kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока - игры по литературе "Кладовая солнца"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок способствует формированию ключевых компетенций обучающихся на материале сказки-были "Кладовая солнца" М. Пришвина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока - игры по литературе "Кладовая солнца"»













УРОК – ИГРА

В 6 КЛАССЕ

«СОКРОВИЩА КЛАДОВОЙ СОЛНЦА»

ПО СКАЗКЕ – БЫЛИ М.М.ПРИШВИНА























Тип урока: урок-игра.

Цель урока: формирование ключевых компетенций обучающихся на материале сказки – были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Задачи:

Обучающие: закрепить и обобщить материал на новой основе, изученный на предыдущих уроках.

Развивающие: расширить кругозор учащихся, развитие устной речи, развитие умения анализировать текст, мотивировать свои суждения, развитие творческих способностей учащихся, навыков переработки текста.

Воспитательные: воспитывать культуру речевого общения, любовь к родному слову, родной природе и бережного отношения к ней, формирование высоких нравственных идеалов.

Актуальность: использование активных методов обучения на уроке, информационно-коммуникативных технологий; содействие индивидуальному творческому восприятию художественного текста.

Ожидаемый результат: развитие креативного мышления обучающихся, повышение уровня воспитанности подростков, формирование прочных навыков работы со справочной литературой с целью нахождения, отбора, переработки и правильного использования информации.

Оборудование: текст сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца», слайдовая презентация со звуковым сопровождением, предметный ряд, рисунки учащихся.















Ход урока:

Слайд 1. Тема урока.

Слайд 2. Фото Пришвина.

Учитель: Уже несколько уроков мы бродим с вами таинственными и чудесными тропами «Кладовой солнца» Пришвина, многое узнали, поняли, многому научились. И вот теперь мы на лесной полянке. Была здесь когда-то избушка мудреца-лесника Антипыча, но «как-то раз без хозяина ветер поиграл с домиком, и он сразу весь развалился, как разваливается карточный домик от одного дыхания младенца». Однако в сказке, как и в жизни, ничего не пропадает бесследно: домика нет, но есть холмик в красных цветах, а под ним потайная дверка, которую стережет верная Травка. Это вход в сокровищницу «Кладовой солнца». Чтобы войти туда, надо вспомнить название цветов, которые здесь растут.

Ученик: Иван-чай или кипрей.

Слайд 3. Фото иван-чая.

Учитель: Правильно. А сокровища пришвинская кладовая покажет только тем, кто ее пополнит, свои дары принесет. У нас две команды: команда Насти и команда Митраши. Давайте порадуем ее новыми подарками. Представьте свои домашние работы.

Наша команда представляет «Иллюстрированную лесную энциклопедию». В ней мы представили краткие сведения о животных и птицах , которые встречаются в произведении Михаила Пришвина «Кладовая солнца». Каждая словарная статья сопровождается иллюстрацией и текстом из произведения. Читая нашу энциклопедию, вы узнаете много познавательного и животном и птичьем мире. Например, то, что ворону можно научить разговаривать. В конце энциклопедии мы оставили немного места. Надеемся, что следующие за нами классы дополнят ее, например, сведениями о растениях, встречающихся в произведении.



Мы составили «Иллюстрированный толковый словарь для юных читателей». В нем собраны незнакомые и малопонятные слова и выражения. Каждому слову дается толкование, приведен пример из текста, а также иллюстрации. В работе над словарем мы использовали толковый словарь Ушакова, сетью Интернет. Иллюстрации выполнены моими одноклассниками. Мы думаем, что данные нашего словаря помогут читателям зрительно представить предметы, которые в современной жизни почти не встречаются.



Учитель: Молодцы, ребята. Ну вот мы и в сокровищнице. Чего тут только нет! Вот туесок, музыкальная шкатулка, кувшинчик с живой водой, корзинка, кузовок, котомка. Заглянем в эти чудесные тайнички.

Слайд 4. Туесок с лесными ягодами.

ТУЕСОК С ЛЕСНЫМИ ЯГОДАМИ

Откроем сперва туесок. Что в нем? О, да это лесные ягоды. Попробуйте узнать их по описанию Пришвина.

Слайд 5. с текстом описания черники

Вопрос команде Насти

  1. «…Стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком… черные ягодки с синим пушком». (Черника).

Слайд 6. Черника.

Вопрос команде Митраши

Слайд 7. с текстом описания брусники.



  1. «…кровяно-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью полито…» (Брусника)



Слайд 6. Брусника.



Вопрос команде Насти

Слайд 8. с текстом описания костяники





  1. «…Красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубчик в зеленой оправе». (Костяника)

Слайд 9. Костяника.



Вопрос команде Митраши

Слайд 10. с текстом описания голубики.



4. «…растет в болоте кустиком, ягода голубая, более крупная, не

пройдешь, не заметив». (Голубика)



Слайд 11. Голубика.



Учитель: Молодцы, попробовали лесных даров, витаминами напитались, сил набрались, можно и отдохнуть. Заглянем в музыкальную шкатулку.



МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА



Слайд 12. Музыкальная шкатулка.

Здесь собраны таинственные и неповторимые звуки леса. Вот, например, журчание ручья.



Слайд 13. (Фото ручья с музыкой).

Вопрос команде Насти:

Чью песню Пришвин сравнивает со звоном ручья?

Ученик: Песню токующих тетеревов: «И тогда как будто довольно уже большой ручей с бормотаньем побежал по невидимым камешкам…»



Вопрос команде Митраши:

Это была радостная песня. Но, что это: «… где-то горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок». Что производит такое тоскливое впечатление?

Ученик: Стон сосны и ели, пронзающих друг друга сучьями.

Слайд 14. Ель и звуки скрипа.



Вопрос команде Насти:

Переведите с птичьего языка «Чуф! Ши!» и скажите, какая птица так говорит.

Ученик: Это приветствие тетерева восходящему солнцу: «Здравствуй, солнце!».

Слайд 15. Тетерев и звук.



Вопрос команде Митраши:

Кому из птиц принадлежит этот звук, который переводится как «Будет пожива!», «Слышу и жду!»?

Ученик: Этот звук принадлежит ворону и

Слайд 17. Фото ворона и звук.

Вопрос командам:

Когда Митраша увяз в болоте, к болоту мчался и заяц, убегающий от травки. Появление того и другого вызвало сорочий переполох, и «сороки на Слепой Елани … разделились на две партии». Одни кричали про человека, другие про зайца.

Слайд 18. Фото сороки.



Вопрос команде Насти:

Воспроизведите крик по человеку.

Ученик: Дри-ти-ти.



Вопрос команде Митраши:

Воспроизведите крик по зайцу.

Ученик: Дра-та-та.

Слайд 19. Звук сороки.



ЗАГАДКИ ДЛЯ ВНИМАТЕЛЬНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ.

Слайд 20. Фото слайд загадки.

А у меня есть загадки для внимательных читателей. Вопрос команде Насти:

  1. Какие животные, по Пришвину, умеют плести корзинки?

Ответ: Волки.

Слайд 21. Фото волка и подпись.

- А почему это лыко называется волчьим? – спросила она.

- Отец говорил, - ответил брат, - волки из него себе корзинки плетут.



Вопрос команде Митраши:

  1. Кто из обитателей леса любит похвастаться своим белоснежным бельем?

Ответ: Тетерев.

Слайд 22. Фото тетерева и подпись. «…Он вдруг подпрыгнул на своем высоком мостике, показал свое белое чистейшее белье подхвостья, подкрылья…)



КОРЗИНА СКАЗОК

Хорошо, ребята, посмотрим теперь, что за сокровища в этой корзине.

Слайд 23. Фото корзины и подпись Корзина сказок.

Учитель: В этой корзине лежат сказки, близкие своим сюжетом или героями произведению Пришвина, а кроме того, целый ворох сказочных элементов, которые можно найти в «Кладовой солнца». Достаньте рисунок к сказке и объясните, что в ней сходно с произведением Пришвина.

  1. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (В этой сказке брат и сестра остались без родителей; сестра отговаривает братца от неверного шага испить водицы).

  2. «Иван-царевич и серый волк» (один из героев – волк; погиб конь; Ворон кружит над Иваном-царевичем, как и над Митрашей).

  3. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» (Герои братья-царевичи стоят перед выбором, по какой дороге пойти).

  4. «Сивка-бурка» (Главный герой Иванушка справился с конем, а Митраша убил волка)

  5. «гуси-лебеди» (Главные герои – старшая дочка и маленький сыночек; сестра искала брата, котрого унесли гуси).

  6. «Финист Ясный Сокол» ( Героиня Марьюшка сама вела хозяйство и очень хорошо с этим справлялась)



Учитель:

Вопрос команде Насти:

А теперь выберите из ряда волшебных средств тот предмет, который по своим функциям похож на предмет из сказки. Перед вами зеркальце, дудочка, расческа, гребешок, клубок, ключ, игла. Выберите тот предмет, который близок «чудесной вещи»- компасу.

Ответ: клубок.

Вопрос команде Митраши:

Мы знаем, что Настя и Митраша осиротели. «После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен».

Слайд 24. Фото перечисленных животных.

Какие сказочные мотивы можно узнать в этом описании наследства.

Ответ: В сказках героями часто достаются от родителей в наследство животные, которые становятся их помощниками: «Кузьма Скоробогатый»(он владел овцами, лошадьми, коровами); «Крошечка –Хаврошечка» (У нее была корова), «Кот в сапогах» (у братьев были осел и кот); «Три брата»(в наследство достается братьям конь). Также в сказке животные и птицы носят сказочные имена: петух Петя, коза Дереза.



Вопрос обеим командам:

Каким образом природа участвует в событиях сказки Пришвина?

Ответ: Ветер. Он поселил на болоте семечки сосны и ели, заставляет их выть и рычать, разрушил избушку Антипыча, отнес в сторону крик Насти.

Ответ: Трава белоус – спутник тропы человеческой.

Ответ: Блудово болото – кладовая солнца, потому что солнце отдавало свое тепло растениям, они умирали, становились удобрением. Эти удобрения сохранялись под водой тысячи лет и становились торфом – полезным ископаемым.



Учитель: Не простая корзина оказалась. Может в котомке найдем более знакомые ценности?

КОТОМКА ТРОПОВ

Слайд 25. Фото котомки

Учитель: «Кладовая солнца необыкновенно богата не только лесными тропами, но и тропами художественными. Найдите в выбранном вами отрывке художественные средства, с помощью которых создается картина.

Команда Насти: «…Первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую Борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы».

Эпитеты: низенькие, корявые, могучие.

Сравнения: как зажженные свечи

Метафора: храм природы.

Команда Митраши: «…Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост.

Эпитеты: огненный, радужный.

Сравнения: Гребешок – с огненным цветком, хвост – с лирой

Метафоры: расцветать, загорелся.

ЗАГАДКИ ДЛЯ ВНИМАТЕЛЬНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ.

Слайд 26. Фото слайд загадки.

Команда Насти:

  1. У кого в книге Пришвина есть трон с золотыми ножками и где он прячется? (У солнца. Опускает оно его на палестинку.)

Учитель: Проверим.

Слайд 27. «Солнце в это время проходило вниз через толстое облако и выбросило оттуда на землю золотые ножки своего трона».

Команда Митраши:

  1. У кого из птиц на хвосте древний музыкальный инструмент? (У тетерева).

Учитель: Проверим



Слайд 28. «И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост».

КУВШИНЧИК С ЖИВОЙ ВОДОЙ

Учитель: Заглянем, что еще в нашей сокровищнице. Вот кувшинчик с живой водой.

Слайд 29. Фото кувшин с подписью.

Эта вода, которая позволяет оживить наш ум, реакцию. Предлагаю вам вопросы по тексту произведения, на которые надо быстро дать короткий ответ.

Команда Насти:

1. С помощью кого Митраша выбрался из болота? (Травка).

2. Что за старушки обитали на болоте? (Елочки, хилые, слабые, скрюченные)

3. Кто такой Серый Помещик? (Волк).

4. Кто рассказывает нам всю эту историю? 9Геологи).

5.Что такое елань? (Самое топкое место)



Команда Митраши:

  1. Отчего Настя про Митрашу забыла? (Она попала на ягодное место).

  2. Как окончил свою жизнь Серый Помещик? (Его убил вытрелом Митраша).

  3. Что такое «палестинка»? (В рассказе это место, где росло много клюквы; урожайная земля)

  4. Отчего дети разошлись в лесу? (Они поссорились)

  5. Как были использованы ягоды? (Настя отдала их детям, эвакуированным из Ленинграда).

КУЗОВОК С ЛЕСНЫМИ СЕКРЕТАМИ

Слайд 30. Фото кузовок.

Учитель: А теперь перейдем к кузовку с лесными секретами.

Вопрос команде Насти:

Почему елочки на болоте такого маленького роста? («Кислая болотная почва не дает им расти…»).



Вопрос команде Митраши:

Почему к вечеру на черном пне собирается столько живности?

(«…Пень собирает в себя лучи солнца и сильно нагревается. Вот уже начинает вечереть, и воздух и все кругом охлаждается. Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло»).

КОРОБ ПРЕМУДРОСТИ.

Слайд 31. Фото короб.

Учитель: А этот короб для ваших капитанов. Отвечать им придется на самые мудреные вопросы.

Команда Насти: В чем заключалась правда Антипыча? (В любых испытаниях остаться человеком, который бескорыстно дарит окружающим любовь, доброту, тепло. «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь»)



Команда Митраши: Почему Пришвин назвал сказку-быль «Кладовая солнца»? («Кладовой солнца» в сказке-были называют Блудово болото, котрое хранит энергию солнца в залежах торфа, но его энергия и в целебной клюкве, которой много на болоте. Но самая главная «кладовая» - в человеческих душах, умеющих любить и делиться своим теплом с другими).

Вопрос обоим капитанам: Какие уроки вынесли из своего путешествия Митраша и Настя? (Митраша и Настя поняли, что надо уметь прощать, уступать, помогать друг другу, отвечать за свои поступки и считаться не только со своими желаниями).



Учитель: Итак, мы побывали в пришвинской сокровищнице. Надеюсь, что самое ценное и доброе вы возьмете в свой жизненный путь. А теперь подведем итоги.

Слайд
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока - игры по литературе "Кладовая солнца"

Автор: Тамалинцева Светлана Петровна

Дата: 19.07.2016

Номер свидетельства: 337699

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока на тему: "Моя малая родина" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-na-tiemu-moia-malaia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "130905"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416033023"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства