kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.В. ЛОМОНОСОВ. «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширение знаний учащихся о М.В. Ломоносове, создание условия для осмысления реформаторской деятельности в области русского языка и литературы; знакомство с жанром оды.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.В. ЛОМОНОСОВ. «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.».»

Тема: М.В. ЛОМОНОСОВ. «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.».

Цели урока:

1. Образовательная:

  • расширение знаний учащихся о М.В. Ломоносове, создание условия для осмысления реформаторской деятельности в области русского языка и литературы; знакомство с жанром оды.

2. Коррекционно-развивающие:

  • обогащение активного и пассивного словаря;

  • формирование навыка чтения поэтического текста, умения воспринимать и анализировать художественное произведение;

  • развитие монологической речи.

3. Воспитательная:

  • воспитание интереса к изучению жизни людей, внесших вклад в развитие науки, общества, гордости за Родину и достижения соотечественников;

  • развитие мотивации к изучению предмета.

Словарная работа: реформа; силлабическое стихосложение, женская рифма, цезура, вирши; силлабо-тоническое стихосложение, теория «трех штилей», ода.

Оборудование:  таблицы «Реформа стихосложения», теория «трех штилей», рабочие листы, портрет М.В. Ломоносова, учебники литературы 9 класс, I часть.

Ломоносов стоит впереди наших поэтов,

как вступление впереди книги.

Н.В. Гоголь

Ход урока

I. Организационный момент

II. Слово учителя. Сообщение темы и целей урока

Ребята, на прошлом уроке мы с вами закончили изучение большой темы. Как она звучит? (Древнерусская литература). Сегодня мы познакомимся с литературой 18 века.

Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины был Михаил Ломоносов.

- Ребята, а кто такой М. Ломоносов? (Выдающийся ученый 18 в.) 

На каких предметах вы говорили о Ломоносове? (На химии, физике, биологии, географии).

Цель урока: Сегодня на уроке мы будем говорить не только о Ломоносове-ученом, Ломоносове-поэте, но и о Ломоносове-реформаторе русского языка, стихосложения, о Ломоносове, которого В. Г. Белинский назвал «Петром Великим русской литературы».

В ходе урока мы с вами попытаемся доказать, насколько был прав

В. Г. Белинский, так высоко оценивший деятельность Ломоносова в области литературы и русского литературного языка. А также познакомимся с философской одой Михаила Васильевича «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»

Итак, тема нашего урока: М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.».


III. Выступления учащихся

Ребята подготовили небольшие сообщения о Ломоносове.

Сообщение 1. "Беломорский север – Родина Ломоносова"

Ломоносов родился 19 ноября 1711 г. на севере России, в деревне Мишанинской,в семье промысловика Василия Дорофеевича Ломоносова. Он владел собственным судном, под его началом была артель рыболовов. Детство Михаила прошло в труде, не только нелёгком, но часто и опасном. Вместе с отцом он совершал плавания по Белому морю. Приходилось бывать на Соловецких островах и доходить даже до Новой Земли. В этих походах закалялось мужество будущего учёного, развивались трудолюбие и выносливость.

Сообщение 2. "Детские годы М.В. Ломоносова, или Путь в науку"

Михаил Ломоносов рано обучился грамоте и чтению. Грамотные местные крестьяне привезли ему книги из Москвы, из которых он особенно полюбил славянскую грамматику Мелетия Смотрицкого, стихотворную Псалтырь Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого.В 19 лет Ломоносов пешком, без денег, уходит из родного дома за рыбным обозом – в Москву. Он жил всего на 90 копеек в месяц, ему было очень трудно, но несмотря ни на что он - сын рыбака - поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, в которой могли учиться только дети дворян. За хорошую учебу Ломоносова направляют вместе с другими лучшими учениками в Петербург, в Академию наук. В 1736 году за успехи в науке 3 ученика, в том числе и Ломоносов, были посланы в Германию, в город Марбург, – изучать горное дело и металлургию. Через 5 лет, в 1741 году Ломоносов возвращается на родину и сразу же начинает свою научную деятельность: занимается химией, физикой, металлургией, увлекается историей, теорией языка, искусством.

Проверка домашнего задания. Открытия Ломоносова в области физики, химии, прикладных наук».

Да, Ломоносов мог родиться только на севере. "Историк, механик, химик художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник…", - говорил о Ломоносове А.С. Пушкин.

- На дом было задано подготовить материал о научных открытиях Ломоносова. Назовём некоторые из них.

Примерные ответы учащихся.

Химия — создал химическую лабораторию. Нашёл рецепты цветных стёкол, мозаичной массы — смальты, основал мозаичную фабрику.

Искусство – В мастерской Ломоносова было создано 40 мозаик. До наших дней сохранилось 24 мозаики. Знаменитая мозаичная картина Ломоносова "Полтавская баталия". Портреты Елизаветы Петровны, дочери Петра I, и Екатерины Второй.

Физика — открытие закона сохранения материи и движения, теория теплоты, изучение атмосферного электричества.

Астрономия — Ломоносов открыл наличие атмосферы на Венере.

Метеорология — Ломоносов проводил систематические наблюдения погоды, создал различные варианты барометра.

География — Ломоносова считают одним из основоположников российской географии. Сделал попытку географического описания страны, руководил созданием «Российского атласа».

-Да, ребята, Ломоносов сделал великие открытия почти во всех областях науки. Увлечение одной наукой приводило его к  занятиям другой, смежной. Нужды Родины заставляли помора – академика быть в одно и то же время « и физиком, и лириком».

IV. Изучение нового материала.

1. Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. Реформа стихосложенияРабота по опорному конспекту.

Следующий этап урока – знакомство с реформаторской деятельностью Ломоносова в области русского языка и литературы.

- Что такое реформа?(преобразование)

У вас у каждого на столе лежат опорные конспекты, которые мы с вами начнем сейчас заполнять. Внимательно слушайте, и вы все сделаете правильно.

Начнем с реформы стихосложения.

- Что такое стихосложение? (написание стихотворений)

М.В.Ломоносов вошёл в историю литературы как реформатор русского стихосложения. Его предшественники и современники для создания своих стихов использовали силлабическое стихосложение(от греч. συλλαβή — слог), особенностью которого является равное количество слогов в рифмующихся строчках и обязательно с женской рифмой.

-Кто помнит определение женской рифмы?(Женская рифма — разновидность рифмы, при которой ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов.)

В таких стихах появляется цезура –пауза в середине стиха (//).

- Рассмотрим пример, представленный в таблице. Что такое вирши? Прочитаем его.

(Вирши – это в русском языке XVII–XVIII веков название всех стихов в противоположность прозе.)

- Как вы понимаете смысл четверостишия?

- Сейчас мы попытаемся на данном примере доказать, что данное четверостишие написано силлабическим способом стихосложения.

- Кто желает определить способ стихосложения данного отрывка? Мы с вами работаем в рабочих листах, а …. На интерактивной доске.

-Разделим стихи на слоги. Сколько слогов в первом стихе? Во втором… Напишите. - Какие стихи рифмуются? (1-2, 3-4). На какие слоги падает ударение в рифмующихся словах? (предпоследние). Какая это рифма? (женская).Прочитайте выразительно первую строфу. - Какой вывод можно сделать?


Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы.

Реформа стихосложения

1.Вирши петровской эпохи

О коль ве-ли-ю ра-ость // аз есмь об-ре-тох

Ку-пи-до Ве-не-ри-ну // ми-лость при-не-сох

Сол-целу-чисво-и // на мяспус-ти-ло

И злу пе-чаль// во ра-дость мне об-ра-ти-ло

Силлабическое (слоговое) стихосложение; равное число слогов в строке; цензура – пауза в середине; на предпоследнем слоге обязательное ударение; рифма связывает смежные строки

- Что мы с вами доказали? (Данная строфа составлена силлабическим способом стихосложения.)

Но силлабика чужда русскому языку. Поэтому М.В.Ломоносов, опираясь на работы Василия Кирилловича Тредиаковского, сделал переход от силлабческого (слогового)к силлабо-тоническому(от греч. syllabe — слог и tónos — ударение), (слогоударному) стихосложению. Главная особенность этого стихосложения - чередование ударных и безударных слогов. Этой системой стихосложения поэты пользуются до сих пор.

- Рассмотрим пример, представленный в таблице. Прочитаем его. Отличаются ли стихи по восприятию?

(Силлабические стихи виршей петровской эпохи тяжелые, сложно воспринимаются на слух, а строфы Ломоносова, написанные силлабо-тоническим способом стихосложения, подвижные, легкие, воздушные, украшенные перекрестными рифмами.)

Кто желает доказать, что перед нами силлабо-тонический способ стихосложения?

Задание: разделить вертикальной чертой стихи на слоги, поставить ударение в каждом слове.

- Разделите вертикальной чертой стихи на слоги. Поставьте ударение в каждом слове. Сколько ударных слогов в первом стихе? Сколько безударных? Запишите. Продолжите работу.

- Какой вывод можно сделать?(Перед нами пример силлабо-тонического стихосложения).

М. В. Ломоносов

Ночною темнотою

Покрылись небеса.

Все люди для покою

Сомкнули уж глаза.

Силлабо-тоническое (слогоударное) стихосложение.

Чередование ударных и безударных слогов (равное количество ударных и безударных слогов).

-В чем преимущество, достоинство силлабо-тонического стихосложения? Силлабо-тоническая система стихосложения дает простор для творчества поэтов, помогает сделать стихи более легкими, звучными, выразительными и более понятными.


2. Жанрово-стилевая реформа. Теория «трех штилей». Составление схем.

Следующей реформой Ломоносова была реформа в области литературного языка. Ломоносов видел, что русский язык в его время был сильно засорен как иностранными словами, так и устаревшими, церковнославянскими. Он поставил своей задачей очистить литературный язык от этих малопонятных слов, убрать их, сократить их употребление, приблизить язык к народному, разговорному языку.

Ломоносов разрабатывает теорию «трех штилей», в которой разделяет все жанры литературы на «высокие», «средние» и «низкие».


- Рассмотрим схему. Прочитайте, какие жанры Ломоносов относил к «высокому штилю», к «среднему» и к низкому»?

Три группы слов:

I (высокий штиль) II (средний штиль) III(низкий штиль)

Рука отверзаю(отворяю) пока, лишь

Слава взываю (зову) говорю

Ныне десница (рука) ручей

I – о делах важных, событиях значительных

II – научные сочинения, стихотворные послания к друзьям

III – комедии, песни, дружеские послания

Все слова в русском языке Ломоносов также разделил на несколько родов. Каких? Мы узнаем, прочитав отрывок статьи из учебника.

–Откройте учебники нас. 43 (послед. абзац.), начнем читать со сл. «Он разделил слова…».(По с. 44 (до слов «Каждому стилю соответствует…»)

- Сколько родов слов выделил Ломоносов? (3)

- К 1-му роду слов он относил слова …(Церковнославянские и русские слова)

Ко 2-ому роду слов- … (русские слова с небольшой примесью церковнославянских слов, книжные)

К 3-му роду - …( русские разговорные)

Ваша задача дополнить схему «Теория» трех штилей». Распределите роды слов по трем штилям. Мы продолжаем работу в опорных конспектах.

- Какой род слов мы можем отнести к высокому штилю? Запишите. ….

1. Церковнославянские и русские слова

2. Русские слова с небольшой примесью. церковнославянских слов.

3. Русские разговорные

- Следующее задание выполним устно. Распределите слова по штилям (высокому, среднему и низкому). Запомните, что средний штиль, в современном языке соответствует нейтральному стилю речи. К нему относятся общеупотребительные слова, понятные всем говорящим на языке.

Рука, братцы, письмо, попрыгунья, дерзайте, небо, небеса, глаза, очи.

- Сделайте вывод. В чем значение теории «трех штилей»?

Теория «трех штилей» имела демократический характер: она сократила употребление старославянских слов, приблизила литературный язык к разговорному, что сделало его доступным широкому кругу читателей.

3. Рассказ учителя о жанре оды.

С творчеством Ломоносова в литературу пришел жанр оды.Это любимый жанр Ломоносова.

Ода – стихотворное лирическое произведение.

- Что такое лирика? В оде поэт торжественным, величавым языком выражал чувства восхищения, восторга перед каким-либо значительным событием, выдающимся человеком или необыкновенным явлением природы.

Требования к оде:

- посвящалась важным предметам

- выражало восторженное чувство

- торжественный тон, близкий к ораторской речи

- лирический беспорядок, передающий взволнованность автора

- обязательные части: приступ, изложение, заключение

- язык должен быть украшен именами греческих и римских богов и героев.

- Посмотрите, к какому штилю относил оду Ломоносов? (к «высокому штилю»)

Оды Ломоносова были посвящены различным знаменательным событиям в жизни русского государства: восшествию на престол, победам в сражениях. Ломоносов писал и оды, посвященные религиозным и научным темам.

V. Чтение, анализ «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.».

(Начало работы над одой организуем вопросами о читательских впечатлениях. Далее предлагаем учащимся подобрать эпитеты, определяющие общую тональность повествования, его стиль (возвышенная, торжественная...), и объяснить свой выбор. Просим учеников найти строфы, которые с их точки зрения звучат наиболее торжественно, величаво).

- Почему ода, посвящённая Елизавете, звучит торжественно, когда речь идёт о Петре I? (Ярчайшая фигура российской истории. “Великий” — пример для подражания. Ломоносов славит Петра за то, что его деятельность способствовала возвышению России и развитию науки, техники, просвещения.)

“Ода на день восшествия…”. Отрывок из оды выразительно читает ученик.

Заранее подготовленный ученик

В ноябре 1741г, через 15 лет после смерти Петра, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя – Елизавета Петровна. С её именем связывали надежды на то, что она, как отец, продолжит создавать России славу – продолжит развивать науки, ремёсла, промышленность России. В это верил и Ломоносов.

На доске и в тетрадях записываются признаки высокого стиля: оканье, архаизмы, приемы ораторской речи.

- Особенность «Оды на день восшествия...» в том, что на первый взгляд эта ода — хвалебный гимн царице, но для Ломоносова главное — выразить свои заветные мечты. Какие? (Распространять просвещение в России, развивать науки, использовать богатства русской земли и так далее.)

1. Что вы понимаете под словом тишина? Почему “возлюбленная”?

2. Как относится автор к Петру I и Елизавете?

3. Каково отношение к науке у преемников Петра I?

4. Что поэт советует Елизавете?

5. В чём состояла насущная задача страны?

6. Как бы вы определили главную тему оды? (Восхваление мира как основы развития науки, техники, просвещения; эта тема сочетается с темой величия, богатства, непобедимости Родины.)

7. Попытайтесь определить художественные особенности оды, помня о том, что ода Ломоносова прежде печатания читалась вслух во время праздника:

а) ода строится как ораторское сочинение;

б) излюбленный приём — “вопрошение”, за которым следует ответ;

в) Ломоносов считал обращение великолепной, сильной, оживляющей фигурой;

г) поэт активно использует тропы: сравнения, метафоры, метонимии, особенно гиперболы

Учащиеся находят в тексте примеры :

усеченные формы слов (“лира восхищенна”, “главу венчанну”);

славянизмы (“хощет”, “тщание”);

инверсия (“где мерзлыми Борей крылами”);

особые орфоэпические нормы, подкрепленные рифмой (пространства – поддaнство, Индuя – Россия);

сравнения (“Лена, как Нил, народы напояет”);

эпитеты (в полях кровавых, пламенные звуки).

д) в речи много славянизмов, библеизмов;

е) размер: четырёхстопный ямб (Ломоносов считал, что ямбический размер, идя от безударности к ударению, “возносится вверх”, чем и вызывает впечатление “высокости и великолепия”).

Гоголь писал о Ломоносове: “Всю русскую землю озирает он от края до края, с какой светлой вершины, любуясь и не налюбуясь её беспредельностью”.

Перед нами программа деятельности монарха и общества, обращенная в будущее. Поэту важно призвать слушателя и читателя к активному участию в ее выполнении. Ломоносов воспевает силу и мощь российского государства.

VI. Итог урока

- А вот теперь, ребята, давайте с вами вспомним, какие же реформы были сделаны Ломоносовым и какими мы пользуемся до сих пор?

Стал реформатором стихосложения

- Какие виды стихосложения вы знаете? Чем они отличаются?

Создал "теорию трёх штилей".

- Что вы можете сказать о ней?

Разработал жанр оды.

- Дайте определение оды.

- Так прав был Белинский, назвавший Ломоносова « Петром Великим русской литературы»?Почему?(Да, он прав. Так же, как и Петр 1, он много сделал для развития России, стал первооткрывателем и в науке, и в литературе).

Практически все, что мы сейчас имеем в нашей русской литературе было создано Ломоносовым. И мы до сих пор пользуемся его трудами, не смотря на все современные достижения. Поэтому мы можем подтвердить, что слова Белинского действительно соответствуют истине. Великий критик В. Г. Белинский продолжил свое высказывание о Ломоносове такими словами: «На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало, что человек есть человек во всяком состоянии и что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями».

VII. Оценивание

Домашнее задание: Выучить записи в рабочих листах, подготовить выразительное чтение оды «Вечернее размышление…».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Отлик Ольга Викторовна

Дата: 13.10.2022

Номер свидетельства: 614887

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "М.В. Ломоносов «На день восшествия на престол императрицы  Елизаветы Петровны."
    ["seo_title"] => string(73) "mvlomonosovnadienvosshiestviianapriestolimpieratritsyielizavietypietrovny"
    ["file_id"] => string(6) "322657"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461654355"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе. "
    ["seo_title"] => string(70) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-litieraturie-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "224220"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438603757"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства