kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока в 9 классе по теме "Песни на слова русских писателей 20 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков»

(2 урок)

Цели урока:

  1. Познавательные:

а) повторить изученные основные литературоведческие понятия (песня, припев, тема, идея, замысел автора, композиция, изобразительно-выразительные средства);

б) познакомить с историей возникновения жанра «песня»;

в) познакомить с историями создания некоторых песен.

                     2. Практические:

а) закрепить умение работать с литературоведческими понятиями;

б) формировать умение видеть, сопоставлять и анализировать понятия «песня» и «романс».

                     3. Общепредметные:

                     а) воспитывать:

                         -интерес к предмету с помощью содержания текстов и музыкального

                          сопровождения;

                         -языковую личность, владеющую разными видами компетентности;

                         -способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самоутверждению,

                          самореализации (на основе содержания текстов и в процессе работы с ними);

                   б) развивать логическое мышление во время анализа текстов, развивать разные

                        виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), развивать

                        разные виды памяти (слуховую, зрительную, механическую, логическую,

                        эмоциональную, ассоциативную), развивать волю, воображение;

                    в) формировать умение самостоятельно пополнять знания (во время подготовки

                         домашнего задания и пользования различными справочниками).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 9 классе по теме "Песни на слова русских писателей 20 века"»

Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков»

(2 урок)

Цели урока:

  1. Познавательные:

а) повторить изученные основные литературоведческие понятия (песня, припев, тема, идея, замысел автора, композиция, изобразительно-выразительные средства);

б) познакомить с историей возникновения жанра «песня»;

в) познакомить с историями создания некоторых песен.

2. Практические:

а) закрепить умение работать с литературоведческими понятиями;

б) формировать умение видеть, сопоставлять и анализировать понятия «песня» и «романс».

3. Общепредметные:

а) воспитывать:

-интерес к предмету с помощью содержания текстов и музыкального

сопровождения;

-языковую личность, владеющую разными видами компетентности;

-способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самоутверждению,

самореализации (на основе содержания текстов и в процессе работы с ними);

б) развивать логическое мышление во время анализа текстов, развивать разные

виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), развивать

разные виды памяти (слуховую, зрительную, механическую, логическую,

эмоциональную, ассоциативную), развивать волю, воображение;

в) формировать умение самостоятельно пополнять знания (во время подготовки

домашнего задания и пользования различными справочниками).



ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя.

Вчера на уроке мы говорили с Вами о РОМАНСЕ. Сегодня речь пойдёт о песне. Что такое ПЕСНЯ? Песня – наидревнейший вид лирической поэзии, это малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения. Невозможно сказать, когда возникла песня. Это было очень давно. Сначала она возникла как обрядовая. Постепенно круг тем у песни рос и расширялся. Из религиозно-обрядовой песня становится бытовой в более широком смысле этого слова.

Надо говорить не только о песне того или другого народа — русской, французской, испанской, — но и о песне того или другого класса (крестьянства, дворянства, рабочих и пр.) и времени (средневековая песня, современная популярная песня). Так, куртуазная средневековая песня отражала представления феодалов не только об отношениях мужчины и женщины их круга в ту эпоху, но и о взаимоотношениях их с другими классами, о классовом идеале; бюргерские сентиментальные песенки XV—XVI вв. — представления их круга и эпохи; песни русского городского мещанства конца XIX и начала XX вв. говорили о бедности и богатстве, о социальном неравенстве, о несбывшихся мечтах девушки — бедной невесты — и охватывали всю тематику так называемого «жестокого романса».  Наиболее богаты и многочисленны крестьянские песни. Социальное бытие крестьянства нашло в них полное отражение. Воинская повинность и войны вызвали так называемые рекрутские и солдатские песни. Рекрутские песни поют о том, как молодцу «лоб забрили» или как его «сдали в солдаты», о расставании с домом и любимой девушкой или женой и об ужасах службы.

В конце XIX и в начале XX вв. становится популярным жанр коротенькой лирической и сатирической песни-частушки. Она распространяется и в деревне и в городе. Среди частушек более всего рекрутских и любовных. Частушка отличается большой злободневностью, являясь в основном жанром сатирическим. Частушка и романс вытесняют в XX веке — а на Западе и раньше — старую крестьянскую песню. На смену старой песне приходят новая, авторская и героическая революционная и советская песня, а также, с ростом преступности и появлением концлагерей, претерпевает второе рождение жанр блатной и тюремной песни. Характерным является здесь то, что в условиях роста художественной культуры народных масс этот новый репертуар пополняется главным образом (хотя и не исключительно) за счёт письменного творчества ряда советских поэтов и композиторов. 

  1. Сегодня на уроке мы познакомимся с историями создания нескольких песен. Настало время познакомиться с песней «Бьётся в тесной печурке огонь…» (звучит аудиозапись).

Алексей Александрович Сурков(1899-1983) написал это стихотворение в начале Великой Отечественной войны – 27 ноября 1941 года в деревушке Кашино. Оно сразу стало очень популярным в народе под названием «В землянке». Написано автором после тяжёлого боя возле реки Истры. Через 3 месяца после боя композитор Константин Листов попросил у Суркова дать ему какие-нибудь свои стихи для песни. Сурков не верил, что его стихи понравятся и тем более не знал, что песня станет народной.

  1. Звучит песня «Жди меня, и я вернусь…»

Стихотворение написано в самом начале войны – летом 1941 года – в Москве. Оно облетело весь фронт, стало и гимном, и молитвой для солдат. Посвящено актрисе Валентине Серовой – вдове военного лётчика, с которой Симонов познакомился в 1940 году. Муж Валентины погиб во время испытаний военного самолёта. Любовь близкого человека – это талисман, способный на чудеса. Главное – уметь ждать, несмотря ни на что.

  1. Звучит песня «Подмосковные вечера».

Мелодия этой песни занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая исполняемая, так как радиостанция «Маяк» использовала её в своих позывных, и она за 40 лет работы радиостанции прозвучала более миллиона раз. По опросу россиян среди десятков тысяч опрошенных эта песня была названа лучшей, на 2 месте «Катюша». А родилась она так…

Творческому дуэту – поэту Матусовскому и композитору Соловьёву-Седому – дали заказ написать песню к фильму «В дни спартакиады». Написали. Марку Бернесу – предполагаемому исполнителю – она не понравилась. Тогда её исполнил никому неизвестный актёр Московского художественного театра Владимир Трошин. После фильма песня прозвучала 1 раз по радио и … почтальоны стали приносить на радио мешки писем с просьбой повторить песню о речке, которая движется и не движется. Повторили. Количество мешков писем с просьбой снова повторить удвоилось, затем утроилось. Так песня стала народной.

  1. Звучит песня «Я люблю тебя, жизнь…».

Автор стихов Константин Яковлевич Ваншенкин (1925-2012). Его стихи были опубликованы в газете «Комсомольская правда». Марк Бернес прочитал их – и потерял покой. Хотел бы найти композитора, который бы сумел положить их на музыку. Разные композиторы предлагали свои варианты – всё было не то. Первоначальный вариант композитора Колмановского тоже не понравился Бернесу, тогда сам композитор загорелся написать хорошую музыку. И получилось. Она мгновенно стала популярной. С этой песней улетал в космос Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года.

  1. Домашнее задание. Подготовить сообщение на тему «История одной песни».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Шишкина Юлия Юрьевна

Дата: 08.11.2015

Номер свидетельства: 249908

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Методическая разработка урока в 9 классе по теме "Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков""
    ["seo_title"] => string(115) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-v-9-klassie-po-tiemie-romansy-i-piesni-na-slova-russkikh-pisatieliei-19-20-viekov"
    ["file_id"] => string(6) "249901"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446992277"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Методическая разработка урока по литературе в 10 классе Жанровое многообразие лирики  А.С. Пушкина "
    ["seo_title"] => string(108) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-litieraturie-v-10-klassie-zhanrovoie-mnoghoobraziie-liriki-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "219876"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434397562"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Сергей Есенин. Жизнь и творчество "
    ["seo_title"] => string(39) "sierghiei-iesienin-zhizn-i-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "181526"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425368120"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства