Содержательная: познакомить с основными вехами жизни М.Цветаевой, определить основные черты личности поэта, дать представление об окружении поэтессы на протяжении всей жизни, осуществить первичное знакомство с лирикой М.Цветаевой, создать атмосферу “погружения” в творчество поэтессы.
Деятельностная: формировать у обучающихся умения выделять существенную информацию, систематизировать ее, обобщать; развивать умения формулировать собственную позицию, строить связное высказывание.
Тип урока: изучение нового материала на основе самостоятельной работы; урок – семинар.
Методы проведения урока: беседа, исследовательский – работа над сравнительным анализом стихотворений, диалогический – индивидуальные и групповые задания по теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Марина Цветаева. Жизнь, творчество, судьба»»
Калинина Наталья Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 станицы Переправной Мостовского района Краснодарского края.
Конспект урока по литературе в 11 классе.
Тема урока: «Марина Цветаева. Жизнь, творчество, судьба».
Цели урока:
Содержательная: познакомить с основными вехами жизни М.Цветаевой, определить основные черты личности поэта, дать представление об окружении поэтессы на протяжении всей жизни, осуществить первичное знакомство с лирикой М.Цветаевой, создать атмосферу “погружения” в творчество поэтессы.
Деятельностная: формировать у обучающихся умения выделять существенную информацию, систематизировать ее, обобщать; развивать умения формулировать собственную позицию, строить связное высказывание.
Тип урока: изучение нового материала на основе самостоятельной работы; урок – семинар.
Методы проведения урока: беседа, исследовательский – работа над сравнительным анализом стихотворений, диалогический – индивидуальные и групповые задания по теме.
Оборудование: портрет М.И. Цветаевой, сборники стихов, выставка по теме урока, интерактивная доска, компьютер.
Ожидаемый результат: знание материала учащимися, совершенствование культурного развития учащихся, их творческих способностей.
Эпиграф к уроку:…Я могла бы быть первым поэтом
своего времени, знаю это, ибо у меня
все данные, но- своего времени я не
люблю, не признаю его своим.
М.И.Цветаева.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Орг. момент. Целеполагание и мотивация
Постановка задач урока
Предположение целей и задач урока
2. Этап актуализации новых знаний
Акцентирует внимание учащихся на выступлении
Выразительное чтение стихотворения М.И. Цветаевой «Идешь, на меня похожий…».
3. Этап получения новых знаний и практического применения знаний и умений – творческая индивидуальная деятельность
Направляет деятельность учащихся
1.Компьютерная презентация 2.Выразительное чтение произведений М.И.Цветаевой
4. Этап подведения итогов урока
Подводит итоги, выставляет оценки
Осмысление, самовыражение, самореализация на уроке. Монологическая речь учащихся
5. Этап информирования о домашнем задании
Ответить на вопросы викторины или прокомментировать высказывания поэтов, подготовить остальные выступления, ответить на вопрос «Что явилось для меня открытием на этом уроке?»
Записывают домашнее задание в дневник
I.Оргмомент.
II. Этап актуализации новых знаний. Слайд №1
Учитель: Особое место среди поэтов Серебряного века принадлежит Марине Цветаевой. Пожалуй, сегодня мы будем впервые говорить о женщине-поэте, о человеке необычайно интересной и трагической судьбы. Её поэтическая личность сформировалась в уникальной, насыщенной новаторскими художественными исканиями атмосфере Серебряного века. Вместе со своими современниками – Ахматовой, Мандельштамом, Пастернаком, Маяковским – Цветаева заметно раздвинула и границы, и сами возможности поэтической речи. Миру и человеку она предъявляла высокие нравственные требования, и потому интонация её стихов категорична и повелительна. Внешне, по стиху, по слову Цветаева, кажется, ни на кого не похожа, но на самом деле её поэзия продолжила романтическую литературную традицию, которая, если иметь в виду масштаб, на ней и замкнулась: Цветаева оказалась в нашей литературе Последним Великим Трагическим Романтиком. Она очень хотела неравнодушия к себе, к своему творчеству. И поэтому, знакомясь с творческой и человеческой судьбой Марины Цветаевой, нам просто необходимо не пройти мимо, не остаться равнодушными к памяти о ней, о замечательном поэте Серебряного века, потому что она была в истории, в жизни, литературе. Она была и творила, и любила, и страдала, и жила. А главное - понять ее, чтобы для кого-то из вас просто Цветаева превратилась в мою Цветаеву.
Слайд №2.
Ученик декламирует стихотворение «Идешь, на меня похожий…».
III.Изучение нового материала на основе опережающих заданий (чтение стихотворений, подготовленных учащимися заранее).
Слайд №3.
Учитель: 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье , родилась Марина Цветаева.
Учитель: Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Лучшие годы жизни он отдал музею, в котором разместилась уникальная коллекция гипсовых слепков – копий античных статуй, фрагментов Парфенона, романской и готической архитектуры. Он, будучи известным филологом и искусствоведом, познакомил Марину с историей и культурой Эллады, мифами и легендами. Античный мир постепенно стал неотъемлемой частью духовного мира будущего поэта. Сюжеты и образы античности встречаются во многих цветаевских произведениях.
Слайд №5.
Учитель: Мария Александровна, мать Марины, была музыкантом. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным. Пылкую романтическую натуру она выплескивала в звуках. «После такой матери мне оставалось одно – стать поэтом», – говорила Марина.
Слайд №6.
Учитель: «Марина Цветаева родилась в семье, – писала ее дочь Ариадна, – являвшей собой некий союз одиночеств». Ещё одним «одиночеством» была Маринина сестра Ася, человек необычайно тонкий, в ком и могла найти Марина единственного слушателя, единственную родственную душу.
Слайд №7.
Учитель: Марина росла среди музыки и книг. С 4-х лет началось тайное чтение – вопреки строгому запрету матери – рано! Любимыми стали немецкие сказки, Наполеон, Бетховен. В 6 лет заведена первая самодельная тетрадка, где писались стихи, и откуда начался дневник. Она любила родной Трухпрудный переулок, Москву и воображаемый Париж. Таким было её детство.
Ученик декламирует стихотворение «В зале»
Слайд №8,9.
Учитель: Взрослела Марина, а вместе с ней креп и её талант. И в 1910 году тайком от родителей она выпустила свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Он стал для Марины историей ее законченного детства. Для нас он интересен как книга, предвестник будущей Марины Цветаевой. Здесь она почти вся: со своей предельной искренностью и трагизмом. Его заметили и одобрили В.Брюсов, Н. Гумилев. С особой теплотой и любовью отозвался об этой «книге прекрасных стихов» М. Волошин.(Чтение стихотворения М. Волошина « К вам душа так радостно влекома…)
Ученик декламирует стихотворение «Молитва».
Физкультурная минутка для улучшения мозгового кровообращения
Слайд №10.
Учитель: Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном побережье Коктебля, куда Марина приехала вместе с Асей по приглашению Максимильяна Волошина. Удивительное время, проведенное с Максом, морские прогулки, творческие вдохновения, часы одиночества стали для Марины самыми счастливыми моментами жизни. В эти дни Марина много писала.
Ученик декламирует стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…»
Слайд №11.
Учитель: В Коктебеле решилась Маринина судьба. Это произошло в самом начале мая. Она собирала камешки на морском берегу. Он стал ей помогать – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел сразу же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день.
Слайд №12,13.
Ученик декламирует стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо!»
Учитель: Марина Цветаева обвенчалась с Сергеем Эфроном в январе 1912 года. После свадебное путешествие в Париж и Италию.
В октябре 1912 года у них родилась дочь, её назвали Ариадна, Аля, в честь героини греческой легенды о Минотавре. С самых первых лет жизни Али Марина начала узнавать в ней себя, уже взрослую. Дочь стала центром её внимания и любви.
Слайд №14.
Учитель: Но она не забывает о поэзии. Говоря о ней, о ее творчестве, о таланте, нельзя ни сказать о тех, под чьим влиянием развивался ее талант. Ближе всех к ней по духу, по творческим импульсам была в то время Анна Ахматова. В поэтической манере Ахматовой Цветаева почувствовала глубоко родственную душу.
О, муза плача, прекраснейшая из муз! О, ты, шальное исчадие ночи белой! Ты черную насылаешь метель на Русь, И вопли твои вонзаются в нас как стрелы
Слайд 15.
Учитель: В триединство цветаевской любви входили Ахматова, Блок и Мандельштам. Осип Мандельштам пленил её высокой степенью словесного совершенства. «Если существует Бог поэзии, – писала Марина, – то Мандельштам – ее гонец. Он доносит до людей божественный голос точным и чистым».
Я знаю: наш дар – неравен. Мой голос впервые – тих. Что вам, молодой Державин, Мой невоспитанный стих!
Слайд №16.
Учитель: Александр Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по ремеслу, а божество от поэзии и которому, как божеству, поклонялась.
Ученик декламирует стихотворение «Ты проходишь на запад солнца…»
Слайд №17.
Учитель: Годы революции и гражданской войны были в жизни Цветаевой трудными и трагичными. Умерла в приюте маленькая дочь Ирина, из-за голода отданная в приют, со старшей дочерью Ариадной они испытывали не только жесточайшую нужду, холод и голод, но и одиночество. Муж Цветаевой Сергей Эфрон находился в рядах белой армии, и от него третий год не было вестей. И только в июле 1921 года Марина получила от Сергея весточку. Она ещё не знала, что должен пройти год, чтобы в июне 1922 года они, наконец, встретились. Её лирика тех лет пронизана долгим ожиданием. «Я вся закутана в печаль, – писала она. – Я живу печалью…». Стихов, посвященных разлуке, было написано немало (они составили книгу «Разлука»).
Слайд №18.
Учитель: Цветаева так и не смогла принять революцию и в 1922 году выехала за границу к мужу. Семнадцатилетнее пребывание Марины Цветаевой в Германии, Чехословакии, Франции стало величайшим испытанием для неё. Практически она как поэт скоро потеряла возможность издавать книги, её последняя книга вышла в 1928 году, хотя Цветаева много и плодотворно работала, писала стихи, поэмы, прозу («Поэма Горы», «Поэма Конца», цикл стихов «Стихи Пушкину», проза «Дом у старого Пимена», «Сказка матери»). Средств к существованию не было. Дочь Ариадна зарабатывала вязанием шапочек всего пять франков в день.
Из всех эмигрантских лет именно пражские оказались самыми светлыми, там у нее родился долгожданный сын Георгий. В семье его будут звать Муром.
Слайд №19.
Учитель: Тоска по России не давала покоя. В 1936 году Цветаева стала готовиться к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом за ней Сергей Яковлевич. Летом 1919 года Марина с Георгием вернулись в Россию. Казалось, счастье вернулось в семью Марины. Но, увы, арестованы муж и дочь.
Начинается Великая Отечественная война. Марина вместе с сыном эвакуируется в Чистополь, а затем в Елабугу. Отъединение сына, болезненно пережившего страшные беды, выпавшие на его долю, резко усугубляло одиночество Марины. Она безудержно продолжала работать: писала, но в основном занималась переводами.
У Марины не было больше Сергея: расстрелян в 1941 году. Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась…
Учитель: Краски жизни еще сильнее сгущались. Именно здесь, у последней черты Марина не выдержала. 31 августа 1941 года Марина Цветаева ушла из жизни, считая этот выбор единственно правильным: «ответ один – отказ».
Что, без страданий – жизнь поэта? И что, без бури – океан?
Марины Ивановны Цветаевой не стало, но творчество ее живет, живут стихи, проза, потому что это прекрасная поэзия, рожденная истинным талантом и вдохновением.
Пророчество сбылось. (Учитель читает первую строфу стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…»). Сейчас ее творчество изучают в школе, издают, пишут музыку на ее стихи. А самое главное - она имеет своего читателя, которого она не имела при жизни, о котором так мечтала. Для многих открытие Цветаевой началось с песен на ее стихи, которые прозвучали в кинофильме «Ирония судьбы, или С легким паром».
(Звучит песня на стихи Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…»)
Можно сразу сказать, о чем она писала. «Вся моя жизнь- роман с собственной душой». Заканчивая свой рассказ о судьбе М.Цветаевой, хочется вспомнить ее стихи. «Уж сколько их упало в бездну..», оно звучит нам, как завещание-напутствие.( Звучит песня).
Учитель: Ребята, Вам жить в 21 веке. Научитесь беречь своих поэтов! Поэт- редкий гость на земле. Поэту всегда трудно. Так помогите ему, когда он нуждается в этом.
IV.Итоги урока. Работа по подгруппам
№
Вопросы по теме
Ответы на вопросы
Современники
о М. Цветаевой
1.
Когда и где родилась М. Цветаева? Ее происхождение (кратко об отце и матери).
2.
Какое образование получила М. Цветаева? Как это отразилось на ее творчестве и судьбе?
3.
Как начинается поэтическая деятельность М. Цветаевой? В чем состоит особенность ранней лирики поэтессы? (Покажите на примере одного сборника).
4.
Какие сборники стихов опубликованы в начале 20-х годов? В чем состоит необычность этой лирики М.Цветаевой?
5.
По какой причине М. Цветаева покидает Россию в 1922 году и в течение 17 лет не может возвратиться к своим истокам? Расскажите историю любви и историю семьи М.Цветаевой и С. Эфрона.
6.
Как происходило возвращение М. Цветаевой на родину? Как приняла советская Россия этот приезд поэтессы?
V. Домашнее задание (дифференцированно): 1 группа- проанализировать понравившееся стихотворение М.И.Цветаевой; 2 группа - написать эссе на тему: «Мое открытие Цветаевой».
VI. Рефлексия. Самооценка учащихся. Выставление отметок учителем.