Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Л. Пантелеев "Честное слово""»
Л.Пантелеев «Честное слово».
Цель: Способствовать формированию представлений о честном человеке через создание образов главных героев.
Задачи:
- учить детей анализировать литературное произведение и понимать глубину содержания , его главную мысль;
- формировать представление о честности, отзывчивости, смелости;
- воспитывать нравственные качества, нетерпимое отношение к отрицательным поступкам.
Оборудование: пословицы, портрет автора, выставка произведений
Л.Пантелеева, словарь Ожегова, компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, презентация по теме Л.Пантелеев «Честное слово», выставка книг Л.Пантелеева.
Ход урока.
1.Организационный момент.
«Чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Будь это стих или рассказ
Вы учите их, они учат вас».
2. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы с вами знакомились с произведением К.Паустовского «Какие бывают дожди». Домой вам было дано творческое задание- придумать рассказ « Мой любимый дождик».
- Что же у вас получилось?
3. Актуализация знаний.
Девизом нашего урока будут слова английского философа, историка, политика Франсиса Бэкона:
«Читайте не затем чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы, а чтобы мыслить и рассуждать»
-Каждый урок – это маленькое открытие. Скажите, а какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?
(- Нужно быть внимательным, наблюдательным, думающим…)
Ребус - честь
У военных точно есть
С буквой "Че", и это - ... Честь
- А как вы думаете, героями рождаются, или становятся?
- Какими качествами характера должен обладать герой?
- Где можно проявить героизм?
- Могут ли героями быть дети?
4. Подготовительная работа перед чтением произведения.
- Являются ли слова честное, честность, расчесывать, честь родственными?
- Как понимаете смысл слова честь?
Мне ваши мнения интересны, а теперь давайте прочитаем, как поясняется значение слова честь в словаре С.И. Ожегова.
достойные уважения и гордости моральные качества человека;
хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя;
почет, уважение.
5. Постановка учебной задачи.
- Давайте определим, в чём предстоит разобраться нам сегодня на уроке? Какие задачи мы поставим на урок?
Определить…
Учиться…
Развивать…
- Главную мысль произведения, его жанр.
- Выразительно и грамотно читать.
- Речь.
- Итак, учебная задача ясна. Сегодня мы начнем знакомство с интересным человеком и известным писателем, который сказал о своем творчестве так:
«В детских книгах должны быть и юмор, и героика, и настоящие страсти, и большая мысль».
О том, с каким произведением нам предстоит познакомиться мы узнаем из буктрейлера, который нам подготовила Вика.
Буктрейлер – это короткий видеоролик по мотивам книги. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя.
6.Работа по теме урока.
А что мы знаем о писателе?
Предлагаю подробнее узнать об этом человеке.
Слайды, портрет
7 Словарная работа.
В рассказе вам встретятся непонятные слова, помогите мне объяснить их:
сторожка – помещение для сторожа;
безутешно – не находя утешения;
часовой – военнослужащий, стоящий на посту;
караул – воинское подразделение, несущее охрану кого или чего-либо.
8. Первичное восприятие текста.
-Откройте учебник «Литературное чтение» (с. 101)
- Прочитайте имя автора и название произведения.
а) чтение учителем (дети про себя со мной)
-Назовите жанр произведения.
Прочитайте 1абзац (жужжащее чтение)
О чем жалеет автор-рассказчик?
Как он описывает мальчика?
Как говорит о нем? (с любовью, нежностью, уважением)
В какую ситуацию попал мальчик? Почему он плакал?
9.Работа в группах.(правила работы, время работы 5 мин)
1 группа
Связь жизни автора с выбранной темой.
- Что способствовало написанию этого рассказа?
Подтвердите ответ словами из биографии. (биография прилагается)
Д: Реальные события его детства…..
Вспомнилось, как мальчиком я гулял с нянькой в этом саду и как подбежали ко мне мальчики старше меня и предложили играть с ними «в войну». Сказали, что я – часовой, поставили на пост около какой-то сторожки, взяли слово, что я не уйду, а сами ушли и забыли обо мне. А часовой продолжал стоять, потому что дал «честное слово». Стоял и плакал, и мучился, пока перепуганная нянька не разыскала его и не увела домой». Так получился рассказ «Честное слово».
-Так что же объединяет мальчика, автора, мальчишек и военного?
Д: они все герои произведения « Честное слово».
--Значит, автор рассказа является не только рассказчиком событий, а и его героем.
-Когда был опубликован рассказ?
Д: В начале 41 г. В журнале «Костёр»
-От чьего имени ведётся рассказ?
Д: От имени автора
2 группа
- Почему мальчик не ушёл с поста? Выберите правильный ответ.
Боялся
Не знал, куда идти
Потому что дал честное слово
- Как понимает слово «Честность» мальчик?
Д: Если дал слово, то несмотря ни на что его сдержать!
3 группа
Подтвердите словами из текста:
- Как автор называет мальчиков? Подтвердите словами из текста:
Д: Глупые мальчишки
- Как мальчик представляет себе мальчишек?
Д: Какие-то большие ребята
Как понимают слово «Честность» мальчики?
Д: В данном рассказе «честность « для мальчиков лишь момент игры.
10.Работа в парах.
1ряд
- Восстановите пословицы, поработав в парах.
Слезами горю не поможешь.
Честность всего дороже.
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
Не давши слова, крепись, а давши – держись.
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
Будь своему слову хозяин.
- Какие пословицы подходят к произведению Л. Пантелеева?
2ряд
Расшифруйте слова.
ОБОРДАТ - ДОБРОТА
ВИЧОТЫЗТЬОВС - ОТЗЫВЧИВОСТЬ
ВЖИЛСТЬО - ЛЖИВОСТЬ
НССЕТЬЧТО - ЧЕСТНОСТЬ
- Назовите эти понятия одним словом. (Качества человека)
- Назовите «лишнее» слово. (Лживость)
Почему вы так решили?
Есть положительные качества у человека, они украшают его. Все хотят походить на героев. Есть отрицательные черты. Какие? (Предательство, лживость, воровство и т. д.) Они позорят любого человека.
- А вы давали когда-нибудь «честное» слово? А как его выполняли?
- Тяжело ли держать «честное слово»?
3ряд
С.72 задание № 3(тетрадь)
- Как вы понимаете выражение «сильная воля»? А «крепкое слово»?
- Я знаю, что у некоторых людей нет силы воли. Например, ученикам надо выполнять домашнее задание, учить, а им не хочется и они не могут себя заставить. У таких нет силы воли.
- А у вас бывает такое?
- Как вы поступаете?
11.Итог урока
(с.110)
– В каких строчках заключается основная мысль произведения?
Д: А когда он вырастет…. Ещё не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.
- Чтобы всегда оставаться человеком нужно с детства формировать в себе такие нравственные ценности, которые помогут иметь такие качества характера, как у главного героя.
- Написав это произведение, Пантелеев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:
В жизни каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и чтобы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.
-В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, Верность, Братство,
А есть ещё – Совесть, Честь.
Ах, если бы все понимали,
Что это не просто слова….
- Пантелеев написал рассказ «Честное слово» в 1941 году, в самый трудный год для России. Началась Великая Отечественная война.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные да друзья. Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце. Они дали честное слово защищать свою Родину, свой народ, свои города и семьи и сдержали его.
9.Рефлексия
Оцените свою работу на уроке.
10.Домашнее задание.
а)с.101-110(уч)
б) Пересказ от лица главного героя
в) Выразительное чтение понравившегося отрывка.
Г)Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.