Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы в 11 классе "Калина, ягода горькая" (по киноповести В. Шукшина "Калина красная")»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 Белоглинского района»
Методическая разработка урока литературы
в 11 классе.
Тема
«Калина, ягода горькая (по киноповести В.Шукшина «Калина красная»)
Учитель русского языка и литературы
Ноздрачева Ольга Дмитриевна
2014 г.
Тема: Калина, ягода горькая (по киноповести В.Шукшина «Калина красная»).
Цели: совершенствовать навыки анализа текста; развивать творческие способности учащихся, учить выразительному чтению, умению инсценировать текст; воспитывать нравственные качества: доброту, трудолюбие, любовь к малой Родине, милосердие, совестливость, честность.
Оборудование: компьютерная презентация, выставка книг В.Шукшина и книг о писателе, фонохрестоматия с записью песни Олега Газманова «Каждый выбирает для себя…», творческие работы учащихся, видеофильм «Калина красная» (отрывок), картинки с ягодами калины красного, жёлтого и зелёного цвета.
Нам бы про душу не забыть.
Нам бы немножко добрее быть.
В.Шукшин
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II.Краткая биографическая справка о В.Шукшине (сообщение ученика).
Василий Макарович Шукшин родился в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье. До прихода в литературу и кино работал слесарем, директором школы, служил во флоте. В 25 лет поступил во ВГИК на режиссёрский факультет.
Шукшин – явление уникальное. Актёр, снявшийся в 24 картинах, знаменитый постановщик, сценарист, писатель. Да, это действительно первоклассный мастер в нескольких видах искусства. Сделанного им за 15 лет с небольшим в литературе и 10 лет в кино хватило бы не на одну яркую творческую биографию.
С глубоким знанием народной жизни и характеров написаны им рассказы, повести, романы, созданы авторские фильмы и сыграны десятки актёрских ролей.
Сразу же после завершения учёбы в ВГИКе Шукшин становится известен своими актёрскими работами (главные роли в фильмах «Два Фёдора» М.Хуциева, «У озера» С Герасимова и др.) и как автор глубоких по мысли и чувству рассказов о простых сельских людях. Его первый сборник так и называется «Сельские жители»(1963г.). По рассказам этого сборника в 1964 году был поставлен первый фильм «Живёт такой парень» по собственному сценарию Шукшина. Картина с триумфом прошла по советским экранам, завоевала первый приз на всесоюзном кинофестивале в Ленинграде и первый диплом «Золотой Лев святого Марка» на международном кинофоруме в Венеции. Самое главное в обаятельном Павле Колокольникове – доброта, которая для людей « важнее всего».
Постепенно художник становится одним из популярнейших мастеров слова и кинематографа. В 60-е годы он часто снимается в картинах, ставит по своим сценариям авторские фильмы «Ваш сын и брат»(1966г.), отмеченный Государственной премией РФ, «Странные люди»(1971г.).
При этом непрерывно пишет всё новые рассказы, киносценарии, повести, исторические романы («Любавины», «Я пришёл дать вам волю» и др.). В них он создавал образы оригинальные , самобытные, даже порой единичные в реальной действительности и в то же время типические, взятые из живой жизни, отражающие состояние народной души.
В авторских фильмах 70-ых годов – «Печки-лавочки (отмеченного премией Всесоюзного кинофестиваля в Баку) и «Калина красная» (1974г.) дарование Шукшина – кинематографиста находит полное выражение. Эти фильмы, в которых Шукшин выступил как сценарист, режиссёр и исполнитель главных ролей, утвердили, что существует в советском киноискусстве особенная и плодотворная, отличающаяся глубоким проникновением в народные образы и характеры режиссёрская школа В. Шукшина.
«Таланту его были присущи и лиризм, и юмор, и сатира. То, что намечалось в рассказах и фильмах, выплеснулось на театральных подмостках в пьесе «Энергичные люди», в повестях-сказках «Точка зрения», «До третьих петухов». Чередой прошли перед нами нечистые на руку «энергичные люди»: хапуги, взяточники, самодовольные мещане - потребители, скрывающие своё лицо под различными масками…»
Он открывал всё новые глубины, мечтал постигнуть суть мира, времени, в котором жил. Творческих замыслов было много… Но 2 октября 1974 года В.Шукшин скоропостижно скончался от острой сердечной недостаточности на съёмках фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» по одноимённому роману М.Шолохова.
Он увлечённо работал до последнего часа своей жизни, которая оборвалась на полуслове, но голос большого художника был услышан и по достоинству оценён на Родине и далеко за её пределами. Его проза издаётся во многих странах, кинофильмы продолжают привлекать зрителей, а сатирические комедии и инсценировки по его произведениям прочно входят в репертуар отечественных и зарубежных театров. Вопросы, которые он затронул, актуальны везде, они универсальны.
Итальянский публицист Карло Бенедетти, лично знавший Шукшина и бравший у него одно из последних интервью, справедливо писал в скорбные октябрьские дни: «Смелый режиссёр, актёр исключительной чуткости и таланта, автор произведений, посвящённых великой России, находится в центре внимания мировой кинематографии благодаря своей последней работе «Калина красная».
А наш современник Михаил Шолохов говорил о Шукшине: «…он рассказал о простом, негероическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно. Отсюда взлёт и тот широкий отклик, который нашло творчество Шукшина в сердцах многих тысяч людей…»
Василий Шукшин писал, ставил фильмы и играл от имени миллионов. Поэтому его любят, читают, смотрят, изучают и сегодня.
III. Слово учителя.
Василий Макарович Шукшин… Обратите внимание на его лицо(слайд). Правда, оно совершенно не похоже на тысячи других лиц, как не похожи его судьба, жизнь, творчество. Лицо Шукшина освещается тем неуловимым огнём человеческой души, огнём творца, который, пересиливая боль и страдания, раскрывает людям горькую правду об их жизни. Глаза эти необыкновенные… Они, словно горящие искры, проникают в душу, не дают солгать. Этот взгляд жжёт и тревожит, заставляет мучиться и думать. Глаза эти смотрят в мир и верят в силу добра, силу правды - и просят, упрашивают, требуют от людей нравственной чистоты.
Нравственное здоровье современного общества было предметом особенно мучительных раздумий писателя. Не только его произведения, но даже рабочие записи отражают этот постоянный интерес и напряжённый поиск мысли, трезвой, ясной, иногда парадоксально заострённой. «Добрый… добрый… эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это непросто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!» «Культурный человек… Это тот, что в состоянии сострадать. Это горький мучительный талант». Главной задачей художника он считал познание души человеческой. Он стремился увидеть в этой душе «ростки хорошего», простого, вечного. Но при этом Шукшин сумел выразить в своих произведениях мир современного человека, в котором лучшее вынуждено бороться за своё существование в человеческих душах с огромным «давлением» лицемерия, мещанства, равнодушия, лжи. Об этом его повесть «Калина красная». И ещё – об ответственности человека за выбор жизненного пути. В выступлении перед зрителями г. Белозерска Вологодской области, где снимался этот фильм, писатель так определил сюжет своего будущего произведения: «Положим, сорок седьмые годы, послевоенные годы. Кто повзрослее, тот помнит эти годы… Большие семьи… Люди расходились из деревень, попадали на большие дороги. И на больших дорогах ожидало всё этих людей, особенно молодых, несмышленых, незрелые души.
И как часто тоже бывает – зло более организовано на земле. И люди недобрые, к нашему стыду живущие, иногда случаются более внимательными. Они подбирают таких вот неопытных людей и обращают их в свою веру или приобщают к своему делу. А человечек хороший был. В данном случае получилось так, что приобщили его к воровскому делу. Душа у него была добрая. Но тем не мене ему наладили такую вот жизнь… И пошли, значит, тюрьмы, пошли колонии…
И вот ему уже, в общем, сорок лет, а просвета никакого в жизни нет. Но душа-то у него восстаёт против этого образа жизни. Он не склонен быть жестоким человеком. А ремесло его предполагает жёсткость, жестокость даже. Отсюда противоречие в его жизни. И вот, собственно, на этом этапе мы и застаём нашего героя – когда он последний раз выходит из заключения. И опять перед ним целый мир, целая жизнь…»
Текст киноповести отражает метания главного героя и постепенно подводит его к неизбежному концу – гибели. Попробуем проследить за его судьбой. Кто же он такой, Егорушка, Горе, Горюшка – Егор Прокудин? Полистаем книгу…
IV. Обсуждение повести. Работа с текстом.
Куда направляется Егор, выйдя на волю? Почему?
( в «малину», т.е. в воровское логово)
«Комната была драная, гадкая, синенькие какие-то обои, захватанные и тоже драные, совсем уж некстати напоминали цветом своим весеннее небо, и от этого вовсе нехорошо было в этом вонючем сокрытом мирке, тяжко. Про такие обиталища говорят, обижая зверей,- логово».
