kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Крымские мотивы в творчестве А. С. Пушкина

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В ходе данного урока учащиеся знакомятся с Южным периодом жизни А.С. Пушкина, интересными фактами биографии и историей рождения элегии "Погасло дневное светило" и стихотворения "Фонтану Бахчисарайского дворца".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Крымские мотивы в творчестве А. С. Пушкина»

Крымские мотивы в творчестве А. С.Пушкина.

Цель: знакомство учащихся с Южным периодом жизни Пушкина, осознание ими влияния, оказанного Крымом на творчество писателя; воспитание любви к родному краю; формирование умения видеть взаимосвязь литературного и музыкального произведений.

Оборудование: автопортрет Пушкина1820 г., портрет генерала Раевского, карта путешествий поэта, фотоальбом "Пушкин в Крыму", фоно запись романса А. Власова на стихи Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца»

Эпиграфы к уроку:

...почему полуденный берег и Бахчисарай имеют для меня прелесть неизъяснимую? Отчего так сильно во мне желание вновь посетить места, оставленные мной с таким равнодушием?

Из письма к Дельвигу.1824г.

Кто видел край, где роскошью природы

Оживлены дубравы и луга.

Где весело шумят и блещут воды

И мирные ласкают берета.;

Где на холмы под лавровые своды

Не смеют лечь угрюмые снега?

"Кто видел край...» 1821г.


Словарная работа:

Элегия - лирическое стихотворение, проникнутое грустью.

Гряда - вереница облаков.

Мирт - род вечнозеленых растений и кустарников.

Нега (устар.)- блаженство, приятное состояние.

Ход урока:

I. ОРГМОМЕНТ

II. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

В 1820 году всего несколько недель провел Пушкин в "благословенной Тавриде", и с тех пор Крым не просто Крым, а Пушкинский" Крым, "священный край"» почти единственное место, где поэт был счастлив. Это ощущение счастья и поэтического восторга, покоя и радости возникает в произведениях Пушкина о Крыме. Сегодняшний наш разговор - о невидимой, но осязаемой взаимосвязи великого русского поэта и места, столь близкого нашему сердцу (запись темы, эпиграфа),


III.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ


-Какие обстоятельства послужили причиной изгнания Пушкина из Петербурга?

(Его вынужденное путешествие на юг было следствием монаршей немилости. До правительства дошли сведения о дерзких стихах и эпиграммах поэта на политические темы. Поэту грозила исправительная ссылка в Сибирь или Соловецкий монастырь. Но он сам явился к столичному генерал-губернатору Милорадовичу и добровольно "выдал" тексты запрещенных стихотворений. Благодаря этому (а также заступничеству Карамзина) весной 1820года Пушкин отбыл в "мягкую" воспитательную ссылку на юг, в Кишинев, под начало добросердечного генерала Инзова.)


IV.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

Ученик- Пушкин:


«Приехав в Екатеринославль, я соскучился, поехал кататься по Днепру, выкупался, схватил горячку. Генерал Раевский, который ехал на Кавказ, …нашел меня в бреду, без лекаря, за кружкою оледенелого лимонада...»

(из письма брату 1820г.)

Ученик: Н.Н..Раевский, легендарный герой войны 1812 года, нашел коллежского секретаря Пушкина в покосившейся хатенке на деревянной скамье в жалчайшем состоянии. При виде вошедших тот заплакал…

Раевский выхлопотал отпуск и увез поэта на Кавказ, а оттуда в Крым.

(Карта путешествий)

Юный Пушкин неожиданно для себя вновь оказался в дружеской обстановке и был счастлив необыкновенно. Минуты, проведенные с семейством Раевских в то время, он назовет потом счастливейшими минутами своей жизни.


Ученик: Знакомство с Крымом 15 марта началось с Керчи. Керчь привлекала Пушкина своим историческим прошлым, однако раскопки здесь только начались, и знаменитые керченские древности еще ждали своих открывателей. Может, поэтому Керчь ничего не сказала поэтическому воображению поэта: "Воображение мое спало, хоть бы одно чувство, нет! "

В Феодосии в распоряжение Раевского было предоставлено парусное сторожевое судно. Памятную для себя ночь провел на нем юный поэт. Перед мысленным его взором во время этого плавания проходит картина всей жизни…


(автопортрет 1820г.) Сейчас ему 21, но он уже изгнанник. Впрочем, ему нравится чувствовать себя "охлажденным" и "разочарованным": в воздухе витает дух Байрона, а Пушкин в это время им увлечен. ("...рано в бурях отцвела моя потерянная младость" - это строчки из написанной здесь же, на корабле элегии.)

2 года, проведенные, в Петербурге после окончания Лицея были временем первых литературных успехов, известность его росла, но ведь они были и временем любви:


Но прежних сердца ран,

глубоких ран любви ничто не излечило - вертятся в голове

строки будущей элегии.

Действительно, на юг везет он с собой тайну большой и мучительной любви. Предполагается, что предметом ее была Мария Аркадьевна Голицина, вышедшая замуж за князя Голицына за 3 дня до высылки поэта.

Погруженный в воспоминания Пушкин приближается на корабле к незнакомому берегу....


Ученик-Пушкин:


"Корабль остановился в виду Юрзуфа. Проснувшись, увидел я картину пленительную: разноцветные горы сияли, плоские кровли хижин татарских издали казались ульями, прикрепленными к горам; тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ними; справа огромный Аю-Даг... и кругом это синее, чистое небо, и блеск, и воздух полуденный"


(во время чтения учитель демонстрирует слайды с видами Гурзуфа)


Учитель: Здесь для Пушкина начинается новый период жизни, который он назовет потом «счастливейшими минутами жизни»: купался в море, объедался виноградом, привык к полуденной природе и наслаждался ею, любил, проснувшись ночью, слушать шум моря и заслушивался целые часы. Здесь впервые забывает о том, что он находится в изгнании.

Три счастливые недели провел Пушкин среди дружеского семейства Раевских в Гурзуфе, но в начале сентября настал момент расставания с милым раем. Отголоски этого - в элегии "'Редеет облаков летучая гряда".

Выразительное чтение элегии заранее подготовившимся учеником

АНАЛИЗ ЭЛЕГИИ:

-Излюбленный прием пушкинской лирики - обращение. К кому или к чему обращается он, какими эпитетами при этом пользуется?

(Это давний собеседник "знакомое светило", которому доверяются самые сокровенные мысли)


- Пушкин обращается к столь любимому поэтами-романтиками жанру как элегия. Заглянем в словарь:

Элегия - лирическое стихотворение, проникнутое грустью.

чем грустит автор?

(О блаженстве, прошлого)


-Каким было это блаженство? Как описана «мирная страна, где все для сердца мило»?

-Что делает пушкинский пейзаж узнаваемым для нас, крымчан? Почему мы не можем его спутать ни с каким другим? (словарная работа)


-Если бы вам пришлось пересказать содержание элегии, на какие 2 композиционные и смысловые части пришлось бы его поделить?

  1. часть- состояние печали, тоски из-за неизбежного расставания с любимым
    краем (назвать выразительные средства языка, помогающие передать это состояние)

  2. часть- воспоминание о состоянии сладостной неги, испытанном в Гурзуфе.

-Как вы думаете, почему Пушкин отказывается от столь любимых им в ту пору архаизмов?

(Нет нужды в торжественности тона. Все должно быть просто и непосредственно, идти от сердца.)

Даже сами звуки произносимых слов способствуют тому, чтобы в вашем воображении возникла тихая ночь и холмистые равнины, озаренные светом одинокой звезды. Как случилось, что поэт не только вызвал в вашем воображении пленительные картины южной природы, но и самими звуками речи создал впечатление мягкого звездного сияния и ночного спокойствия? Откуда это?

Музыкальная сторона стихотворного произведения существует, и ею пренебрегать не следует. Поэт, повинуясь врожденному чувству, подбирает нужные ему звуки. Как иначе объяснить, что в хорошем стихотворении нет резких, чуждых звуков, нарушающих общую музыкальность?

-Какой согласный чаще всего встречается в каждой строке?

(«Л» придает звучанию особую плавность: «И. сладостно шумят полуденные волны»)

Последняя строчка долгое время была загадкой для исследователей. Какую девушку имеет здесь в виду поэт? Что за звезда, которую называет она своим именем? Казалось бесспорным, что речь идет о Венере, ярко горящей на небе. Но как согласовать, что у девушки и у звезды одно имя?

Разгадке помогла та самая звезда, о которой говорил Александр Сергеевич. Доискались, что в далекой старине, в средние века, планету Венеру называли "звездой Марии"'. Значит, девушка-Мария Раевская?!

Ученик: Нужно возвращаться в. Кишинев, на новое место ссылки. Оставшиеся дни решено было использовать для осмотра Южного Берега, Георгиевского монастыря на мысе Фиолент и Бахчисарая. Пушкин в сопровождении генерала Раевского и его сына выехал верхом из Гурзуфа. По дороге, вспомнилось услышанное еще в Петербурге предание о любви хана Гирея к польской княжне Марии Потоцкой.

И вот свершилось:

Покинув север наконец,

Пиры, надолго, забывая,-

Я посетил. Бахчисарая.

В забвенье дремлющий дворец.


Последний хан Гирей покинул его 37 лет назад, захватив с собой почти все, что было в нем ценного. Потом Потемкин отделал здание к приезду Екатерины Второй. И все же от него веяло стариной…Каким было впечатление от увиденного? Пушкин испытал острое разочарование.

Ученик-Пушкин:


"Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан, из заржавелой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. Н.Н. почти насильно отвел, меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище. Но не тем в то время сердце полно было: лихорадка меня мучила..."

Учитель: Он тихо положил, в чашку фонтана розы в память о романтической истории, а спустя годы появится маленький романтический шедевр, воспоминание о пережитом когда-то впечатлении:

Ученик читает наизусть стихотворение "Фонтану Бахчисарайского дворца"'


Учитель:

Автор романса, который вы сейчас услышите, никогда не был в. Бахчисарае, не видел знаменитого фонтана, но творение Пушкина настолько заворожило, что композитор А.Власов под влиянием шедевра поэтического создал тоже шедевр, но уже музыкальный. Впрочем, есть здесь одно несоответствие… Послушайте

(звучит романс)

-Какому музыкальному инструменту отдает предпочтение автор? Какой инструмент солирует в проигрыше?

-Как вы думаете, зачем, композитор использует звучание арфы?

(Впечатление такое, то воды много. Власов слишком буквально понял слова Пушкина:

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

Журчи, журчи свою мне быль...

-А как выглядит фонтан на самом деле? Почему он так необычен?

Учитель: "Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии," - сказал другой великий поэт. Подобная ситуация произошла у Пушкина в отношениях с Крымом. Здесь поэт не напишет практически ничего, он лишь будет собирать впечатления, вынашивать замыслы («...здесь, в Крыму колыбель моего «Онегина»), а на бумагу эти впечатления выплеснутся позже, когда Александр Сергеевич покинет "благословенную Тавриду".

Он мысленно снова и снова будет возвращаться сюда, на то место, где был счастлив:

«Почему полуденный берег и Бахчисарай имеют для меня прелесть неизъяснимую? Отчего так сильно во мне желание посетить места, оставленные мной с таким равнодушием?» (эпиграф)


Столь желанное возвращение в Крым не состоится уже никогда. Летом 1824г. такая возможность вроде бы представится, но Екатерина Ксаверьевна Воронцова, тайная и страстная влюбленность Пушкина в тот период, отправится сюда уже без него: поэт не сможет находиться среди гостей ее мужа, ненавидевшего поэзию вообще и Пушкина в частности. Но об этом разговор еще впереди, когда мы будем говорить о "Воронцовском цикле"', о любовной лирике.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:


Южные поэмы Пушкина "Цыганы", "Бахчисарайский фонтан" (читать) Ответить на вопросы:

-Как связаны поэма "Бахчисарайский фонтан"' и стихотворение "Фонтану Бахчисарайского дворца"?

-Каким вспомнился дворец поэту спустя 2 года? (ведь поэма писалась "по памяти")

-Как лирический герой объясняет свое равнодушие к историческому памятнику в то время?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Крымские мотивы в творчестве А. С. Пушкина

Автор: Кузьменко Ирина Викторовна

Дата: 24.02.2015

Номер свидетельства: 178219

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "научно-исследовательская работа посвященная А.С.Пушкину и  М.Ю.Лермонтову"
    ["seo_title"] => string(74) "nauchnoissliedovatielskaiarabotaposviashchiennaiaaspushkinuimiuliermontovu"
    ["file_id"] => string(6) "269731"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450893504"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "научно-исследовательская работа посвященная к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова"
    ["seo_title"] => string(91) "nauchnoissliedovatielskaiarabotaposviashchiennaiak200lietiiusodniarozhdieniiamiuliermontova"
    ["file_id"] => string(6) "269729"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450893297"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства