kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения: "Изучение автобиографических повестей о детстве."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Написав первую часть трилогии «Детство» о становлении человеческой жизни, об особенностях взросления маленького мальчика из дворянской семьи, Л.Н. Толстой наряду с различными темами раскрыл в повести и проблему воспитания.

Проблема воспитания рассматривается Львом Николаевичем Толстым в совокупности с основными темами произведения: темой детства, формирования личности. Главный герой повести – автобиографический образ. Маленький мальчик Николенька Иртеньев, сын дворянина, получает типичное для того времени домашнее воспитание и образование. Воспитательные функции в доме даны не только родителям, но и учителям, специально нанятым для получения детьми начального образования: Мими (Марье Ивановне), Карлу Ивановичу. Весь облик матушки, говорящий о ее подлинной доброте и любви к людям, свидетельствует о теплой атмосфере взаимопонимания, царящей в доме. Эта атмосфера создана заботливой хозяйкой, которая одинаково со всеми ласкова и приветлива: Карлу Ивановичу, который подошел к матушке поздороваться в гостиную перед утренним чаем, она «подала руку… и поцеловала его в морщинистый висок», Николеньку «поцеловала в глаза». Особую прелесть женскому лицу матушки придает улыбка, которая согревает всех в доме своей теплотой: «Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе». Отец, типичный представитель дворянства девятнадцатого века, в воспитании детей был по необходимости строг, уравновешен, заботился об их образовании. Обладая гордостью, оригинальностью, светскостью, он стремился то же воспитывать и в своих сыновьях. Другие люди, с которыми жили и общались дети, также способствовали формированию личностей ребят. Требовательность, умение выделить самое главное в человеческих отношениях отличали Карла Ивановича, домашнего учителя мальчиков. Именно поэтому в памяти Николеньки Иртеньева сохранился эпизод, связанный с одним из уроков чистописания, когда после разговора с отцом мальчиков Карл Иванович продиктовал фразу о том, что самый тяжкий из пороков – неблагодарность. Своим отношением к людям, бескорыстной любовью и самопожертвованием воспитывала детей ключница Наталья Савишна. Она излучала добро, теплоту.

Таким образом, поставленная в повести Л.Н. Толстого «Детство» проблема воспитания решалась писателем по-разному: через характеристику героев, их поступков, анализ взаимоотношений между людьми в доме, где росли дети, через описание каких-либо бытовых ситуаций.

(2 вариант)

Толстой считает, что ребенок живет в душе каждого взрослого человека. Детское, наивное, чистое отношение к миру является для взрослого лакмусовой бумажкой, с помощью которой он может определить, где добро, а где зло, что истинно, а что ложно. Ребенок чувствует добро и несправедливость острее, чем взрослый. Более всего в ребенке Толстой ценит искренность, силу веры и потребность в любви. Именно эти качества делают из человека человека. Теряя эти качества, взрослый не может так легко, как это делает ребенок, обретать внутреннее спокойствие, гармонию с самим собой, разрешать противоречия.

Главный герой повети «Детство» Николай Иртеньев остро чувствует свои недостатки и слабости. Он недоволен собой, своим характером. Он все время замечает за собой дурное, осуждает себя и пытается исправиться. Герой повести рассердился на Наталью Савишну за то, что его заслуженно наказали, но не само наказание обидело мальчика, а то, что к нему обратилась с поучением и на «ты» служанка, что его достоинство унизил человек, который не является для него ровней. Няню своей матери, всю жизнь, всю любовь отдавшую этой семье, никогда не имевшую своей жизни, Николенька называет Натальей и вынашивает планы мести. Когда, заметившая его настрой Наталья Савишна извинилась перед ним и принесла ему подарки, мальчик плачет. Но если совсем недавно он плакал от злости, теперь он плачет от стыда. Ему стыдно за себя, за свою гордыню, свою несправедливость по отношению к другому человеку. Но, кроме стыда, это еще и слезы любви, переполняющей его, раскаяния, которое он чувствует.

Почти каждый эпизод в повести показывает, как воспитывался, формировался главный герой произведения. Он остро чувствует не только несправедливость, но и любовь по отношению к себе. Поэтому главное, что оказало влияние на характер главного героя, – это атмосфера, царящая в этом доме, атмосфера любви, заботы друг о друге. Единственный несчастливый человек в семье, с точки зрения маленького Иртеньева, – Карл Иваныч, и маленький герой стремится сделать его счастливее, он молится за него, хотя повесть начинается с обиды Николеньки на учителя: «Дай бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать». 1

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения: "Изучение автобиографических повестей о детстве."»

Изучение автобиографических повестей о детстве (Л.Н. Толстой «Детство», С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», А.Н. Толстой «Детство Никиты»)

Изучение автобиографических повестей о детстве

(Л.Н. Толстой «Детство»,

С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»,

А.Н. Толстой «Детство Никиты»)

Развитие жанра автобиографии в литературе Литературный жанр Характерные особенности Древняя Греция Произведения Биография Предмет повествования -реальное лицо, основа сюжета – жизнь персонажа от момента его рождения до смерти. Аристоксен Тарентейский – автор «Жизнеописаний мужей» (Пифагора, Архита, Платона). Плутарх «Параллельные жизнеописания»

Развитие жанра автобиографии в литературе

Литературный жанр

Характерные особенности

Древняя Греция

Произведения

Биография

Предмет повествования -реальное лицо, основа сюжета – жизнь персонажа от момента его рождения до смерти.

Аристоксен Тарентейский автор «Жизнеописаний мужей» (Пифагора, Архита, Платона).

Плутарх «Параллельные жизнеописания»

Средние века Средневековое житие В центре внимания эмоциональная сфера, психология человека. Древнерусская литература ( летописи, поучения ) Первые элементы биографического и автобиографического жанров. Агиография Аврелий Августин «Исповедь» Жизнеописание святого по определённым канонам. «Поучение Владимира Мономаха »  Светская биография Сказание о Борисе и Глебе  Рассказ о жизни человека, о его «земном» подвиге. Автобиография Нарушение канонов житийного жанра в области языка. Жизнь Ульянии Осоргиной «Житие протопопа Аввакума »

Средние века

Средневековое житие

В центре внимания эмоциональная сфера, психология человека.

Древнерусская литература ( летописи, поучения )

Первые элементы биографического и автобиографического жанров.

Агиография

Аврелий Августин «Исповедь»

Жизнеописание святого по определённым канонам.

«Поучение Владимира Мономаха »

Светская биография

Сказание о Борисе и Глебе

Рассказ о жизни человека, о его «земном» подвиге.

Автобиография

Нарушение канонов житийного жанра в области языка.

Жизнь Ульянии Осоргиной

«Житие протопопа Аввакума »

Мемуары и художественная автобиография Общее Различие На первый план выдвигаются не столько факты, сколько их эмоциональное и рациональное осмысление.  Мемуары полностью соответствуют правде факта, в автобиографии допускается вымысел. «Для того чтобы написать свои воспоминания, вовсе не нужно быть великим человеком или видавшим виды авантюристом, прославленным художником или государственным деятелем. Вполне достаточно быть просто человеком, у которого есть что рассказать и который может и хочет это сделать». (А.И. Герцен «Былое и думы»)

Мемуары и художественная автобиография

Общее

Различие

На первый план выдвигаются не столько факты, сколько их эмоциональное и рациональное осмысление.

Мемуары полностью соответствуют правде факта, в автобиографии допускается вымысел.

«Для того чтобы написать свои воспоминания, вовсе не нужно быть великим человеком или видавшим виды авантюристом, прославленным художником или государственным деятелем. Вполне достаточно быть просто человеком, у которого есть что рассказать и который может и хочет это сделать». (А.И. Герцен «Былое и думы»)

Какое место занимает изображение ребёнка в автобиографической литературе? Незначительные, эпизодичные упоминания о детских годах. Приключения Андрея Болотова , описанные самим им для своих потомков 1738–1793 Показ процесса социализации ребёнка.  Л.Н. Толстой «Детство», С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», А.Н. Толстой «Детство Никиты»

Какое место занимает изображение ребёнка в автобиографической литературе?

Незначительные, эпизодичные упоминания о детских годах.

Приключения Андрея Болотова , описанные самим им для своих потомков 1738–1793

Показ процесса социализации ребёнка.

Л.Н. Толстой «Детство»,

С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»,

А.Н. Толстой «Детство Никиты»

Формирование модели мира ребёнка личные усилия самого ребёнка «взрослая» культура «детская» культура

Формирование модели мира ребёнка

личные усилия самого ребёнка

«взрослая» культура

«детская» культура

Как воспитываются представители дворянского сословия? Чтение и анализ эпизодов:  Л.Н. Толстой «Детство», глава «Наталья Савишна». С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», глава «Первая весна в деревне»  А.Н. Толстой «Детство Никиты»,  глава «Клопик».

Как воспитываются представители

дворянского сословия?

Чтение и анализ эпизодов:

  • Л.Н. Толстой «Детство», глава «Наталья Савишна».
  • С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», глава «Первая весна в деревне»
  • А.Н. Толстой «Детство Никиты»,

глава «Клопик».

«Оказалось, что я никуда не годен: не умею ходить по вспаханной земле, не умею держать вожжи и править лошадью, не умею заставить её слушаться. Крестьянский мальчик шёл рядом со мной и смеялся. Мне было стыдно и досадно, я никогда уже не поминал об этом». «Как! Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты, и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» «Ты точно был крестьянский мальчик, который сроду ничего не видывал, кроме своей избы, и которого привели в господский двор». «Никита взял узду и, как его учили, завёл удила сбоку в рот и взнуздал».

«Оказалось, что я никуда не годен: не умею ходить по вспаханной земле, не умею держать вожжи и править лошадью, не умею заставить её слушаться. Крестьянский мальчик шёл рядом со мной и смеялся. Мне было стыдно и досадно, я никогда уже не поминал об этом».

«Как! Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты, и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»

«Ты точно был крестьянский мальчик, который сроду ничего не видывал, кроме своей избы, и которого привели в господский двор».

«Никита взял узду и, как его учили, завёл удила сбоку в рот и взнуздал».

Какое воздействие на душу ребёнка оказывают его отец и мать? Образ матери Ангел - маменька Образ отца Символ рыцарства, смелости и силы 9

Какое воздействие на душу ребёнка оказывают его отец и мать?

Образ матери

Ангел - маменька

Образ отца

Символ рыцарства, смелости и силы

9

В чём проявляется собственная интеллектуально-творческая деятельность дворянских детей? Общение с природой духовно обогащает ребёнка, являясь источником его душевного здоровья. видеоролик 9

В чём проявляется собственная интеллектуально-творческая деятельность дворянских детей?

Общение с природой духовно обогащает ребёнка,

являясь источником его душевного здоровья.

видеоролик

9

Как складываются отношения детей со сверстниками? Через какие испытания проводят авторы своих маленьких героев? Чёткое разделение игр по социальному признаку. (С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», глава «Багрово после Чурасова») Сближение дворянского ребёнка с детьми «низкого рода». (А.Н. Толстой«Детство Никиты» ) Испытание на прочность нравственных позиций.  (Л.Н. Толстой «Детство», глава «Ивины»)

Как складываются отношения детей со сверстниками? Через какие испытания проводят авторы своих маленьких героев?

Чёткое разделение игр по социальному признаку.

(С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», глава «Багрово после Чурасова»)

Сближение дворянского ребёнка с детьми «низкого рода».

(А.Н. Толстой«Детство Никиты» )

Испытание на прочность нравственных позиций.

(Л.Н. Толстой «Детство», глава «Ивины»)

Домашнее задание: написать сочинение на тему «Один день из жизни Николеньки Иртеньева (Серёжи Багрова или Никиты).

Домашнее задание: написать сочинение на тему «Один день из жизни Николеньки Иртеньева (Серёжи Багрова или Никиты).

Интернет-ресурсы : http://www.aksakov.info/img/biograf12.jpg детские года Багрова-внука http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers//1001676842.jpg детские года Багрова-внука http://read.ru/images/booksillustrations/39305.jpg детство Никиты http://webstarco.narod.ru/20vek/big/image/kustodiev10.jpg Кустодиев Б.М . Мальчик с мишкой. http://photo.i.ua/js/get_photo/3673485/2/0/700/568/2/?scode=-831140924 мальчик с лягушкой http://s004.radikal.ru/i205/1009/0a/35146cbed688.jpg ребенок с кроликом http://s58.radikal.ru/i159/1006/c3/7a46a21cdc05t.jpg дети http://www.sky-wallpaper.com/uploads/2010-05/beautiful-abstract-wallpaper/1273452629-XANZ41I.jpg фон http://i921.photobucket.com/albums/ad60/elenka_knigolub/Detstvo_Nikity/DSC00032.jpg детство Никиты http://i921.photobucket.com/albums/ad60/elenka_knigolub/Detstvo_Nikity/DSC00030.jpg детство Никиты http://image005.mylivepage.ru/chunk5/332876/2282/%D0%94%D0%B5%D1%82%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B5.%201882.jpg рыбалка http://redbow.ru/d/148279/d/23495601_7.jpg дворяне http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MH900430420.jpg розы Картина Анны Мухиной «Мой роднуля» - слайд 10 http://sweetmenu.ru/images/articles/interesnoe/Patterns/floral-design.jpg орнамент

Интернет-ресурсы :

http://www.aksakov.info/img/biograf12.jpg детские года Багрова-внука

http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers//1001676842.jpg детские года Багрова-внука

http://read.ru/images/booksillustrations/39305.jpg детство Никиты

http://webstarco.narod.ru/20vek/big/image/kustodiev10.jpg Кустодиев Б.М . Мальчик с мишкой.

http://photo.i.ua/js/get_photo/3673485/2/0/700/568/2/?scode=-831140924 мальчик с лягушкой

http://s004.radikal.ru/i205/1009/0a/35146cbed688.jpg ребенок с кроликом

http://s58.radikal.ru/i159/1006/c3/7a46a21cdc05t.jpg дети

http://www.sky-wallpaper.com/uploads/2010-05/beautiful-abstract-wallpaper/1273452629-XANZ41I.jpg фон

http://i921.photobucket.com/albums/ad60/elenka_knigolub/Detstvo_Nikity/DSC00032.jpg детство Никиты

http://i921.photobucket.com/albums/ad60/elenka_knigolub/Detstvo_Nikity/DSC00030.jpg детство Никиты

http://image005.mylivepage.ru/chunk5/332876/2282/%D0%94%D0%B5%D1%82%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B5.%201882.jpg рыбалка

http://redbow.ru/d/148279/d/23495601_7.jpg дворяне

http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MH900430420.jpg розы

Картина Анны Мухиной «Мой роднуля» - слайд 10

http://sweetmenu.ru/images/articles/interesnoe/Patterns/floral-design.jpg орнамент


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок внеклассного чтения: "Изучение автобиографических повестей о детстве."

Автор: Жлобицкая Ирина Владимировна

Дата: 08.01.2016

Номер свидетельства: 273681


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства