Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Рассказ А.П. Чехова "Ионыч"»
Тема урока. Рассказ А.П. Чехова «Ионыч».
Цель: история и причины духовной гибели человека.
1. Воспитательная задача. Доказать, что отсутствие высших нравственных принципов ведет к деградации личности, показать, что, хотя влияние среды на человека общеизвестно, есть еще и самовоспитание, сопротивляемость среде.
2. Обучающая задача. Через систему вопросов развивать самостоятельное мышление ученика, а вместе с тем и его монологическую речь.
3. Развивающая задача: на примере композиции, через художественную деталь показать содержательность формы, развить навыки и умение анализа текста в единстве формы и содержания.
Ход урока:
I. Освежаем в памяти учащихся знания о жизни и творчестве А.П. Чехова. Детство без детства. Работа в лавке отца. Ранняя самостоятельность. Московский университет. Врач и писатель. Программные рассказы: «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», рассказы о животных и пр.
Учитель рассказывает о жизни и творчестве позднего Чехова, автора «Дамы с собачкой», «Крыжовника», «О любви», «Человека в футляре». Здесь следует подчеркнуть особенность миросозерцания мастера, а главное — его твердую этическую позицию, которая не выражается непосредственно прямолинейно.
II. Выявление первоначального восприятия рассказа.
а) Ваши мысли и чувства при чтении рассказа?
б) Кто главный герой и почему?
в) Какие сцены произвели на вас особое впечатление?
г) Пример яркой художественной детали в рассказе?
д) Нравится ли вам рассказ?
Если вы выбрали вариант с классным сочинением, то можно дать общую оценку работ.
III. Разбор произведения.
а) Каким мы видим главного героя в начале рассказа? (Настоящая фамилия — Старцев, но он еще не Ионыч. Земский врач. Раньше земский врач обслуживал 24 деревни. Деталь: работал по воскресеньям. Он молод, полон надежд, знает, что он нужен людям. Врачи, учителя шли в народ и в этом был смысл жизни.)
б) Почему же в финале рассказа он уже не Старцев, а Ионыч, каким он стал? Покажите это через художественные детали.(Ставпросто обывателем, он потерял имя, потерял себя. Главная цель жизни связана с частной практикой — накопительством. Он одинок («поляк надутый»), любимое занятие — пересчитывать деньги. «Языческий бог». Старцев раньше ходил пешком (24 деревни), теперь у него свой экипаж. Приобрел два дома, присматривает третий.)
в) Что же произошло, почему Старцев стал Ионычем? Это главный вопрос, ответим на него через композицию рассказа:
С чего начнем? С посещения дома семьи Туркиных?
Итак, представьте себе, что вы побывали в доме Туркиных. Ваше впечатление?
(Внешне образованная, талантливая семья. Дочь играет на рояле, мать — писатель, отец блещет остроумием. Самая культурная семья в городе. Новизна, обстановка дома оказывают воздействие на молодого земского врача, работающего даже по праздникам. Но мы видим заурядность членов семьи, переходящую в обыкновенную пошлость. Роман матери о выдуманной жизни и запах лука на кухне. «Екатерина Ивановна села и ударила по клавишам... казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавиши внутрь рояля».)
Следующий временной отрезок?
(Прошел год жизни Дмитрия Ионыча в трудах, одиночестве, раздумьях о женитьбе. Его тянет на уют. «В городе, так в городе. Дадут приданое, заведем обстановку». Котик назначает свидание.)
Почему свидание на кладбище?
(Дело не в игривости Котика. Зачитайте текст. «Кругом безмолвие;... и он вообразил самого себя мертвым, зарытым здесь навеки... это не покой и тишина, а глухая тоска небытия, подавленное отчаяние». Трагическая сцена подчеркивает одиночество и пустоту человеческой жизни, тем самым углубляет авторский замысел.)
Каким предстает перед нами Старцев в сцене признания в любви?
(Он искренен в своих чувствах. Ему нравится Котик. Но все-таки это не то большое чувство, которое преображает человека. После отказа «ему было немножко стыдно и его самолюбие было оскорблено... И жаль было своего чувства, этой своей любви...».)
Какой следующий временной отрезок изображает автор?
(«Прошло четыре года».)
Что за это время произошло с героем и как автор относится к нему?
(Прежнее чувство к котику исчезло. Обратим внимание на одну деталь: «Ему не нравились ее бледность ... слабая улыбка, голос, а немного погода уже не нравилось платье, кресло, в котором она сидела...». Какие-то душевные порывы героя, к которому А.П. Чехов временами относился с сочувствием, заглушаются пошлой средой. С обывателем можно играть в карты, закусывать с ним, кажется, это мирный и неглупый человек, но стоит заговорить с ним о более высоких материях, как он вызывает только раздражение. И Дмитрий Ионыч замкнулся. Остались винт и деньги.)
Как здесь меняется сама авторская интонация?
(Если раньше наблюдалась объективная повествовательная интонация, за которой порой ощущались ирония и юмористические нотки, то теперь автор явно выявляет свое неприятие действительности. Звучат гнев и негодование. Когда Старцев в обществе говорил, что нужно трудиться, что без труда нельзя жить, нельзя жить и ничего не делать, когда он замечает, что жизнь проходит тускло без впечатлений, без замыслов, «днем нажива», а вечером общество картежников, алкоголиков, которых он терпеть не может, мы понимаем, что это позиция самого автора. В то же время в душе героя еще теплится мысль о другой жизни.)
А что представляет последний временной отрезок — «прошло еще несколько лет»?
(Финал рассказа и есть финал человека, окончательно растерявшего какие-то позитивные задатки, потерявшего себя в этой пошлой среде. Перед нами обыватель, который погряз в наживе и потребительстве. Образ становится своеобразным символом. Это «языческий бог» наживы. Когда он торгует дом и тычет палкой, женщины и дети в страхе прячутся.)
А что прежняя любовь? Найдите поразительную по силе деталь, свидетельствующую об окончательной утрате когда-то волнительного чувства к Котику?
Итак, Чехов в коротком рассказе развернул перед нами историю целой жизни героя. Как в целом автор относится к нему?
(С одной стороны, герой — своеобразное порождение обывательской среды, в которой тонет все здоровое, разумное, новое. И здесь явно ощущается авторское сочувствие герою, жертве обстоятельств. С другой стороны, великий гуманист отрицает мораль Ионыча, подчеркивая, что человек при любых обстоятельствах остается человеком. Нравственному идеалу А.П.Чехова чужда позиция Ионыча. В этом смысле в рассказе как бы присутствует одно положительное лицо — нравственный принцип великого писателя, высокий, благородный, человечный. От него и надо исходить в оценке Ионыча.)
Домашнее задание:
1. Как А.П. Чехову в коротком рассказе удалось показать историю целой жизни человека?
2. Можете ли вы привести аналогичный пример из мировой литературы?
3. Прочитайте рассказы Чехова «Дама с собачкой», «Крыжовник», «О любви».
4. Чем близки в идейно-тематическом плане эти рассказы «Ионычу»?
5. Какие особенности стиля художника просматриваются в данных рассказах?