Цели:познакомить с творчеством К. Д. Ушинского, рассказом «Четыре желания».
Задачи:
1)формировать умение работать с текстом.
2) совершенствовать навыки выразительного чтения и скорочтения.
3) развивать устную речь.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем,
Урок чтения начнем.
II. Объявление темы и целей урока.
Страну чудес откроем мы, И встретимся с героями В строчках, На листочках, Где станции на точках. (Книга)
– Хорошая книга – это праздник, это радость для детей и взрослых.
Сегодня у нас на выставке книги стихов о временах года. Посмотрите, сколько их.
III. Изучение нового материала.
· Беседа.
– Рассмотрите иллюстрации. Определите время года на каждой из них. Что помогло найти правильный ответ? (Дети называют признаки времен года.)
-Какая тема нашего урока?
– Послушайте, сколько их.
ВРЕМЕНА ГОДА
Придумала мать дочерям имена:
Вот – Лето и Осень. Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса.
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – все под солнцем цветет
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды –
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
А. Кузнецова
– От чего зависит смена времен года? Отгадайте загадку:
Что весь мир обогревает
И усталости не знает?
Улыбается в оконце,
И зовут его все…
(Солнце.)
– За год солнце делает широкий круг по небу. Какую работу выполняет солнце зимой?
Зимой у солнца дел немало –
Укрыть всю землю одеялом,
Убрать под лед озера.
– Какие заботы у солнца летом?
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает.
– Чем отличается работа солнца весной и осенью?
Весной:
Тает снежок,
Раскрылись почки,
Деревья одеваются
В зеленые листочки.
Осенью:
Листья сыплются дождем,
Деревья раздеваются,
Птицы улетают,
Дождик моросит.
· Инсценировка.
– Сейчас я хочу, чтобы вы посмотрели инсценировку и определили, какое время года главное.
ГЛАВНОЕ ВРЕМЯ ГОДА
Ведущий. Поспорили ребята, какое время года главное?
Саня. Лето! Летом созревают вишня, малина, клубника. Значит, лето и главное.
Коля. Осень – главное время года! Осенью все с огородов убирают.
Марина. Осенью на зиму все заготавливают! И елка зимой. И Новый год зимой. Зима – главное время года!
Ведущий. Спорили, спорили, решили к дяде Васе пойти: он комбайнер, он все знает.
Все (хором). Дядя Вася, какое самое главное время года?
Ведущий. Подумал комбайнер и говорит:
Дядя Вася. Летом и осенью земля работает, трудится – урожай дает людям. Зимой отдыхает земля, спит. А весной зерна всходы дают. Яблони, вишни цветут. Весна – жизни начало.
Ведущий. Выслушали ребята и в один голос решили:
Все (хором). Весна и есть самое главное время года!
(По Ю. Щербакову.)
– О чем спорили ребята?
– Как вы считаете, какое время года главное? (Высказывания детей.)
· Работа с пословицами.
– Прочитайте пословицы.
· Что летом родится, то зимой пригодится.
· Осень велика, зима долга.
· Красна весна, да голодна.
· Весенний день год кормит.
– Попробуйте объяснить смысл пословиц.
– Определить самое главное время года очень трудно, а вот назвать любимое время года легко? (Ответы детей.)
Физ.минутка
· Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания».
У каждого человека есть желание. Он о чём-нибудь мечтает.
- Какие желания есть у вас?
- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением К.Д.Ушинского «Четыре желания».
Константин Дмитриевич Ушинский знаменитый русский педагог. Он жил очень давно в 19 веке. Он написал много книг, которые и сегодня не потеряли своей важности и популярности. Писал не только для взрослых, но и для детей.
· Беседа до чтения.
- Как вы думаете, о чём этот рассказ?
- О каких желаниях может идти речь в рассказе?
– Давайте прочитаем рассказ и проверим свои предположения.
· Первичное чтение.
ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ
Митя катался на саночках с ледяной горы, на коньках по замерзшей речке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:
– Ух как весело зимой! Я хотел бы, чтобы все зима была.
– Запиши твое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.
Остановка:
- Какие ещё желания мог записать Митя в записную книжку?
- Как вы думаете, а что будет дальше?
- Чем может закончиться этот рассказ?
- Придумайте конец рассказа.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
– Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всегда была весна!
Опять отец вынул книжку и попросил Митю записать свое желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набирал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы сделал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
– Осень лучше всех времен года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.м
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Константин Ушинский "Четыре желания"»
Конспект урока по литературному чтению
К. Д. УШИНСКИЙ. «ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ»
Цели:познакомить с творчеством К. Д. Ушинского, рассказом «Четыре желания».
Задачи:
1)формировать умение работать с текстом.
2) совершенствовать навыки выразительного чтения и скорочтения.
3) развивать устную речь.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем,
Урок чтения начнем.
II. Объявление темы и целей урока.
Страну чудес откроем мы, И встретимся с героями В строчках, На листочках, Где станции на точках. (Книга)
– Хорошая книга – это праздник, это радость для детей и взрослых.
Сегодня у нас на выставке книги стихов о временах года. Посмотрите, сколько их.
III. Изучение нового материала.
Беседа.
– Рассмотрите иллюстрации. Определите время года на каждой из них. Что помогло найти правильный ответ? (Дети называют признаки времен года.)
-Какая тема нашего урока?
– Послушайте, сколько их.
ВРЕМЕНА ГОДА
Придумала мать дочерям имена:
Вот – Лето и Осень. Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса.
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – все под солнцем цветет
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды –
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
А. Кузнецова
– От чего зависит смена времен года? Отгадайте загадку:
Что весь мир обогревает
И усталости не знает?
Улыбается в оконце,
И зовут его все…
(Солнце.)
– За год солнце делает широкий круг по небу. Какую работу выполняет солнце зимой?
Зимой у солнца дел немало –
Укрыть всю землю одеялом,
Убрать под лед озера.
– Какие заботы у солнца летом?
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает.
– Чем отличается работа солнца весной и осенью?
Весной:
Тает снежок,
Раскрылись почки,
Деревья одеваются
В зеленые листочки.
Осенью:
Листья сыплются дождем,
Деревья раздеваются,
Птицы улетают,
Дождик моросит.
Инсценировка.
– Сейчас я хочу, чтобы вы посмотрели инсценировку и определили, какое время года главное.
ГЛАВНОЕ ВРЕМЯ ГОДА
Ведущий. Поспорили ребята, какое время года главное?
Саня. Лето! Летом созревают вишня, малина, клубника. Значит, лето и главное.
Коля. Осень – главное время года! Осенью все с огородов убирают.
Марина. Осенью на зиму все заготавливают! И елка зимой. И Новый год зимой. Зима – главное время года!
Ведущий. Спорили, спорили, решили к дяде Васе пойти: он комбайнер, он все знает.
Все (хором). Дядя Вася, какое самое главное время года?
Ведущий. Подумал комбайнер и говорит:
Дядя Вася. Летом и осенью земля работает, трудится – урожай дает людям. Зимой отдыхает земля, спит. А весной зерна всходы дают. Яблони, вишни цветут. Весна – жизни начало.
Ведущий. Выслушали ребята и в один голос решили:
Все (хором). Весна и есть самое главное время года!
(По Ю. Щербакову.)
– О чем спорили ребята?
– Как вы считаете, какое время года главное? (Высказывания детей.)
Работа с пословицами.
– Прочитайте пословицы.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Осень велика, зима долга.
Красна весна, да голодна.
Весенний день год кормит.
– Попробуйте объяснить смысл пословиц.
– Определить самое главное время года очень трудно, а вот назвать любимое время года легко? (Ответы детей.)
Физ.минутка
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания».
У каждого человека есть желание. Он о чём-нибудь мечтает.
- Какие желания есть у вас?
- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением К.Д.Ушинского «Четыре желания».
Константин Дмитриевич Ушинский знаменитый русский педагог. Он жил очень давно в 19 веке. Он написал много книг, которые и сегодня не потеряли своей важности и популярности. Писал не только для взрослых, но и для детей.
Беседа до чтения.
- Как вы думаете, о чём этот рассказ?
- О каких желаниях может идти речь в рассказе?
– Давайте прочитаем рассказ и проверим свои предположения.
Первичное чтение.
ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ
Митя катался на саночках с ледяной горы, на коньках по замерзшей речке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:
– Ух как весело зимой! Я хотел бы, чтобы все зима была.
– Запиши твое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.
Остановка:
- Какие ещё желания мог записать Митя в записную книжку?
- Как вы думаете, а что будет дальше?
- Чем может закончиться этот рассказ?
- Придумайте конец рассказа.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
– Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всегда была весна!
Опять отец вынул книжку и попросил Митю записать свое желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набирал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы сделал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
– Осень лучше всех времен года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
К. Д. Ушинский
Беседа после прочтения.
-Совпали ли ваши предположения с желаниями Мити?
- О чём говорится в тексте?
- Почему Мите понравились все времена года?
– Чем Митя занимался зимой? Зачитайте.
– Что он делал весной? Прочитайте.
– Почему Митя хотел, чтобы лету не было конца?
– Почему осеньюуМити было восторженное настроение?
– В чем проявилась мудрость папы?
- Какая была главная мысль текста?
Подведение итогов.
- Что вы сегодня нового узнали?
- Что вам понравилось?
- Какие трудности встретились?
- Что бы вы ещё хотели узнать? На ваши вопросы мы постараемся ответить на следующем уроке.