Урок литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова
«Штольц и Обломов. Антиподы или двойники?»
Цели :
сформулировать проблемный и исследовательский вопросы урока;
развивать умение анализировать художественное произведение, делать сравнительный анализ;
воспитывать у обучающихся интерес к русской литературе, развивать их творческие способности.
Оборудование: проектор, компьютер (презентация), текст романа И.А.Гончарова «Обломов», карточки с заданиями
Формы работы: фронтальная работа, работа в группах, парах, индивидуальная работа
Применяются следующие технологии обучения: проблемное обучение, групповые технологии, технология мастерских, компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Обломов" »
Урок литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова
«Штольц и Обломов. Антиподы или двойники?»
Цели :
сформулировать проблемный и исследовательский вопросы урока;
развивать умение анализировать художественное произведение, делать сравнительный анализ;
воспитывать у обучающихся интерес к русской литературе, развивать их творческие способности.
Оборудование: проектор, компьютер (презентация), текст романа И.А.Гончарова «Обломов», карточки с заданиями
Формы работы: фронтальная работа, работа в группах, парах, индивидуальная работа
Применяются следующие технологии обучения: проблемное обучение, групповые технологии, технология мастерских, компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
Ход урока.
1.Оргмомент
2. Определение темы и задач урока
3. Анализ текста
4. Творческая лаборатория
5.Домашнее задание
6. Физминутка
7.Работа с выдержками из критических статей
8. Итоги урока, рефлексия
ПОНЯТИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПАРЫ: герои-антиподы и литературные двойники
Найдите лишнее! Онегин – Ленский, Татьяна - Ольга, Печорин - Грушницкий, Гринёв - Швабрин, Катерина - Варвара, Добчинский - Бобчинский
Добчинский - Бобчинский – этодвойники (близнецы)
Вывод. Остальные герои разные, непохожие.
Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?
Литературной паре Обломов и Штольц
Какую же проблему нам предстоит решить сегодня?
Кем же являются Обломов и Штольц? Антиподы? Двойники?
Исследование. Работа в группах.
Гончаров он нарочито, специально пользуется уже узнаваемым в литературе способом характеристики героя — сравнительной характеристикой. Вспомните, что представляют собой прямая (отношение автора, мнение других героев, собственное мнение героя) и косвенная характеристика (портрет, интерьер, речь, поступки и мысли героя)
Для ответа на вопрос “Штольц – антипод или двойник Обломова?” учащимся предлагается определить критерии сравнения этих героев.
В результате обсуждения сформулированы следующие критерии:
Происхождение, воспитание, заложенная жизненная программа (воспитание Андрея Штольца ((гл.1, часть2,
Портретная характеристика, значение имени, окружающая обстановка
Мысли и поступки героев. Отношение героя к жизни, службе, обществу, деятельность героя
Цель жизни (.Как представляют себе смысл, идеал, норму жизни Обломов и Штольц (главы 4-5, часть2) Кто, по-вашему, более прав, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала - Штольц или Обломов
(Спор Обломова и Штольца - ч. 2 глава 9).
Отношение к женщине, семейная жизнь
Отношение автора и других действующих лиц к героям
Соотнесение оценки, данной группами с взглядами критиков
Письменно (таблица). Обломов и Штольц: сравнительная характеристика образов
В соответствии с данными критериями сравнения героев ученикам даётся задание для исследования:
Найти материал для сравнения по данному критерию (выписать цитаты);
Определить, какие черты героев нашли здесь отражение?
Дать ответ на вопрос “ Штольц – антипод или двойник Обломова?”;
Оформить рабочий лист Записывается на лист заголовок, цитаты, основные положения и вывод группы.
Проводится исследовательская работа в группах (6 групп).
После проведённого исследования учащиеся представляют отчёт групп в виде оформленных рабочих листов
В группе 4 человека: спикер, секретарь, аналитик, текстолог
Задача слушателей
1. Учащиеся слушают, записывают информацию кратко в таблицу
2. Экспертная группа оценивает, внося отметки в свой рабочий лист.
3. Слушатели задают вопросы группам. Дополняют (по необходимости).
IV. Оценка экспертной группы. Проверка выводов групп
Экспертная группа рассказывает о результатах своей работы по тексту критических статей и представляет аргументированную оценку отчетов групп: отмечает полноту, соотнесённость выводов с выводами критиков, дополняет ответы.
4. Связывание выводов групп.
На основании проведённого обсуждения группы приходят к выводу, что Штольц –… Обломова 5. Формулировка обобщения.
На работу отводим 6-7 минут
Задание группе литературных критиков: Изучите материалы статей Н.А. Добролюбова, А.В. Дружинина, Б Бурсова ,Я. И, Кулешова, посвященные роману «Обломов» и его героям и подготовьте ответ на вопрос, указанный в вашем задании.
ВЫВОДЫ:
Важнейшим средством раскрытия авторской позиции является система персонажей: через сопоставление одного героя с другим выявляются их сильные и слабые стороны, корректируется авторская мысль, обнаруживаются нюансы в её развитии
Назовите положительные и отрицательные черты Обломова и Штольца. В чём сила и слабость их характеров? Запись на листах
Жизнь, время, исторические условия вызывают на сцену героя-деятеля, творца своей судьбы. Так роман Гончарова, законченный в 1858 году, готовит появление героев И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, то есть 1860-е годы
Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? (Обломов и Штольц в широком смысле есть как бы две крайности национального русского характера, в котором сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему).
Почему Андрей Иванович Штольц завидует Обломову, почему так теплеет его взгляд, когда он смотрит в сторону Обломовки?
Творческое задание
Напишите письмо Обломову или Штольцу
Желающие зачитывают письма (2-3 человека)
Домашнее задание
Образы Обломова и Штольца связаны с проблематикой романа
Обломовка – символ уходящей России
Для автора с ней связаны, с одной стороны, тоска по уходящей России, а с другой, - приговор ей
Будущее России, конечно, в детях. Поможет ли стране сын Обломова, воспитанный Штольцем?
Итог:
Оцените критически жизненное восприятие Обломова / Штольца. Чью позицию ты считаешь приемлемой для себя? Аргументируй. Какие ценностные установки (кого из героев) ты возьмешь в свой жизненный багаж?
На заключительном этапе урока провести рефлексию, предложить в течение 2-3 минут заполнить карту:
“Я”
(как работал, ошибки)
“Мы”
(насколько я помог группе, насколько одноклассники, учитель помогли мне)
“Дело”
(понял ли материал, что узнал, что запомнил, смогу применить)