kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по теме "Обломов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова

«Штольц  и Обломов. Антиподы или двойники?»

Цели :

сформулировать проблемный и исследовательский вопросы урока;

развивать умение анализировать художественное произведение, делать сравнительный анализ;

воспитывать у обучающихся интерес к русской литературе, развивать их творческие способности.

 

Оборудование: проектор, компьютер (презентация), текст романа И.А.Гончарова «Обломов», карточки с заданиями

Формы работы: фронтальная работа,  работа в группах, парах, индивидуальная работа

Применяются следующие технологии обучения: проблемное обучение, групповые технологии, технология мастерских, компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Обломов" »

Урок литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова

«Штольц и Обломов. Антиподы или двойники?»

Цели :

сформулировать проблемный и исследовательский вопросы урока;

развивать умение анализировать художественное произведение, делать сравнительный анализ;

воспитывать у обучающихся интерес к русской литературе, развивать их творческие способности.



Оборудование: проектор, компьютер (презентация), текст романа И.А.Гончарова «Обломов», карточки с заданиями

Формы работы: фронтальная работа, работа в группах, парах, индивидуальная работа

Применяются следующие технологии обучения: проблемное обучение, групповые технологии, технология мастерских, компьютерные (новые информационные) технологии обучения.



Ход урока.

1.Оргмомент

2. Определение темы и задач урока

3. Анализ текста

4. Творческая лаборатория

5.Домашнее задание

6. Физминутка

7.Работа с выдержками из критических статей

8. Итоги урока, рефлексия

ПОНЯТИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПАРЫ: герои-антиподы и литературные двойники

Найдите лишнее! Онегин – Ленский, Татьяна - Ольга, Печорин - Грушницкий, Гринёв - Швабрин, Катерина - Варвара, Добчинский - Бобчинский

Добчинский - Бобчинский – это двойники (близнецы)

Вывод. Остальные герои разные, непохожие.

Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?

Литературной паре Обломов и Штольц

Какую же проблему нам предстоит решить сегодня?

Кем же являются Обломов и Штольц? Антиподы? Двойники?



Исследование. Работа в группах.

Гончаров он нарочито, специально пользуется уже узнаваемым в литературе способом характеристики героя — сравнительной характеристикой. Вспомните, что представляют собой прямая (отношение автора, мнение других героев, собственное мнение героя) и косвенная характеристика (портрет, интерьер, речь, поступки и мысли героя)

Для ответа на вопрос “ Штольц – антипод или двойник Обломова?” учащимся предлагается определить критерии сравнения этих героев.

В результате обсуждения сформулированы следующие критерии:

  1. Происхождение, воспитание, заложенная жизненная программа (воспитание Андрея Штольца ((гл.1, часть2,

  2. Портретная характеристика, значение имени, окружающая обстановка

  3. Мысли и поступки героев. Отношение героя к жизни, службе, обществу, деятельность героя

  4. Цель жизни (.Как представляют себе смысл, идеал, норму жизни Обломов и Штольц (главы 4-5, часть2) Кто, по-вашему, более прав, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала - Штольц или Обломов

(Спор Обломова и Штольца - ч. 2 глава 9).

  1. Отношение к женщине, семейная жизнь

  2. Отношение автора и других действующих лиц к героям

  3. Соотнесение оценки, данной группами с взглядами критиков

Письменно (таблица). Обломов и Штольц: сравнительная характеристика образов

В соответствии с данными критериями сравнения героев ученикам даётся задание для исследования:

Найти материал для сравнения по данному критерию (выписать цитаты);

Определить, какие черты героев нашли здесь отражение?

Дать ответ на вопрос “ Штольц – антипод или двойник Обломова?”;

Оформить рабочий лист Записывается на лист заголовок, цитаты, основные положения и вывод группы.

Проводится исследовательская работа в группах (6 групп).

После проведённого исследования учащиеся представляют отчёт групп в виде оформленных рабочих листов

В группе 4 человека: спикер, секретарь, аналитик, текстолог

Задача слушателей

1. Учащиеся слушают, записывают информацию кратко в таблицу

2. Экспертная группа оценивает, внося отметки в свой рабочий лист.

3. Слушатели задают вопросы группам. Дополняют (по необходимости).

IV. Оценка экспертной группы. Проверка выводов групп

Экспертная группа рассказывает о результатах своей работы по тексту критических статей и представляет аргументированную оценку отчетов групп: отмечает полноту, соотнесённость выводов с выводами критиков, дополняет ответы.

4. Связывание выводов групп.

На основании проведённого обсуждения группы приходят к выводу, что Штольц –… Обломова 5. Формулировка обобщения.

На работу отводим 6-7 минут

Задание группе литературных критиков: Изучите материалы статей Н.А. Добролюбова, А.В. Дружинина, Б Бурсова ,Я. И, Кулешова, посвященные роману «Обломов» и его героям и подготовьте ответ на вопрос, указанный в вашем задании.

ВЫВОДЫ:

Важнейшим средством раскрытия авторской позиции является система персонажей: через сопоставление одного героя с другим выявляются их сильные и слабые стороны, корректируется авторская мысль, обнаруживаются нюансы в её развитии

Назовите положительные и отрицательные черты Обломова и Штольца. В чём сила и слабость их характеров? Запись на листах

Жизнь, время, исторические условия вызывают на сцену героя-деятеля, творца своей судьбы. Так роман Гончарова, законченный в 1858 году, готовит появление героев И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, то есть 1860-е годы



Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? (Обломов и Штольц в широком смысле есть как бы две крайности национального русского характера, в котором сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему).

Почему Андрей Иванович Штольц завидует Обломову, почему так теплеет его взгляд, когда он смотрит в сторону Обломовки?



Творческое задание

Напишите письмо Обломову или Штольцу

Желающие зачитывают письма (2-3 человека)

Домашнее задание

Образы Обломова и Штольца связаны с проблематикой романа

Обломовка – символ уходящей России

Для автора с ней связаны, с одной стороны, тоска по уходящей России, а с другой, - приговор ей

Будущее России, конечно, в детях. Поможет ли стране сын Обломова, воспитанный Штольцем?

Итог:

Оцените критически жизненное восприятие Обломова / Штольца. Чью позицию ты считаешь приемлемой для себя? Аргументируй. Какие ценностные установки (кого из героев) ты возьмешь в свой жизненный багаж?



На заключительном этапе урока провести рефлексию, предложить в течение 2-3 минут заполнить карту:

Я”

(как работал, ошибки)

Мы”

(насколько я помог группе, насколько одноклассники, учитель помогли мне)

Дело”

(понял ли материал, что узнал, что запомнил, смогу применить)

Оценка в баллах

(по десятибалльной системе)




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Методическая разработка урока по теме "Обломов"

Автор: Сундук Елена Владимировна

Дата: 26.12.2014

Номер свидетельства: 148087

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Презентация к уроку литературы "Две системы воспитания в романе И. А. Гончарова "Обломов" "
    ["seo_title"] => string(94) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-dvie-sistiemy-vospitaniia-v-romanie-i-a-goncharova-oblomov"
    ["file_id"] => string(6) "217489"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433362157"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Методическая разработка урока литературы "« Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. «Обломов». Противоречивость характера». "
    ["seo_title"] => string(149) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-son-il-i-il-icha-kak-khudozhiestvienno-filosofskii-tsientr-romana-oblomov-protivoriechivost-kharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "141699"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418150188"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства