Приёмы: прогнозирование, составление кластера, «Толстые и тонкие вопросы», синквейн, чтение с остановками.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Ход урока:
Огрмомент.
Психологический настрой.
- Я очень люблю уроки литературного чтения, а вы любите их?
- За что вы любите уроки литературного чтения?
- Ребята, а что вы хотите получить от сегодняшнего урока? Начинайте свой ответ с этих слов:
«Сегодня на уроке мне хотелось бы…»
А чтобы у нас все получилось на уроке, что нам необходимо:
Мы с вами нацелим себя на серьёзную работу. Пусть у нас все получится.
Проверка домашнего задания.
- Какое произведение мы изучали на прошлом уроке?
- Какое было домашнее задание? ( Прочитать текст и написать синквейн на тему «Добро».
- О чем рассказ «Рогатый ягнёнок»?
- Какова главная мысль рассказа?
- прочитайте свои синквейны на тему: «Добро»
4. Актуализация знаний.
1) - Как называется раздел, по которому мы работаем? ( Золотая душа)
- Как вы понимаете это выражение? ( Человек, который совершает добрые дела, хорошие поступки, у которого золотое сердце)
2) - Ребята, сегодня на уроке познакомимся с рассказом «Верблюд и мальчик». Автор этого произведения Тангрыкулиев – туркменский писатель. (слайд 1)
- Можете ли вы предположить по названию, о чем пойдет речь? Где могут происходить действия?
- А что вы знаете о верблюде? Какой он? (запись слов на ватмане)
3) Теперь, чтобы проверить наши предположения надо прочитать рассказ. Откройте учебники на странице 140.
5. Словарная работа.
В тексте могут встретиться такие слова, значение которых надо объяснить.
А) Что такое вязанки? (слайд 2)
Вязанки- это связка дров. Ребята, обратите внимание, где дано значение этого слова у вас в учебнике? (в сносках)
Б) Кто знает, что такое саксаул? Посмотрите в сносках. Стр 141 (слайд 3)
Саксаул- вид дерева, которое растет в полупустыне. (слайд 4)
В) Такыр- твердая, ровная земля, где по весне собираются вешние воды. (слайд 5)
Г) Коварный – таящий угрозу, внешне дружелюбный или безопасный
Д) Что такое трясина? (слайд6)
Трясина – зыбкое болотистое место.
Кибитка- дорожная повозка (слайд 7)
А теперь мы готовы прочитать рассказ
6. Изучение новой темы.
1. 1 часть (читаем учитель)
А) чтение 1 абзаца.
- Что обозначает Байыр?
Б) Чтение 2 абзаца
- Почему верблюду перестали давать? От чего он затосковал? Как это характеризует Байыра? (любит работать) на ватмане
В) Чтение 3 абзаца до слов « полататься».
- Что вы узнали о мальчике из этого отрывка? Какой мальчик?
(добрый)
Прикрепить
А какой верблюд?
(добрый)
Записать
Г) Чтение до слов «помогал людям»
- Когда верблюд снова почувствовал, что нужен людям? Кто ему помог?
Д) Озаглавьте 1 часть
2 часть (читают дети)
А) Чтение до слов « в зенит»
- О каком качестве мальчика вы узнали из этого отрывка?
( трудолюбивый - прикрепить)
Б) Чтение до слов «потянул к себе»
- Почему Байыр не пускал мальчика вперёд? О чём это говорит? ( Инстинкт самосохранения подсказывал Байыру, что дальше идти нельзя)
В) чтение до слов « не обратил на это внимания».
- Что может произойти с мальчиком?
Г) Чтение до слов « от странного места»
- Что проявил верблюд? ( ум, смелость)
( умный, смелый – дописать)
Д) Чтение до слов «не двигался»
- Почему верблюд не двигался, что ему грозило?
Е) Чтение до слов «побежал к дому»
- Какие чувства пережил мальчик, когда верблюд попал в трясину?
- Почему мальчик подложил ветки верблюду под живот?
Посмотрите на иллюстрацию.
( Чтобы ветки помогли верблюду продержаться дольше, не утонуть)
Как это характеризует Мурада? ( слабый, смелый - прикрепить)
Ж) озаглавить 3 часть
Релаксация для глаз.
Чтение 3 части самостоятельно про себя.
- Что двигало мальчиком, когда он добирался до дома? ( любовь к верблюду, сила воли, решительность) – прикрепить
- Найдите и прочитайте отрывок, где говорится о том, с какими трудностями мальчик добирался.
- Чем закончилась эта история?
7. Закрепление.
А) Как вели себя герои рассказа в трудный час? ( герои рассказа в трудный момент не растерялись и помогли друг другу, не смотря ни на что)
Б) Ребята, давайте прочитаем наши кластеры о мальчике, о верблюде.
Можно ли сказать, что у Мурада золотая душа?
В) – Чему учит этот рассказ) ( Не бросать друзей в беде)
4. Ребята, какая из этих пословиц отражает тему и главную мысль рассказа? (слайд 8)
Старый друг лучше новых двух.
Дружба крепче не лестью, а правдой и честью.
Друг познается в беде.
Маленькая дружба лучше большой ссоры.
5.- Какие рассказы о дружбе людей с животными вы знаете? ( «Тема и Жучка» Гарин- Михайловский, «Почему» Осеева Валентина)
8. Работа в группах. (слайд 9)
- Ребята, скажите, какие символы изображены на экране?
Ваша задача, придумать свой символ и рассказать о нём.
Работаем в группах.
Защита постеров.
- Какие пословицы о дружбе вы знаете?
9. Рефлексия.
Выберите и продолжите любое предложение. ( слайд 10)
На уроке я сегодня узнал…
Мне захотелось…
Мне понравилось на уроке…
Дерево дружбы.
Ребята, давайте это дерево преобразим в Дерево Дружбы. А для этого на стикерах напишите, что означает для вас слова «дружба», или «дружить», а затем прикрепить к дереву.
Вот и «расцвело» наше дерево, ребята, наше Дерево Дружбы. (Прочитать 3-4 стикера)
Будьте добрыми, отзывчивыми.
Дорожите дружбой.
Ведь приносят счастье добрые дела.
10. Итог урока.
- На этом наш урок закончен.
11. Оценивание.
12. Домашнее задание.
Стр 140-143 читать выразительно и найти в словаре значение слова «рыцарь» для следующего урока.