2 4 2 3 2 4 Работа с текстом рассказа В. Драгунского «…Бы». -Откроем учебники на с.106. 1. Работа с текстом до чтения. – Прочитайте заглавие. Что оно означает? – Почему перед словом стоит многоточие? О чём это говорит? Подставьте подходящие слова. (Купался бы, прыгал бы...) – Когда мы употребляем в речи частицу бы? (Когда что-то произойдёт при определённых условиях.) Значит, из произведения узнаем о чьих-то мечтах. -Как вы думаете эти мечты о чём?( О взрослой жизни.) – Прочитайте фамилию автора. Как будет называться тема нашего урока? Слайд №2.(Мечты о взрослой жизни. (В .Драгунский «…Бы» -Что вы знаете о Викторе Драгунском? Кто герой его произведений? (Денис Кораблёв.) – Рассмотрите иллюстрацию. Что могло произойти? 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (аудиозапись). 2. Выявление первичного восприятия. – Почему вы смеялись, когда читали? -Значит этот рассказ какой? (Юмористический.) – О чём же мечтал Дениска? – В чём оправдались ваши предположения? 3. Повторное чтение вслух (комбинированное: дети и учитель). 1) Обращаем внимание на слова в ковычках «понравилась»такая история. 2)- Дениска хотел бы всё «припомнить» маме, папе и бабушке, а что именно «всё» – мы обсудим по ходу чтения. 3)- Дениска не придумывает свои слова, обращённые к каждому, а повторяет то, что ему обычно в определённых ситуациях говорят домашние. И когда эти взрослые слова обращены к взрослым от имени ребёнка, получается очень смешно. Слайд№3-4(как шёлковые) 4) -В последнем абзаце мама повторяет свои слова, с которыми Дениска мысленно к ней обращается. 4. Обобщающая беседа. а) – О чём же этот рассказ? (Не только о мечтах мальчика, но и о взаимоотношениях в семье между взрослыми и ребёнком.) б) – Автор прямо не сказал, но мы узнали о некоторых привычках, обязанностях членов Денискиной семьи. Каких? (Мама с Дениской говорит, папа иногда кричит, бабушка голосит и т.д.) в) – Как вы думаете, почему Денис помнит наизусть все слова папы, мамы, бабушки? (Часто их слышит в свой адрес.) г) – Кто следит за чистотой и порядком в доме? (Бабушка.) Как вы догадались? д) – Почему в тексте большинство предложений короткие, состоят из 2–3 слов? (Это предложения-команды, лаконичные и ясные.) е) – Как вы думаете, на что писатель хотел с помощью этого рассказа обратить внимание взрослых? А внимание детей? (Очень важно, чтобы взрослые и дети понимали друг друга, были внимательны друг к другу.) ж) – Вы согласны, что в этой семье у всех её членов есть чувство юмора и все они друг к другу относятся хорошо, с любовью? 5. Выразительное чтение по ролям. -Обратите внимание, Дениска очень артистичен, хорошо знает манеры и привычки своих домочадцев, любит их; он весёлый, мечтатель, фантазёр. Выбор нужной интонации. Каким голосом, с какой интонацией Дениска разговаривает с мамой, папой и бабушкой?(Недовольно, нравоучительно, требовательно.)Хочет чтобы они тоже знали как неприятно всё это выслушивать. 6. Работа с текстом после чтения. 1.Беседа. -Зачем Дениска хотел быть взрослым? (Хотел быть главным, командовать, не нравилось, что взрослые им командуют.) -Избавиться от непонимания и грубости взрослых Слайд №5,6 -Чего не достаёт Денису в семье?(Понимания.) Сын не понимает родителей,родители не понимают сына. Взаимно? -Чего недостаёт в семье?(Взаимопонимания.) 2. Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. – Как художник передал мечты Дениски? Озвучьте иллюстрацию. – У этого произведения есть и другое название – «Шиворот-навыворот». Какое название вам нравится больше и, на ваш взгляд, соответствует содержанию текста? – Каким вы увидели автора в этом рассказе? (Очень хорошо понимает детей и взрослых, их взаимоотношения; обладает прекрасным чувством юмора.) – Что нового узнали, с каким произведением познакомились? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? |