(Он ищет праздник души. Душа его не на месте. Он понимает, что жизнь его не задалась. Жажда праздника воплотилась в пляске Егора и Люсьен, которые этой пляской как бы « вколачивали» в гроб свою «калеку-жизнь»).
- чтение отрывка «Пляска Егора и Люсьен»
Здесь, в «малине», Егор встречает своего главного врага – Губошлёпа, разрушившего его жизнь. Он – главное зло в жизни Егора. И это зло преследует его по пятам, лишает радости жизни, воли. Здесь Губошлёп не забывает напомнить Егору о детской беспомощности, о доверчивости, подчёркивая свою власть над телом и душой Егора-Горе.
- чтение отрывка от слов «Я вспоминаю один весенний вечер…» до «Опять ты за старое, Горе?..»
Уйдя от погони, Егор испытывает «радость жизни», но она оказывается «жуткой», потому что рядом кладбище: «И тени от крестов, длинные, уродливые, плыли по земле, по холмикам, по оградкам… Жутковатая , в общем-то ,картина».
«И стал он искать, куда бы приткнуться».
2. Почему Егор ищет опору в Любе, слабой и бесхитростной женщине?«Всё. Еду к Любе» (может быть, считает, что она поможет обрести ему душевный покой «Пишет, что беду мою понимает»; душа Егора рвётся назад, к истокам, к простой крестьянской жизни).
- инсценирование отрывка «Встреча Егора с Любой Байкаловой»
3. Что же необходимо было для пробуждения добрых начал Егору? (Шукшин предлагает идеальные условия настоящей жизни: дом, семью, работу на земле. Казалось бы, трудовая, крестьянская семья Байкаловых стала опорой ему, помогла обрести самого себя. Именно в этой среде окрепло его нравственное здоровье, возросло доверие к людям, проявилась открытость характера. Но чужой он оказался этой жизни и этим людям, потому что жестокие законы прошлой жизни имели силу и власть над вором).
4. Какое решение принимает Егор? (Уехать в город, остаться наедине с собой и спросить свою душу: как жить дальше. Он опять пытается устроить праздник для души, но Шукшин подчёркивает невозможность праздника для своего героя. Это окончательно проявляется в эпизоде «разврата» в ресторане. Шукшин показывает, что не может быть настоящим праздник среди чужих, не может быть праздника там, где всё ложь и обман). И хмелеет Егор, и юродствует, и бунтует, но праздника для души всё нет. Какой страстностью проникнут его монолог!
- чтение монолога от слов «Вот вы меня все приняли за дурака… закончил Егор».
5. Что понял Егор? ( Он понял, что болен самим образом жизни. Ему и хочется начать всё сначала, и боязно, и не очень он в это верит. Но выстраданная в конце концов Егором Прокудиным (с помощью Любы и других хороших людей) мысль о том, что лишь любовью, всеобъемлющей любовью и уважением людей друг к другу и держится мир, эта мысль его уже не оставит…; в Егоре борются его крестьянская закваска и искорёженная воровской жизнью натура).
6. Сцена посещения Егором матери – кульминационная в повести.
( просмотр отрывка из фильма «Калина красная» )
Когда снимали сцену истерики героя после возвращения от матери, Шукшин так страшно корчился на земле, так искренно и безутешно рыдал, что по коже пошли мурашки, и камера, и осветительные приборы – всё это перестало вдруг существовать. Возникло какое-то жутковатое ощущение, что никакие это не съёмки, не актёр Шукшин, а просто какой-то человек плачет, корчится от страшной муки. Это ощущение, что перед тобой не киносъёмка, а нечто реальное, живое, ударило, словно током. И, честное слово, забыв, где всё это происходит, я поймал себя на мысли, что хочу то ли броситься к безутешно рыдающему на земле человеку, то ли бежать от всего этого ужаса прочь… Наверное, это обжигающее чувство истиной реальности, абсолютной жизненности всего происходящего перед камерой посетило не только меня одного. (Из записи В.Фомина, присутствовавшего на съёмках фильма «Калина красная»)
- заживёт ли больная совесть Егора?Сможет он замолить величайший грех перед матерью?
- посещение матери обновило и воскресило Егора, но избавить от трагедии, от рокового конца не может;
- «Я думаю, что когда он увидел мать, то в эту-то минуту понял: не найти ему в жизни этого праздника покоя, никак не замолить свой грех перед матерью – вечно будет убивать совесть» (В.Шукшин)
7. Что же теперь предстояло Егору?( Он делает отчаянную попытку переломить судьбу, становится трактористом. Он понял, что ему уже никогда не даст покоя больная совесть, и его душа потянулась к прежнему - к работе, к земле. На пашне проложена первая в его жизни борозда. Даже имя Егора (от Георгий - греч. «землепашец») подчёркивает его истоки – выходец из крестьян, определяет его изначальную естественную потребность – землю пахать. Не случайно по выходе из тюрьмы Егор на вопрос начальника, чем он собирается заниматься на воле, отвечает: «Сельским хозяйством». В деревню едет Егор, не найдя пристанища в городе. И умирает герой на пашне, обретя наконец своё истинное лицо. «И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома… Лежал, приникнув щекой к земле…»)
8. Что хотел сказать Шукшин, показывая трагический конец Е.Прокудина? Это расплата за грехи или стечение обстоятельств?
-Он хотел сказать, что воровской мир очень жесток, что от него не так-то просто отделаться;
- Мне кажется, что Шукшин хотел сказать, что за всё в жизни надо платить. Егор сам «сковал» свою судьбу и потому должен ответить за свои ошибки.
- Об этом говорит и сам Шукшин: «Мы за всё в самом деле должны платить в жизни, и при всём при том, что нам иногда жаль прямо так глядеть и видеть, как человек погибает, но сила разума нам должна говорить, что, если случилось непоправимое, что, если случилось необратимое, приход к такому концу жизни, к такому финалу должен состояться всё равно, он должен состояться, и он состоялся».
9. А мог он выбрать другую дорогу?(Мог)
Вспомним эпизод из фильма: « За столом Байкаловых подвыпивший, но по всему видно, хороший человек, поёт народную песню на знаменитые стихи Н.А. Некрасова «Школьник». И, видно, горько ему и досадно оттого, что вот не дали допеть, а песня-то какая, и конец какой хороший:
Не бездарна та природа
Не погиб ещё тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой.
Песня эта как бы подчёркивает иную дорогу, по которой мог пойти ( и пройти) и Егор Прокудин.
10. Смогла бы Люба, будь она понастойчивее в просьбе, уехав с ним, уберечь Егора?
- Я считаю, что Люба смогла бы уберечь Егора от гибели. Она чувствовала, что сам он уже спасти себя не может. «Ведь и правда, пристал ты, как конь в гору, только ещё боками не проваливаешь. Да пена изо рта не идёт. Запалишься и упадёшь» - говорит она Егору.
- Нет. Спасти себя он мог только сам.
11. На протяжении всей повести Егора сопровождает песня «Калина красная». Как вы думаете, почему? (это символ невосполнимых утрат, неразделённой любви, несостоявшейся жизни).
12. Какие мысли, ощущения вызывает название повести?
- творческие работы учащихся ( рисунки титульных листов к произведению); защита работ;
- что общего и различного в работах?
13. Как вы относитесь к Егору Прокудину? Достоин ли он сочувствия и милосердия?
- Я думаю, что достоин. Особенно в открытом поединке с Губошлёпом. Зная жестокость и коварство своих противников, Егор идёт навстречу опасности, положившись только на себя.
- Достоин. Душа-то его восстаёт против этого образа жизни. Душа-то болит, значит жива.
- Творческие работы учащихся. Неотправленное письмо на тему: «Почему болит душа?» 1)матери; 2) Любе.
14. Что хочет сказать Шукшин этой повестью?
- И повесть, и фильм о том, как гибнет человеческая душа.
- Шукшин хочет разбудить нашу совесть, чтобы мы задумались, что с нами происходит.
Именно эти слова мы и взяли сегодня эпиграфом к уроку.
Да, бесспорно, т.к. именно сейчас бездуховность захлестнула общество, и особенно молодое поколение. «Калина красная» - предостережение человеку от утраты самого себя и призыв «жить по душе». И ещё: Шукшин пытается внушить нам мысль о том, что человек – хозяин своей судьбы и у него всегда есть право выбора. Разве не об этом песня в исполнении Олега Газманова на стихи Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя…»
- звучит песня
Да, каждый выбирает для себя. И вновь вспоминаются слова писателя: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру, честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.»
V.Рефлексия: выражение своего отношения к уроку. ( учащиеся наклеивают на карточки ягоды калины разного цвета: красного, желтого, зелёного).
VI. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на темы:
«Нам бы немножечко добрее быть…»( В.Шукшин).
«Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу»(Ю.Левитанский)