Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Л. Пантелеев «Честное слово»"»
Урок по литературному чтению 3 класс (часть 2)
Тема: Л. Пантелеев «Честное слово»
Цели урока: 1) Продолжить учить детей на основании высказываний и поступков героев (в литературном произведении) представлять себе черты их характера.
2) При помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст.
3) Формировать у учащихся нравственные ценност
ные ориентации, способность формулировать нравственные суждения.
Оборудование: Толковый словарь, иллюстрации к тексту, компьютер, проектор, книги с произведениями Л.Пантелеева.
Задачи урока: познакомить с творчеством Л. Пантелеева; продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом; анализировать поступки героев и оценивать свои; отличать хорошее от плохого; работать над развитием речи, мышления; развивать умение читать в лицах; с помощью интонации передавать состояние героев; формировать представление о честности, отзывчивости, смелости; формировать нетерпимое отношение к поступкам.
Ход урока:
1. Организационный момент
(Подготовка класса к уроку)
2. Актуализация знаний
(проверка домашнего задания)
3. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока.
- Какую тему мы изучаем?
-Что характерно для сказочного героя?
- Какие особенности отличают героев рассказов?
- От чего зависит поведение героя в рассказе?
Из рассказа мы можем узнать, какие сложные и разнообразные переживания бывают у героя. Давайте проверим наш вывод, прочитав еще один рассказ.
- Откройте содержание учебника и найдите фамилию автора и название рассказа.
- Вам знаком этот автор? (слайд 1)
- А какое произведение мы будем читать этого автора?
- От какого слова произошло слово честный? (честь)
- А что такое честь? Посмотрим, какое толкование этого слова дается в словаре Ожегова. (слайд 2)
ЧЕСТЬ:
1) Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.
2) Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя (честь семьи; береги честь смолоду).
3) Почёт, уважение (честь по труду).
- А какой смысл вкладывает в это слово автор, мы узнаем, когда прочитаем его произведение.
- Обратите внимание на условный значок, с ним надо будет дома поработать. Начну читать я, а вы следите, будете продолжать чтение.
( дети читают рассказ на с.128-135)
- Какие чувства вы испытывали, читая рассказ?
В каком значении автор употребляет в названии своего рассказа слово «Честное»?
- Кто рассказал нам эту историю?
- Где происходит действие?
- О чем этот рассказ?
- Кто герой?
- Понимал ли мальчик, стоя на посту, что большие мальчики забыли про него?
- Что он почувствовал, когда на улице стемнело?
- Почему же он не ушел?
4. Физкультминутка
5. Продолжение работы по теме урока.
- Назовите других персонажей рассказа.
- Как вы думаете, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьез вступить в игру маленького незнакомого мальчика?
- Заслуживает ли мальчик такого серьезного к себе отношения?
- Что думает о его будущем автор-рассказчик?
- В каких строчках заключена основная мысль рассказа?
6. Подведение итогов урока.
- Как вы думаете, какую мысль хотел донести до нас автор?
- А вы давали когда-нибудь»честное слово»? Тяжело ли его держать?
- Прочитайте пословицы.
Будь своему слову хозяин.
Не давши слова – крепись, а давши – держись.
- Подходят ли они к рассказу Л.Пантелеева? Объясните свою точку зрения.