kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по литературе в 11 классе по теме:"Нравственная проблематика в пьесе А. Вампилова "Старший сын"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: "Нравственая проблематика пьесы А. Вампилова "Старший сын". Цели  урока:

1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством драматурга;

2) разобраться в нравственной проблематике пьесы;

3) составить план характеристики главных героев.

Оборудование: портрет А. Вампилова, диск с художественным фильмом "Старший сын". Методические приемы: частичная лекция, доклад учащихся с подготовленной презентацией, просмотр эпизодов фильма, их анализ, аналитическая характеристика героев ( метод беседы)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе в 11 классе по теме:"Нравственная проблематика в пьесе А. Вампилова "Старший сын" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»















Сценарий урока

по литературе в 11 классе по теме:

«Нравственная проблематика в пьесе А. Вампилова «Старший сын»









Выполнила: Нефедова Г.Ф.

Учитель русского языка и литературы

II квалификационная категория









г. Братск, 2010

Тема: «Нравственная проблематика в пьесе А. Вампилова «Старший сын» ( 2 часа).

Цели:

1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством драматурга;

2) разобраться в нравственной проблематике пьесы;

3) составить план характеристики главных героев.


Оборудование: портрет А. Вампилова, диск с художественным фильмом «Старший сын».

Методические приемы: частичная лекция, доклад учащихся, просмотр эпизодов фильма, их анализ, аналитическая характеристика героев (метод беседы).

Ход урока.


I. Постановка целей и задач урока.

II. Вступительное слово учителя.

- Александр Вампилов – человек, жизнь которого короткая, но яркая. Драматург, сыгравший значительную роль в современном театре.

III. Сообщение учащихся о жизненном пути А. Вампилова. (презентация)

IV. Слово учителя о творчестве А. Вампилова.

- Главной страстью А. Вампилова был театр, а в литературе – драматургия. Он погиб в 35 лет, так и не увидев ни одной своей пьесы на столичной сцене, при жизни издал лишь небольшой сборник рассказов. Валентин Распутин, друживший с ним со студенческих лет, говорил: « В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов … - кажется, самую душу и самую надежду почти единовременно потеряла с этими менами российская литература…».

Драматургия Александра Вампилова делится на 2 этапа.


Первый этап – педагогический, т.е. автор растет вместе со своим героем. В этом периоде А. Вампилов опирается на неисчерпаемые силы молодости «человек должен ходить по земле гордо и легко», следовательно, произведениям присущ оптимизм.

Конфликт имеет двуплановость:

1) молодость – с одной стороны;

2) мудрость отцов – с другой стороны.

Юмор служит задаче: воскрешение человека, за несерьезным взглядом на вещи обнаруживается глубокая форма познания реальной действительности.

Герои способны делать выводы, основанные на внутренних душевных ценностях, поэтому автор легко и естественно приводит героев к должным поступкам, отвечающим высшим человеческим интересам.


Второй этап: новый герой, сопротивляющийся автору, идеальной обстановке противопоставляет свою, реальную, в которой нет места бескорыстной любви к ближнему, добра ради добра. Следовательно, позиция автора – честный художник, поэтому основное настроение произведения – грусть, которая пронизывает все пьесы II этапа.


V. Просмотр фрагментов художественного фильма «Старший сын» и аналитическая характеристика героев пьесы.

Беседа с учащимися:


- Эта комедия светлая и печальная; каковы отличительные черты жанра пьесы « Старший сын»?

- В чем особенность системы характеров пьесы? (Это драматическое произведение, конфликт между двумя группами героев: нормальных и ненормальных).

- Каких героев пьесы вы можете отнести к группе нормальных и ненормальных?

Подтвердите свой ответ строками из текста.

- На чьей стороне симпатии автора?


Аналитическая беседа о каждом герое.

Сарафанов.

- К какой возрастной группе принадлежит этот герой, почему?

- Как относится к детям? (Просмотр фрагмента, подтверждение увиденного строками из текста).

- Как принимает известие о существовании старшего сына?


Бусыгин.

- Кто этот молодой человек?

- Как относится к своей лжи о том, что он является сыном?

- Почему он не может быть равнодушным к семье Сарафановых? (Бусыгин взвалил на себя проблему чужой семьи и с точки зрения нравственности помогает возродить семью).

- Что общего и в чем разница с Сильвой? ( Просмотр отдельных фильма). (У этих героев судьбы одинаковые, а духовный мир разный).


Нина и Вася.

- Как эти герои пьесы относятся к отцу, почему?

- Как они принимают «старшего брата»?


Кудимов, Макарская, Сильва.

- Что можно сказать об этих людях?

- Что их объединяет?

- Что происходит в финале с этими людьми? Изменились ли они?


Понимание темы, идеи конфликта.


- Первое название «Предместье» указывает на место, где происходит действие. Почему автор изменил название? (Очень важно понимание того, что происходит в пьесе).

- Какие проблемы решаются? (Проблемы доверия, взаимопонимания, доброты, ответственности).

- Какова двуплановость пьесы?

- Как рассматривается в пьесе вопрос о правде? Сопоставьте с вопросом о правде в пьесе М. Горького «На дне». Зачем герои пьесы «Старший сын» врут? Есть ли у этого вранья оправдание? Всегда ли нужна правда?

- Какова тема, идея произведения?

- Как вы думаете, почему так называется пьеса?

- Финал пьесы оптимистичен. Как вы думаете, могло ли такое случиться в жизни?

- Как, по – вашему, сложатся судьбы героев в дальнейшем?


VI. Слово учителя.

- Духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных отношений. За внешней бравдой и цинизмом молодых людей обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прощению, состраданию. Так от частной бытовой истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем. А парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга сына – на его плечах все: надежда, будущее семьи, и Бусыгин – старший сын, достоин чести, нравственной основы «отца», следовательно, он возродил семью.



VII. Домашнее задание.

Составить характеристику понравившегося героя.

Написать рецензию на фильм «Старший сын», сопоставив его с пьесой А. Вампилова.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Нефедова Галина Филипповна

Дата: 18.01.2015

Номер свидетельства: 157159


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства