями военной грозы.

7 ученик.(отрывок из стихотворения)

Я - патриот. Я воздух русский,
  Я землю русскую люблю,
  Я верю, что нигде на свете
  Второй такой не отыскать,
  Чтоб так пахнуло на рассвете,
  Чтоб дымный ветер на песках...
  И где еще найдешь такие
  Березы, как в моем краю!
  Я б сдох как пес от ностальгии
  В любом кокосовом раю.
  Но мы еще дойдем до Ганга,
  Но мы еще умрем в боях,
  Чтоб от Японии до Англии
  Сияла Родина моя.


Беседа по вопросам

-Почему же стихотворения поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

- Поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду.


-В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?

-Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая.

Главное то, что поэзия военных лет уловила самую суть войны:

“Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле…”

-А что же отличало поэзию периода Великой Отечественной войны?

Предельная искренность. В каждом стихотворении – изображение жизни, глубина и непосредственность чувств.

8 ученик.

Казалось бы, что значит и что может один человек на войне, где на полях сражений миллионы солдат, а в небе – десятки тысяч самолетов? Но именно эта война, война миллионов, как никогда, проявила значение каждого человека, отдельной личности.


9 ученик

Личное и общественное стало единым: защита Отечества – это защита родного дома, чести, свободы и счастья родных и близких

8 ученик

Михаил Александрович Шолохов (слайд)

Лауреат Нобелевской премии по литературе.

Сталинскую премию передал в Фонд обороны, Ленинскую премию за роман «Поднятая целина» передал в распоряжение Каргинского сельсовета на строительство новой школы, Нобелевскую — на постройку школы в станице Вёшенской.

9 ученик.

«Я хотел бы,- говорил писатель,- чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив».

Учитель.

Вспомним заключительные строки рассказа «Судьба человека»: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».


Война 1941–1945 годов стала истинно народной, священной: переплелись людские судьбы с судьбой России. Наверное, это явилось причиной того, что в литературе появляются герои, будто «списанные» с реальных людей :Андрей Соколов, Василий Теркин.

Слайд (Твардовский А.Т.)


10 ученик.

Евгений Иванович Носов (слайд)

Почетный гражданин г. Курска

За свое творчество удостоен высшей награды – Золотой звезды Героя Социалистического труда и многих орденов и медалей.

11 ученик.

Этот  писатель  принадлежит к поколению, которое  пришло  в  

литературу, опаленное  войной. Ему  было  16 лет, когда  на  нашу  страну  напали  фашистские полчища;  он только  закончил 9-й класс.

А  18-летним парнем он ушел защищать  Родину,  но День Победы встретил в госпитале - был тяжело  ранен. И о  чем  бы ни  писал Евгений Носов, он обязательно  пишет и о войне.


Учитель.

Война – это страшное испытание для всего народа, это испытание и для нашей литературы.

Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской культуры.

Слайд (Ю.Бондарев).

Проходят годы, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. . Каждая семья помнит своих ГЕРОЕВ, гордится ими. 

Стихотворение, которое вы, ребята, сейчас услышите, называется "Страшная сказка". Автор Борис Пастернак. И пусть оно прозвучит в знак благодарности всем тем, кто остался жив и как память всем тем, кто храбро сражался и отдал свою жизнь, защищая своё родное Отечество от немецко-фашистских захватчиков.


Учитель.

Послушайте восточную притчу и сделайте вывод.


«В одном городе жил мастер, окруженный учениками. Однажды один из них задумался, а есть ли такой вопрос, на который их мастер не может дать ответ. Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Держа ее, он думал: «Если мастер скажет, что бабочка мертвая, я тут же отпущу ее, и он увидит, что ошибся. Если же скажет, что бабочка живая, я сожму руки и она погибнет».

Подойдя к мастеру, ученик произнес: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» Не глядя на ученика, мастер ответил: «Все в твоих руках». (Восточная притча)

В ваших руках мир.

Навсегда запомните это!


1 минуту уделить беседе о военных событиях на Украине.


Рефлексия.


Обзор книг.

Ребята, обратите ,пожалуйста, внимание на выставку. На ней представлены книги тех авторов, о которых мы вам рассказали.


Спасибо за урок.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Методическая разработка урока по литературе в 11 классе "Мы нашей памятью сильны"

Автор: Вороненко Маргарита Николаевна

Дата: 24.11.2016

Номер свидетельства: 362309

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "«Патриотическое воспитание  в  социализации школьников»"
    ["seo_title"] => string(58) "patriotichieskoie-vospitaniie-v-sotsializatsii-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "267518"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450378890"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства