kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Л. Пантелеев "Честное слово""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок способствует формированию представлений о честном человеке через создание образов главных героев.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Л. Пантелеев "Честное слово""»

Л.Пантелеев «Честное слово».

Цель: Способствовать формированию представлений о честном человеке через создание образов главных героев.

Задачи:

 - учить детей анализировать литературное произведение и понимать глубину содержания , его главную мысль;

- формировать представление о честности, отзывчивости, смелости;

- воспитывать нравственные качества, нетерпимое отношение к отрицательным поступкам.

Оборудование: пословицы, портрет автора, выставка произведений

Л.Пантелеева, словарь Ожегова, компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, презентация по теме Л.Пантелеев «Честное слово», выставка книг Л.Пантелеева.

Ход урока.

1.Организационный момент.

«Чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Будь это стих или рассказ

Вы учите их, они учат вас».

2. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами знакомились с произведением К.Паустовского «Какие бывают дожди». Домой вам было дано творческое задание- придумать рассказ « Мой любимый дождик».

- Что же у вас получилось?



3. Актуализация знаний.

Девизом нашего урока будут слова английского философа, историка, политика Франсиса Бэкона:

«Читайте не затем чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы, а чтобы мыслить и рассуждать»

-Каждый урок – это маленькое открытие. Скажите, а какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?

(- Нужно быть внимательным, наблюдательным, думающим…)

Ребус - честь

У военных точно есть

С буквой "Че", и это - ... Честь

- А как вы думаете, героями рождаются, или становятся?

- Какими качествами характера должен обладать герой?

- Где можно проявить героизм?

- Могут ли героями быть дети?

4. Подготовительная работа перед чтением произведения.

- Являются ли слова честное, честность, расчесывать, честь родственными?

- Как понимаете смысл слова честь?

Мне ваши мнения интересны, а теперь давайте прочитаем, как поясняется значение слова честь в словаре С.И. Ожегова.

  • достойные уважения и гордости моральные качества человека;

  • хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя;

  • почет, уважение.



5. Постановка учебной задачи.

- Давайте определим, в чём предстоит разобраться нам сегодня на уроке? Какие задачи мы поставим на урок?

Определить…

Учиться…

Развивать…

- Главную мысль произведения, его жанр.

- Выразительно и грамотно читать.

- Речь.

-  Итак, учебная задача ясна. Сегодня мы начнем знакомство с интересным человеком и известным писателем, который сказал о своем творчестве так:

«В детских книгах должны быть и юмор, и героика, и настоящие страсти, и большая мысль».

О том, с каким произведением нам предстоит познакомиться мы узнаем из буктрейлера, который нам подготовила Вика.


Буктрейлер – это короткий видеоролик по мотивам книги. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя.


6.Работа по теме урока.

А что мы знаем о писателе?

Предлагаю подробнее узнать об этом человеке.

Слайды, портрет


7 Словарная работа.

В рассказе вам встретятся непонятные слова, помогите мне объяснить их:

  • сторожка – помещение для сторожа;

  • безутешно – не находя утешения;

  • часовой – военнослужащий, стоящий на посту;

  • караул – воинское подразделение, несущее охрану кого или чего-либо.


8. Первичное восприятие текста.

-Откройте учебник «Литературное чтение» (с. 101)

- Прочитайте имя автора и название произведения.

а) чтение учителем (дети про себя со мной)

-Назовите жанр произведения.

Прочитайте 1абзац (жужжащее чтение)

О чем жалеет автор-рассказчик?

Как он описывает мальчика?

Как говорит о нем? (с любовью, нежностью, уважением)


В какую ситуацию попал мальчик? Почему он плакал?


9.Работа в группах.(правила работы, время работы 5 мин)

1 группа

Связь жизни автора с выбранной темой.

- Что способствовало написанию этого рассказа?

Подтвердите ответ словами из биографии. (биография прилагается)

Д: Реальные события его детства…..

Вспомнилось, как мальчиком я гулял с нянькой в этом саду и как подбежали ко мне мальчики старше меня и предложили играть с ними «в войну». Сказали, что я – часовой, поставили на пост около какой-то сторожки, взяли слово, что я не уйду, а сами ушли и забыли обо мне. А часовой продолжал стоять, потому что дал «честное слово». Стоял и плакал, и мучился, пока перепуганная нянька не разыскала его и не увела домой». Так получился рассказ «Честное слово».

-Так что же объединяет мальчика, автора, мальчишек и военного?

Д: они все герои произведения « Честное слово».

--Значит, автор рассказа является не только рассказчиком событий, а и его героем.

-Когда был опубликован рассказ?

Д: В начале 41 г. В журнале «Костёр»

-От чьего имени ведётся рассказ?

Д: От имени автора


2 группа


- Почему мальчик не ушёл с поста? Выберите правильный ответ.

Боялся

Не знал, куда идти

Потому что дал честное слово

- Как понимает слово «Честность» мальчик?

Д: Если дал слово, то несмотря ни на что его сдержать!



3 группа

Подтвердите словами из текста:

- Как автор называет мальчиков? Подтвердите словами из текста:

Д: Глупые мальчишки

- Как мальчик представляет себе мальчишек?

Д: Какие-то большие ребята

Как понимают слово «Честность» мальчики?

Д: В данном рассказе «честность « для мальчиков лишь момент игры.


10.Работа в парах.

1ряд

- Восстановите пословицы, поработав в парах.

Слезами горю не поможешь.

Честность всего дороже.

Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.

Не давши слова, крепись, а давши – держись.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Будь своему слову хозяин.

- Какие пословицы подходят к произведению Л. Пантелеева?

2ряд



Расшифруйте слова.

ОБОРДАТ - ДОБРОТА

ВИЧОТЫЗТЬОВС - ОТЗЫВЧИВОСТЬ

ВЖИЛСТЬО - ЛЖИВОСТЬ

НССЕТЬЧТО - ЧЕСТНОСТЬ



- Назовите эти понятия одним словом. (Качества человека)

- Назовите «лишнее» слово. (Лживость)

Почему вы так решили?

Есть положительные качества у человека, они украшают его. Все хотят походить на героев. Есть отрицательные черты. Какие? (Предательство, лживость, воровство и т. д.) Они позорят любого человека.

- А вы давали когда-нибудь «честное» слово? А как его выполняли?

- Тяжело ли держать «честное слово»?



3ряд

С.72 задание № 3(тетрадь)

- Как вы понимаете выражение «сильная воля»? А «крепкое слово»?

- Я знаю, что у некоторых людей нет силы воли. Например, ученикам надо выполнять домашнее задание, учить, а им не хочется и они не могут себя заставить. У таких нет силы воли.

- А у вас бывает такое?

- Как вы поступаете?



11.Итог урока

(с.110)

В каких строчках заключается основная мысль произведения?

Д: А когда он вырастет…. Ещё не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.



- Чтобы всегда оставаться человеком нужно с детства формировать в себе такие нравственные ценности, которые помогут иметь такие качества характера, как у главного героя.

- Написав это произведение, Пантелеев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:

В жизни каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и чтобы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.



-В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество, Верность, Братство,

А есть ещё – Совесть, Честь.

Ах, если бы все понимали,

Что это не просто слова….

- Пантелеев написал рассказ «Честное слово» в 1941 году, в самый трудный год для России. Началась Великая Отечественная война.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные да друзья. Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце. Они дали честное слово защищать свою Родину, свой народ, свои города и семьи и сдержали его.

9.Рефлексия

Оцените свою работу на уроке.

10.Домашнее задание.

а)с.101-110(уч)

б) Пересказ от лица главного героя

в) Выразительное чтение понравившегося отрывка.

Г)Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Л. Пантелеев "Честное слово""

Автор: Щепетнова Галина Васильевна

Дата: 03.07.2016

Номер свидетельства: 336905


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства