Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Анализ пьесы А.В. Вампилова "Старший сын""
Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Анализ пьесы А.В. Вампилова "Старший сын""
Методическая разработка урока может быть использована учителями русского языка и литературы в 10 классе при знакомстве с творчеством драматурга А,В, Вампилова. Произведение "Старший сын" - программное произведение. Данная методическая разработка урока по теме "Анализ пьесы А.В. Вампилова "Старший сын"" предназначена учителям с целью оказания методической помощи при проведении урока и побуждению обучающихся к рассуждениям о нравственности, о долге человека, об ответственности за свои дела и поступки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Анализ пьесы А.В. Вампилова "Старший сын"" »
Урок литературы в 10 классе по пьесе А.В. Вампилова «Старший сын»
Тема: Анализ пьесы А.В. Вампилова «Старший сын».
Цель:
Заинтересовать учащихся личностью А.В. Вампилова.
Побудить учащихся к серьезным размышлениям о смысле жизни, о назначении человека на земле, об ответственности за свои дела и поступки.
Воспитывать умение думать и сопереживать.
Оформление:
Выставка книг с произведениями А.В. Вампилова, книги о Вампилове.
Портрет А.В. Вампилова, Иллюстрации к
Фрагменты из художественного фильма «Старший сын».
Презентация о жизни и творчестве А. Вампилова
Подготовительная работа:
Прочитать пьесу А.В. Вампилова «Старший сын».
Продумать ответы на вопросы, подтвердить выдержками из произведения
Вопросы для анализа пьесы «Старший сын»
Какова фабула пьесы?
Кто ее главные герои? Второстепенные?
Кого можно отнести к внесценическим персонажам?
Раскройте смысл названий пьесы («Нравоучение с гитарой», «Предместье», «Старши1 сын») Какое из них самое удачное?
На какой коллизии строится пьеса?
Что можно рассказать о членах семьи Сарафановых?
Что нам дает для понимания образов Бусыгина и Сильвы их сопоставление?
Как вы относитесь к жениху Нины Кудимову?
Какова роль Макарской, соседки, в пьесе?
В чем заключена проблематика и главная идея пьесы?
К какому жанру мы можем отнести пьесу и почему?
Как построено произведение? В чем проявилась авторская позиция?
Прочитали последнюю страницу, закрыли книгу. Что бы вы сказали об этой пьесе своим друзьям?
Индивидуальные задания
а) найти материал, связанный с биографией Вампилова, прочитать
б) выучить стихотворение П. Реутского «Вспоминайте меня весело»
Учитель:
Александр Вампилов, отлитый в бронзе, стоит в Иркутске на невысоком постаменте рядом с драматическим театром. Автор скульптуры Михаил Переяславец не случайно расположил памятник почти на тротуаре. Каждый день иркутяне снуют мимо, и
Вампилов – живой, еще молодой , красивый, словно вливается в этот говорливый поток.Судьба отмерила ему всего 35 лет, да и то недодала до полного счета двух дней. В четверг, 17 августа 1972 года он погиб на Байкале, не доплыв до Листвянки с десяток метров.
Ученик: (чтение наизусть стихотворения П. Реутского «Вспоминайте меня весело»)
Вспоминайте меня весело,
Словом, так, каким я был.
Что ты, ива, ветви свесила,
Или я недолюбил?
Не хочу, чтоб грустным помнила.
Я уйду под ветра гик.
Только песни, грусти полные,
Мне дороже всех других.
По земле ходил я в радости.
Я любил её, как бог,
И никто мне в этой малости
Отказать уже не мог…
Всё моё со мной останется,
И со мной, и на земле
У кого – то сердце ранится
На моём родном селе.
Будут вёсны, будут зимы ли,
Запевайте песнь мою.
Только я, мои любимые,
С вами больше не спою.
Что ты, ива, ветви свесила,
Или я недолюбил?
Вспоминайте меня весело,
Словом, так, каким я был.
Учитель:
Близкие друзья, а среди них- писатели Валентин Распутин, Вячеслав Шугаев, называли его ласково Саня.
От этого имени и был образован псевдоним А. Санин, которым писатель подписал свою первую книгу «Стечение обстоятельств».
Ученица:
Читает начало рассказа: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека» Эту мысль Вампилов и развил в своих пьесах.
Ученик: (продолжает рассказ)
Александр Валентинович Вампилов Родился в 1937 году в поселке Кутулик Иркутской области в учительской семье. В юности зачитывался Н.В. Гоголем и В.Г. Белинским, любил тихонько поигрывать на гитаре мелодию яковлевского романса на слова А. Дельвига «Когда еще я не пил слез из чаши бытия…»
(Звучит романс)
Любил рыбную ловлю и охоту.
После окончания школы учился на историко-филологическом факультете Иркутского университета, с 1960 года работал в редакции областной газеты «Советская молодежь».
Ученица:
Увлекся драматургией, стал писать пьесы.
В 1965 году А. Вампилов привез в Москву, в театр «Современник», и предложил О. Н. Ефремову пьесу «Нравоучение с гитарой», которая затем была названа «Предместье», а в 1972 году – «Старший сын».
При жизни А.В. Вампилова были поставлен всего две пьесы-«Прощание в июне»(1966) и «Старший сын»(1968). «Утиная охота» (1970), «Провинциальные анекдоты» (1970), « Прошлым летом в Чулимске» (1972). Эти пьесы увидели свет и были поставлены на сцене уже после гибели драматурга.
Ученик:
«Было пасмурно, но сухо и тихо, когда мы несли его на руках до здания театра, где ждали машины, - вспоминел В. Шугаев. –От оркестра мы отказались, помня Сашину печальную усмешку, с которой он написал Сарафанова, музыканта из «Старшего сына», играющего на похоронах».
Похоронен А, В. Вампилов В Иркутске.
Учитель:
Мы услышали короткий рассказ о жизни А. Вампилова. А сейчас…
Учитель объявляет тему и цель урока. Учащиеся записывают в тетрадь: Александр Валентинович Вампилов (1937-1972).
Вспоминают, что называется эпиграфом. Запись в тетради.
В качестве эпиграфа слова В.Г. Распутина: « Традиционные начала русской литературы хорошо известны, они до сих пор остаются ее продолжением: проповедь добра, совестливость, обостренное чувство истины, правды и надежды»
А молодого драматурга волновали проблемы нравственности.
Что такое нравственность?
Нравственность – правила , определяющие поведение человека; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил, поведение человека.
Нравственный человек – это глубоко совестливый человек.
Что такое совесть?
Совесть – это способность различать добро и зло, давать нравственную оценку своим поступкам.
Совесть осуждает человека, если он поступает безнравственно, вопреки требованиям совести.
Голос совести всегда следует слушать.
Учитель:
А сейчас мы будем беседовать с вами по тем вопросам, которые были предложены заранее.
(У каждого ученика карточки с вопросами для анализа пьесы «Старший сын»)
Работа со словом.
В процессе беседы ученики вспоминают, что такое фабула? нравоучение? предместье? коллизии?
Фабула – содержание литературного произведения, изображаемые в нем события.
Предместье – поселок, непосредственно примыкающий к городу, но не входящий в его черту.
Коллизия. Столкновение каких-нибудь противоположных сил, интересов, стремлений.
В процессе беседы ученики отметили: (1-3 вопросы)
Фабула пьесы несложна. Двух юношей - студента мединститута Володю Бусыгина и агента торговли по прозвищу Сильва (Семена Севостьянова )- свел случай на танцах. Они провожают домой двух девушек, живущих в предместье города и опаздывают на последнюю электричку. Пришлось искать ночлег. Юноши звонят в квартиру Сарафановых. Здесь находчивому на выдумку Сильве пришла мысль назвать Бусыгина старшим сыном Андрея Григорьевича, якобы родившимся у женщины, с которой судьба случайно свела героя в конце войны. Бусыгин не отвергает этого вымысла.Вся семья Сарафановых принимает его за сына и старшего брата.
Судьба главы семейства Сарафановых не сложилась: жена ушла, на работе не ладилось- пришлось оставить должность актера-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах. С детьми тоже не все хорошо. Сын Сарафанова Васенька- десятиклассник- влюблен в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему, как к ребенку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой , и хочет ехать с ним на Сахалин.
Андрей Григорьевич одинок и поэтому привязывается к «старшему сыну». И тот, выросший в детдоме, тоже тянется к доброму, славному, но несчастливому Сарафанову, к тому же ему еще и нравится Нина. Конец у пьесы Благополучный. Володя честно признается в том, что он не сын Сарафанова, Нина не выходит замуж за нелюбимого. Васеньку удается уговорить не бежать из дома. Частым гостем этой семьи становится «старший сын»
4).По мнению учащихся , название пьесы «Старший сын» наиболее удачное, так как главный ее герой – Володя Бусыгин- вполне оправдал, взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью.
5-6) Чувстуется мягкий характер главы семейства Сарафановых. Он все принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушел из театра, признает «старшего сына», старается успокоить Васеньку, понять Нину.
Ученики делают вывод, что неудачником его назвать нельзя, так как в самый пик душевного кризиса Сарафанов выстоял, когда другие ломались. Сарафанов дорожит своими детьми.
Сопоставляя старшего Сарафанова с Ниной и Васенькой , ребята заметили, что дети по отношению к отцу черствы. Васенька настолько увлечен своей первой любовью, что не замечает никого , кроме Макарской. Но его чувство эгоистично. Ведь не случайно в финале, приревновав Наташу к Сильве, он устраивает пожар, не мучаясь совестью за сделанное. В характере этого юноши мало истинно мужского – к такому выводу приходят ученики.
В Нине, умной, красивой девушке, ребята отметили практичность, расчетливость, проявившиеся, например, в выборе жениха. Но эти качества были в ней главными, пока она не полюбила.
7) Бусыгин и Сильва. Оказавшись в особых обстоятельствах проявляют себя по-разному. Володя Бусыгин любит людей. Он совестливый, отзывчивый на чужую беду, очевидно, поэтому и поступает порядочно. Сильва, как и Володя, по сути тоже сирота: приживых родителях воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь отца. Вампилов не случайно сделал истоки судеб героев похожими. Этим о он хотел подчеркнуть, как важен собственный выбор человека, не зависящий от обстоятельств. В отличие от сироты Володи, «сирота» Сильва – веселый, находчивый, но циничный. Подлинное его лицо раскрывается, когда он «разоблачает» Володю, заявляя, что тот не сын и не брат, а рецидивист.
8) Ученики отметили « непробиваемую душу» Михаила Кудимова, жениха Нины. Такие люди в жизни встречаются, но их не сразу поймешь. Он равнодушен к людям. Незначительное место занимает этот персонаж в пьесе, однако представляет собою ярко ярко выраженный тип «правильных людей», которые создают вокруг себя удушающую все живое в человеке атмосферу.
9) Автор углубляет в пьесе тему одиночества, которое способно довести человека до грани отчаяния. (Наташа Макарская). В образе соседа , по мнению ребят выведен тип осторожного человека, обывателя, который всего боится.
10)Проблематика и главная идея пьесы - уметь слушать, понимать друг друга, поддерживать в трудную минуту жизни, проявлять милосердие. Быть по духу родными - это больше, чем по рождению.
11) Учащиеся обратили внимание, что автор не определяет жанра пьесы. Отнеся ее к комедии, многие заметили, что наряду с комическими, в пьесе немало драматических моментов, особенно в подтексте высказываний героев (Сарафанова, Сильвы, Макарской).
12) Авторскую позицию ребята определили при помощи наводящих вопросов учителя:
Как относится к своим основным героям автор? Что утверждает в человеке, и что отрицает в нем?
Учитель: Подводя итоги обсуждения пьесы, обратилась к высказыванию В.Г. Распутина о драматическом творчестве Вампилова: «Кажется главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытанияхгде трудно стали различимы и противоположности- любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…»
Список используемой литературы:
Вампилов А.В.Драматургическое наследие. Пьесы. Редакции и варианты разных лет. Сценки и монологи.- Иркутск, 2002.