kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Константин Ушинский "Четыре желания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с творчеством К. Д. Ушинского, рассказом «Четыре желания».

Задачи:

1)формировать умение работать с текстом.

2) совершенствовать навыки выразительного чтения и скорочтения.

3) развивать устную речь.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем,

Урок чтения начнем.

II. Объявление темы и целей урока.

Страну чудес откроем мы,
И встретимся с героями
В строчках,
На листочках,
Где станции на точках.
(Книга)

– Хорошая книга – это праздник, это радость для детей и взрослых.

Сегодня у нас на выставке книги стихов о временах года. Посмотрите, сколько их.

III. Изучение нового материала.

· Беседа.

– Рассмотрите иллюстрации. Определите время года на каждой из них. Что помогло найти правильный ответ? (Дети называют признаки времен года.)

-Какая тема нашего урока?

– Послушайте, сколько их.

ВРЕМЕНА ГОДА

Придумала мать дочерям имена:

Вот – Лето и Осень. Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса.

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло – все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды –

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

А. Кузнецова

– От чего зависит смена времен года? Отгадайте загадку:

Что весь мир обогревает

И усталости не знает?

Улыбается в оконце,

И зовут его все…

(Солнце.)

– За год солнце делает широкий круг по небу. Какую работу выполняет солнце зимой?

Зимой у солнца дел немало –

Укрыть всю землю одеялом,

Убрать под лед озера.

– Какие заботы у солнца летом?

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает.

– Чем отличается работа солнца весной и осенью?

Весной:

Тает снежок,

Раскрылись почки,

Деревья одеваются

В зеленые листочки.

Осенью:

Листья сыплются дождем,

Деревья раздеваются,

Птицы улетают,

Дождик моросит.

· Инсценировка.

– Сейчас я хочу, чтобы вы посмотрели инсценировку и определили, какое время года главное.

ГЛАВНОЕ ВРЕМЯ ГОДА

Ведущий. Поспорили ребята, какое время года главное?

Саня. Лето! Летом созревают вишня, малина, клубника. Значит, лето и главное.

Коля. Осень – главное время года! Осенью все с огородов убирают.

Марина. Осенью на зиму все заготавливают! И елка зимой. И Новый год зимой. Зима – главное время года!

Ведущий. Спорили, спорили, решили к дяде Васе пойти: он комбайнер, он все знает.

Все (хором). Дядя Вася, какое самое главное время года?

Ведущий. Подумал комбайнер и говорит:

Дядя Вася. Летом и осенью земля работает, трудится – урожай дает людям. Зимой отдыхает земля, спит. А весной зерна всходы дают. Яблони, вишни цветут. Весна – жизни начало.

Ведущий. Выслушали ребята и в один голос решили:

Все (хором). Весна и есть самое главное время года!

(По Ю. Щербакову.)

– О чем спорили ребята?

– Как вы считаете, какое время года главное? (Высказывания детей.)

· Работа с пословицами.

– Прочитайте пословицы.

· Что летом родится, то зимой пригодится.

· Осень велика, зима долга.

· Красна весна, да голодна.

· Весенний день год кормит.

– Попробуйте объяснить смысл пословиц.

– Определить самое главное время года очень трудно, а вот назвать любимое время года легко? (Ответы детей.)

Физ.минутка

· Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания».

У каждого человека есть желание. Он о чём-нибудь мечтает.

- Какие желания есть у вас?

- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением К.Д.Ушинского «Четыре желания».

Константин Дмитриевич Ушинский знаменитый русский педагог. Он жил очень давно в 19 веке. Он написал много книг, которые и сегодня не потеряли своей важности и популярности. Писал не только для взрослых, но и для детей.

 · Беседа до чтения.

- Как вы думаете, о чём этот рассказ?

- О каких желаниях может идти речь в рассказе?

– Давайте прочитаем рассказ и проверим свои предположения.

· Первичное чтение.

ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ

Митя катался на саночках с ледяной горы, на коньках по замерзшей речке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:

– Ух как весело зимой! Я хотел бы, чтобы все зима была.

– Запиши твое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.

Остановка:

- Какие ещё желания мог записать Митя в записную книжку?

- Как вы думаете, а что будет дальше?

- Чем может закончиться этот рассказ?

- Придумайте конец рассказа.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

– Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всегда была весна!

Опять отец вынул книжку и попросил Митю записать свое желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набирал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы сделал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

– Осень лучше всех времен года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.м

Просмотр содержимого документа
«Константин Ушинский "Четыре желания"»

Конспект урока по литературному чтению

К. Д. УШИНСКИЙ. «ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ»

Цели: познакомить с творчеством К. Д. Ушинского, рассказом «Четыре желания».

Задачи:

1)формировать умение работать с текстом.

2) совершенствовать навыки выразительного чтения и скорочтения.

3) развивать устную речь.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем,

Урок чтения начнем.

II. Объявление темы и целей урока.

Страну чудес откроем мы,
И встретимся с героями
В строчках,
На листочках,
Где станции на точках.
(Книга)

– Хорошая книга – это праздник, это радость для детей и взрослых.

Сегодня у нас на выставке книги стихов о временах года. Посмотрите, сколько их.

III. Изучение нового материала.

 Беседа.

– Рассмотрите иллюстрации. Определите время года на каждой из них. Что помогло найти правильный ответ? (Дети называют признаки времен года.)

-Какая тема нашего урока?

– Послушайте, сколько их.

ВРЕМЕНА ГОДА

Придумала мать дочерям имена:

Вот – Лето и Осень. Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса.

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло – все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды –

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

А. Кузнецова

– От чего зависит смена времен года? Отгадайте загадку:

Что весь мир обогревает

И усталости не знает?

Улыбается в оконце,

И зовут его все…

(Солнце.)

– За год солнце делает широкий круг по небу. Какую работу выполняет солнце зимой?

Зимой у солнца дел немало –

Укрыть всю землю одеялом,

Убрать под лед озера.

– Какие заботы у солнца летом?

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает.

– Чем отличается работа солнца весной и осенью?

Весной:

Тает снежок,

Раскрылись почки,

Деревья одеваются

В зеленые листочки.



Осенью:

Листья сыплются дождем,

Деревья раздеваются,

Птицы улетают,

Дождик моросит.

 Инсценировка.

– Сейчас я хочу, чтобы вы посмотрели инсценировку и определили, какое время года главное.

ГЛАВНОЕ ВРЕМЯ ГОДА

Ведущий. Поспорили ребята, какое время года главное?

Саня. Лето! Летом созревают вишня, малина, клубника. Значит, лето и главное.

Коля. Осень – главное время года! Осенью все с огородов убирают.

Марина. Осенью на зиму все заготавливают! И елка зимой. И Новый год зимой. Зима – главное время года!

Ведущий. Спорили, спорили, решили к дяде Васе пойти: он комбайнер, он все знает.

Все (хором). Дядя Вася, какое самое главное время года?

Ведущий. Подумал комбайнер и говорит:

Дядя Вася. Летом и осенью земля работает, трудится – урожай дает людям. Зимой отдыхает земля, спит. А весной зерна всходы дают. Яблони, вишни цветут. Весна – жизни начало.

Ведущий. Выслушали ребята и в один голос решили:

Все (хором). Весна и есть самое главное время года!

(По Ю. Щербакову.)

– О чем спорили ребята?

– Как вы считаете, какое время года главное? (Высказывания детей.)

 Работа с пословицами.

– Прочитайте пословицы.

 Что летом родится, то зимой пригодится.

 Осень велика, зима долга.

 Красна весна, да голодна.

 Весенний день год кормит.



– Попробуйте объяснить смысл пословиц.

– Определить самое главное время года очень трудно, а вот назвать любимое время года легко? (Ответы детей.)

Физ.минутка

 Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания».

У каждого человека есть желание. Он о чём-нибудь мечтает.

- Какие желания есть у вас?

- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением К.Д.Ушинского «Четыре желания».

Константин Дмитриевич Ушинский знаменитый русский педагог. Он жил очень давно в 19 веке. Он написал много книг, которые и сегодня не потеряли своей важности и популярности. Писал не только для взрослых, но и для детей.

 Беседа до чтения.

- Как вы думаете, о чём этот рассказ?

- О каких желаниях может идти речь в рассказе?

– Давайте прочитаем рассказ и проверим свои предположения.

 Первичное чтение.

ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ

Митя катался на саночках с ледяной горы, на коньках по замерзшей речке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:

– Ух как весело зимой! Я хотел бы, чтобы все зима была.

– Запиши твое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.

Остановка:

- Какие ещё желания мог записать Митя в записную книжку?

- Как вы думаете, а что будет дальше?

- Чем может закончиться этот рассказ?

- Придумайте конец рассказа.



Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

– Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всегда была весна!

Опять отец вынул книжку и попросил Митю записать свое желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набирал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы сделал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

– Осень лучше всех времен года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

К. Д. Ушинский

 Беседа после прочтения.

-Совпали ли ваши предположения с желаниями Мити?

- О чём говорится в тексте?

- Почему Мите понравились все времена года?

– Чем Митя занимался зимой? Зачитайте.

– Что он делал весной? Прочитайте.

– Почему Митя хотел, чтобы лету не было конца?

– Почему осенью у Мити было восторженное настроение?

– В чем проявилась мудрость папы?

- Какая была главная мысль текста?

Подведение итогов.

- Что вы сегодня нового узнали?

- Что вам понравилось?

- Какие трудности встретились?

- Что бы вы ещё хотели узнать? На ваши вопросы мы постараемся ответить на следующем уроке.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Константин Ушинский "Четыре желания"

Автор: Наталья Анатольевна Ходунова

Дата: 09.03.2021

Номер свидетельства: 575003

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства