Конспект урока по русской литературе в 5 классе на тему: К.Г. Паустовский "Мещёрская сторона"
Конспект урока по русской литературе в 5 классе на тему: К.Г. Паустовский "Мещёрская сторона"
Урок покажет влюбленность писателя во все живое вокруг, умение с юмором изображать повадки животных, птиц; раскроет понимание Паустовским природы и человека как единого целого.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русской литературе в 5 классе на тему: К.Г. Паустовский "Мещёрская сторона"»
Класс: 5
Предмет: русская литература
Тема: К. Г. Паустовский «Мещерская сторона» (очерки «Мой дом», «Бескорыстие»).
Цели:
1)показать влюбленность писателя во все живое вокруг, умение с юмором изображать повадки животных, птиц;
2)раскрыть понимание Паустовским природы и человека как единого целого;
3)показать взаимоотношения: любовь к природе - любовь к родине;
4)способствовать обобщению знаний по теории литературы: очерк, олицетворение.
Задачи: 1) проанализировать очерки ; 2) развивать умение школьников видеть в обычном удивительное; 3) воспитывать у учащихся любовь к родной земле.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: портрет К. Г. Паустовского, картина Левитана И. И., подборка рисунков детей, презентация
Эпиграф к картине И. И. Левитана: «Какая всюду нас окружает красота! Какое величие!» (И. Левитан)
Эпиграф на доске: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в Мещерском крае. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда» (К. Паустовский)
Ход учебного занятия:
1.Организационный момент.
2.Мотивация учебной деятельности. Объявление темы урока, целей, задач:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжаем разговор о природе. И темой нашего с вами урока станет любовь к природе как выражение любви к родной земле, родине. А убедиться в этом нам поможет произведение К. Г. Паустовского «Мещерская сторона». На уроке мы с вами увидим, как писатель изображает все живое вокруг; как связаны между собой любовь к природе и любовь к родине; продолжим работу над понятиями очерк, олицетворение.
3. Проверка домашнего задания.
- Дома вы читали очерк «Мой дом». Скажите, что вас рассмешило?
- О чем бы вам хотелось рассказать?
- Каких ваших домашних животных напомнил этот очерк?
- Что вам показалось особенно удачным в изображении животных Паустовским?
- Да, действительно, Константин Георгиевич с большой любовью изобразил животных, с теплотой показал их повадки.
- Дома вы должны были выбрать отрывок для выразительного чтения. Прежде, чем вы прочитаете выбранный отрывок, постарайтесь ответить на вопросы, которые помогут вам сделать ваше чтение выразительным (читают):
С какой целью читаю?
Какую реакцию у слушателей хочу вызвать?
- Остальные ребята выступят в роли слушателей. Для анализа чтения ваших одноклассников пользуйтесь памяткой.
Памятка
Сумел ли передать настроение автора?
Правильно ли выбрал темп чтения?
Правильно ли произносил слова?
Как читал : громко, тихо?
Сумел ли своим чтением пробудить работу воображения? (чтение отрывков 2 учащимися, анализ учащимися)
Физкультминутка для глаз
4. Беседа по очерку «Мой дом»
- Итак, мы с вами еще раз убедились в том, что автор «очеловечивает» животных, выражает к ним теплое, иногда умильное отношение. Давайте проследим за воробьями ( «с удивлением заглядывают», «их смертельно занимают», «подбираются к ним»).
- Какое выразительное средство использует автор при описании воробьев?
- Какие еще олицетворения вы смогли заметить в данном очерке?
- Для чего же автор использует олицетворения? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к статье учебника на стр. 84 (читает ученик)
-Вы хотите попробовать себя в роли писателя?. Давайте сочиним продолжение эпизода с волчицей . Откройте страницу 75.Как могла закончиться эта встреча?
- Что же является домом писателя?( Все это: и бревенчатая изба, и коты, которые «берут ее в осаду», и заросшая диким виноградом беседка, и воробьи, и туман, который шуршит в саду, и колодезная вода, и увлеченный своим пением сверчок, и вековые ивы, и пастух со своим рожком, и есть «мой дом», дом того, кто рассказывает нам про обыкновенную землю удивительно, тепло и любовно).
- Читая любое произведение, мы представляем себе автора. Он как бы смотрит на нас со страниц, говорит с нами. Завершая свою повесть, К.Паустовский прямо и откровенно говорит о себе. Глава называется «Бескорыстие».
5. Чтение очерка «Бескорыстие» (читает учитель) - Подберите к слову «бескорыстие» однокоренные слова. (Бескорыстный, корысть, корыстолюбивый.) - Определите значение слов: «корысть», «корыстолюбивый» ( выгода, материальная польза). Приставка «бес» указывает на противоположное значение слова. - Определите значение слова «бескорыстный». Какой это человек? (чуждый корыстных интересов)
- Что значит бескорыстная любовь к природе?
- Что необыкновенного видит автор в обыкновенной земле?
- Тема бескорыстной любви проходит в различных видах искусства. И мы сейчас с вами в этом убедимся, проследим как она показана в живописи.
Физкультминутка для рук
Ученик на уроке устал,
Вдруг он встрепенулся.
Спинку выпрямил, прогнул.
Проверил: на макушке ли ушки
Глазки кулачком протёр
И соседу улыбнулся.
6. Беседа по картине И. Левитана
- Посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней вы видите репродукцию картины Левитана. Как вы думаете, почему именно картина этого художника привлекается при изучении очерков Паустовского?(Мещерский край скромен так же, как картины Левитана)
- Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана «Весна. Большая вода». Нравится ли вам картина?
- Каково настроение, переданное в пейзаже?
- Что изображено на ней?
- Как расположены деревца, тени на воде и на берегу?
- Что помогает ощущать простор, воздух, разливающееся тепло?
- Как передано присутствие человека?
- Действительно, когда мы смотрим на эту картину, у нас возникает ощущение простора, легкого воздуха. А какими нежными переливами светятся тонкие деревца! Голубоватые удлиненные тени будто дрожат на воде и на берегу. Живописность картины дополняют яркая зелень ели, ствол старого дерева. Лодка на берегу, вдали домики деревни говорят о жизни людей, придают тепло картине. (читается эпиграф)
- Сравните описание лесов и озер в очерках Паустовского с изображением на картине Левитана. Что сближает художника и писателя в отношении к природе?
- В каких отношениях, по мнению К. Паустовского, находятся человек и природа?
- Какие пейзажи писателя напомнили вам природу родной Беларуси?
- Какая разница между изображением природы писателем и художником?
- Попробуем сравнить литературное произведение с музыкой и увидеть, как в ней изображена природа.
7. Наше творчество
Многие ребята к этому уроку получили индивидуальные задания: пятиклассники подготовили свои любимые стихотворения о природе. Пожалуйста, ребята! (Выслушать всех)
8. Обобщение впечатлений и наблюдений
- Теперь, когда мы с вами проследили, как изображена природа в различных видах искусства (в литературе, в живописи), попытаемся ответить на вопрос: как связаны чувства к природе с чувством к родине?
- Давайте обобщим с вами, что мы знаем об очерке как эпическом произведении.
- Таких уголков, как Мещерская сторона, много. Есть места побогаче природными ресурсами, с пышной экзотической растительностью, диковинными животными. Но вся прелесть именно этих мест для Паустовского заключена в скромности. Этот край дорог писателю еще и потому, что он здесь родился и вырос. Ему он посвятил большинство своих произведений. У каждого из нас есть своя малая Родина – то место, с которым связаны самые добрые, светлые воспоминания. И каждый человек, как бы далеко ни забросила его судьба, до конца дней своих сохраняет любовь к тому месту, где началась его жизнь, – к отчему краю. «И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к своей стороне». Это откровение также принадлежит К.Паустовскому. И оно созвучно с эпиграфом к нашему уроку (прочитаем его) - Чему учат нас К.Г. Паустовский, И. Левитан, о картинах которого мы говорили?