Просмотр содержимого документа
«Л. Н. Толстой. Повесть «Детство». Отношения между детьми и взрослыми.»
Урок 36
Повесть Л.Н. Толстого «Детство». Взаимоотношение детей и взрослых.
Здравствуйте!
Составьте синквейн к слову детство.
Спрашиваю нескольких учеников.
А вот как о детстве говорил Л.Н. Толстой: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».
Произведение какого писателя мы будем изучать сегодня на уроке? Л.Н. Толстого.
Как называется повесть Л.Н. Толстого? Детство.
Всегда ли дети понимают взрослых? Часто дети не могут понять поступков некоторых взрослых людей. Но и взрослые не всегда понимают детей.
Сформулируйте тему урока.
Запишите тему: Повесть Л.Н. Толстого «Детство». Взаимоотношение детей и взрослых.
Задачи урока:
1.Вспомнить биографию Л.Н. Толстого.
2.Познакомиться с главными героями повести.
3.Выяснить, как складывались отношения между детьми и взрослыми в семье главного героя.
Сегодня мы познакомимся с отрывками из повести, которая стала первым литературным трудом писателя. Когда повесть вышла в свет в 1852 г., она сразу сделала известным автора, которому тогда было 24 года. Как же Толстому удавалось так точно знать людей и верно их изображать? Ответ на этот вопрос кроется в биографии писателя.
Что вы помните о биографии Л.Н. Толстого?
Прочитайте статью о биографии Л.Н. Толстого т ответьте на вопросы:
1.Кем был отец писателя? Отец был участником Отечественной войны 1812 г.
2.Как называлось первое произведение, которое напечатали? «Детство».
3.Как зовут главного героя повести «Детство»? Николенька.
4.Что открыл Л.Н. Толстой в Ясной Поляне? Школу для крестьянских детей.
Современники Толстого высоко оценили повесть «Детство». Что же особенного было в этой автобиографической повести?
Прежде чем начнём читать произведение, познакомимся с главными героями.
Николенька – главный герой повести, мальчик двенадцати лет.
Володя – брат Николеньки.
Карл Иванович – немец, домашний учитель, гувернёр.
Николай – слуга в доме Иртеньевых.
Выдаю ученикам карточки с вопросами, ученики записывают ответы, работают на оценку в течение всего урока.
Прочитайте главу «Maman» и ответьте на вопросы:
1.Как звали сестру Николеньки? Любонька.
2.Кто вошёл в комнату и поздоровался? Карл Иванович.
3.Почему Карл Иванович носил шапочку? У него мёрзла лысая голова.
4.Что по мнению автора является «красотою лица»? Улыбка украшает лицо.
5.Какой язык мама Николеньки знала в совершенстве? Немецкий.
6.К кому отправила детей мама? Мама отправила детей к папе.
Прочитайте главу «Что за человек был мой отец?» и ответьте на вопросы:
1.Какие две страсти были в жизни отца? Женщины и карты.
2.Назовите положительные качества отца Николеньки. Общительный, в меру гордый, оригинальный, умел понравиться людям, одевался со вкусом, был чувствительным.
3.Как характеризует героя следующая фраза «Бог знает, были ли у него какие-нибудь нравственные убеждения?»? Сын намекает на то, что нравственных убеждений у отца не было.
4.О чём говорит умение отца один и тот же поступок «рассказать как самую милую шалость и низкую подлость»? Это был двуличный человек, он менял свои взгляды, когда ему это было удобно и выгодно.
5.Какое значение имеет название главы «Что за человек был мой отец?»? Это вопрос, на который герой так и не может ответить, он так и не определился, каким человеком был его отец. Прямой оценки отцу повествователь не даёт, но по общему тону понятно, что доверительных, близких отношений у отца с сыном не было.
Особую роль в жизни ребёнка играет его первый учитель. Учителем Николеньки был Карл Иванович. Что это был за человек? Чему он учил мальчика?
Прочитайте главу «Классы» и ответьте на вопросы:
1.Почему Николенька плакал? Мальчик был очень расстроен предстоящим расставанием.
2.Сколько Карл Иванович жил в хозяйском доме? 12 лет
3.На что жалуется Карл Иванович? Дети выросли, он больше не нужен, его выгоняют.
4.Как поступают родители Николеньки с Карлом Ивановичем, который 12 лет воспитывал их сына? Они эгоистичные неблагодарные люди.
5.Как вам кажется, почему Николенька сказал, что «почти одинаково» любит отца, и Карла Ивановича? Кого, по-вашему, он любит больше и почему? Николенька больше любит Карла Ивановича, но признаться в этом не может. Карл Иванович проводит всё своё свободное время с этим мальчиком, он заменяет ему отца.
6.Какой главный урок усвоил Николенька в последнюю встречу с Карлом Ивановичем? Самый страшный порок – это неблагодарность.
7.Кто поступил неблагодарно? В чём это выражалось? Родители Николеньки выгоняют пожилого человека на улицу, т.к. их сын вырос и больше не нуждается в учителе и воспитателе. О чувствах Карла Ивановича никто даже не думает, а ведь он привязался к этому ребёнку.
Кто больше всего любил Николеньку и хорошо понимал его? Его мама и Карл Иванович.
Почему Николенька не был близок с отцом? Отец мало проводил времени с ребёнком.
Какую роль в доме Иртеньевых играла мама главного героя? Она могла распоряжаться хозяйством, но главным был её муж. Карл Иванович говорит слуге, что мнение хозяйки дома никого не интересует.
Какие отношения у Николеньки были с мамой? Мама и сын любили друг друга и понимали.
Каким человеком ты станешь? Какие черты характера будут у тебя? Ответы на эти вопросы, по мнению Толстого, закладываются в детстве каждого из нас. Для автора это самая важная пора, вот почему он обращается к теме детства.
Карточки у учеников не забираю, потому что на следующем уроке мы продолжим в них работать.
Возвращаемся к задачам урока. Всё ли у вас получилось? Да.
Рефлексия.
Ответьте на вопросы:
1.Согласны ли вы с тем, что детство играет важную роль в жизни человека?
2.Как построить хорошие, доверительные отношения с ребёнком? Что для этого нужно делать?