kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Русская природа в цикле очерков К.Г.Паустовского «Мещёрская сторона». Конспект урока по литературе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему «Русская природа в цикле очерков К.Г.Паустовского                                                          «Мещёрская сторона» является уроком внеклассного чтения и включён в раздел «ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА» рабочей программы, составленной на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений. «Литература. 5-11 классы. (Базовый уровень)». Под редакцией В.Я. Коровиной.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Русская природа в цикле очерков К.Г.Паустовского «Мещёрская сторона». Конспект урока по литературе.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ











Конспект урока по литературе

на тему:

«Русская природа в цикле очерков К.Г.Паустовского

«Мещёрская сторона».

6 класс.








Учитель русского языка

и литературы Сурина О.В.







Белореченск, 2015.



Тема: «Русская природа в цикле очерков К.Г.Паустовского

«Мещёрская сторона».


Цели: 1. Определить роль литературного пейзажа, выражающего

авторскую позицию в развитии сюжета произведения.

2.Развивать навыки работы с эпизодом, литературного чтения,

развёрнутого ответа на поставленный вопрос.

3. Прививать интерес к чтению.

4. Развивать у учащихся понимание прекрасного, содействовать

эмоционально-эстетическому развитию учащихся средствами

комплексного воздействия литературы, музыки и искусства.

5. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.


Оборудование: презентация, составленная из репродукций картин русских художников-пейзажистов; звукозапись «Голоса птиц» (И. Богушевская «Нежные вещи»), «Времена года» П.И.Чайковского, интерактивная доска.



Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка темы и целей урока.


- Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по окружающему нас миру.

Цель урока: определить роль литературного пейзажа, выражающего авторскую позицию, в развитии сюжета произведения.

(На интерактивную доску(interwrite) проецируются слайд 1 и 2).

слайд 1


слайд 2

  1. Знакомство с новой темой.

  1. Слово учителя.

(На интерактивную доску(interwrite) проецируется репродукция картины И.И.Шишкина «Заросший пруд», слайд 3, звучит звукозапись «Голоса птиц»).

Представьте себе раннее утро… Всходит солнце, искрятся капельки росы под его первыми лучами, ласковый прохладный ветерок играет с листочками деревьев, а мы по знакомой тропинке углубляемся в лес…

Всё дальше и дальше уходим мы в лесную чащу, и вот перед нами озеро с прозрачной водой, окаймлённое кустами ракиты и жимолости.

Таких озёр много в средней полосе России, природа которой воспета

К.Г.Паустовским.


  1. Беседа.

- Как начинает свой рассказ о Мещёрском крае в очерке «Обыкновенная земля» К.Г.Паустовский? (Чтение первого абзаца. На интерактивную доску выводится презентация (репродукции картин русских художников-пейзажистов на фоне музыки П.И.Чайковского. Слайды 4- 10).


- На что обращает автор наше внимание уже самим названием первого очерка?

(Привычный, незатейливый, на первый взгляд, пейзаж,

предстающий нашему взору).

- Что же можно увидеть и услышать в Мещёрском крае?

(Чтение эпизода).


  1. Словарная работа.

- Ребята, обратите внимание на произношение слова «перепелов». (Слово записывается в словарь).

Перепел – перепелов (маленькая полевая птица семейства фазановых).


4. Продолжение беседы.

- Можно ли всё увидеть и услышать при невнимательном отношении к окружающему?

(Необходимо всмотреться и вслушаться, то есть

внимательно смотреть и слушать. Тогда обыденные

картины природы оживают и наполняются новым

смыслом. Старый корявый дуб, который мы видим

каждый день и не обращаем на него внимание,

становится похожим на мудрого старца, а пение

птиц напоминает волшебную симфонию).

- С каким лирическим произведением созвучны мысли К.Г.Паустовского в этом эпизоде?

(Прочитанный эпизод напоминает стихотворение

Н.И.Рыленкова «Всё в тающей дымке…»).

5. Выразительное чтение наизусть стихотворения Н.И.Рыленкова «Всё в тающей дымке…»

(Стихотворение звучит на фоне классической музыки, на interwrite проецируется репродукция картины В.Ф.Васильева «Мокрый луг», слайд 11).

6. Анализ изобразительно-выразительных средств, использованных в произведениях.

1) Повторение изобразительно-выразительных средств.

- Вспомните, какое изобразительно-выразительное средство называется эпитетом?

(Образное (художественное) определение).

- Что мы называем сравнением?

(Уподобление одного предмета другому на основании общего у

них признака).

- Какой троп мы называем метафорой?

(Скрытое сравнение).

- Что собой представляет метонимия?

(Употребление названия одного предмета вместо названия

другого предмета на основании внешней или внутренней связи

между ними).

2) Назовите изобразительно-выразительное средство, укажите стрелками соответствия. (Работа выполняется в системе interwrite с использованием функции «Выделенный фрагмент с распознаванием текста»).

Бродяга-ветер

Глаза как звёзды

Ясной любовью эпитет

Упругие шелка сравнение

В тающей дымке метафора

Бирюза заливает окрестность метонимия

Облаком волнистым

Застенчивой природы

Луной был полон сад

  1. Обобщение, подведение итогов.

- Ребята, как вы думаете, с какой целью поэт и прозаик создавали произведения, центральное место в которых занимает описание природы?

( Хотели обратить наше внимание на красоту природы,

привить чувство любви к ней).

- Зачем нам любить природу? Прежде чем ответить на этот вопрос, подумайте, как вы относитесь к тем, кого любите?

(Если мы по-настоящему будем любить её, следовательно, будем беречь).

-Так давайте же бережно относиться ко всему, что нас окружает: лесам, полям, озёрам, птицам, животным.

( Учитель читает стихотворение Н. Доризо).

Леса редеют, и мелеют реки,

Ведь это всё не наше, а его –

Того, кто будет жить в тридцатом веке.

Легко потомка грабить своего.

Ты не поможешь, кто ему поможет?

Ведь за себя он постоять не может.

  1. Домашнее задание: устный рассказ по одной из картин, знакомых вам, на тему « Всякому мила своя сторона»; выучить стихотворение о природе (для более слабых учащихся).















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Сурина Оксана Владимировна

Дата: 29.08.2016

Номер свидетельства: 341346


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства