Релаксация | Учиться трудно! Учиться нужно! Прошу всех включиться в работу. Надеюсь, что вы будете активными и разговорчивыми. | Настраиваются на работу |
Организационный момент | -Проверьте наличие текста, тетради; -Проверьте наличие рабочего настроения. | Проверка рабочего места ученика |
Слово учителя | - Продолжаем изучать творчество Антона Павловича Чехова. | Слушание |
Вывешивает портрет А.П. Чехова на доску | - Чему может научить читателя в 21 веке этот задумчивый, мудрый человек, живший на рубеже веков девятнадцатого и двадцатого? -Какие проблемы поднимает Антон Павлович Чехов в своих рассказах? - О чем заставляет задуматься? | Слушание, осмысление |
Актуализация | Пока земля еще вертится , пока еще ярок свет Господи, дай же каждому чего у него нет. Вот этими словами Булата Окуджавы я начну урок изучения рассказа Чехова «Ионыч» -На первом плане в произведениях писателя стоит человек, его внутренний и внешний мир, его индивидуальность, потому что, по словам Чехова, “тогда человек станет лучше, когда вы покажете, каков он есть”. | Формулирование темы урока |
Тема урока | -Как тему урока вы предложили бы своим одноклассникам? (Анализ рассказа Чехова) -запишите тему урока в тетрадь | Запись темы урока |
Организует обсуждение | - Определите цель урока (Проследить историю героя; выяснить, какие изменения произошли с ним понять, почему произошли эти изменения) | Формулирование цели урока |
Предъявление домашнего задания | -Домашнее задание вы получите написать мини-сочинение. Тему его сформулируем в ходе урока. Это своеобразная интрига нашего урока . | Записывают. |
Организует обсуждение | Какие виды анализа рассказа будем использовать на уроке? -Мы будем анализировать рассказ с точки зрения сочетания разных видов анализа: -концептуального, -анализа внутренней формы произведения, - анализа организационной формы произведения. | Отвечают, определяют виды анализа произведения. |
Мотивация , вывешивает на доску высказывание. | -Рассчитывая на нравственную чуткость и активное сотворчество читателя, А.П. Чехов писал: “Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он добавит сам…”. | Слушают |
Творческое задание | -Продолжите фразу: «В жизни по-разному можно жить: …» | Записывают совй вариант |
Опрашивает | -Прошу огласить ваши записи -Предлагаю каждому свою фразу сделать девизом урока | Зачитывают свои записи |
Организует беседу | -О чем рассказ «Ионыч»? - Тема рассказа -Литературоведы предлагают 2 варианта анализа рассказа: 1.Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова “Ионыч”. 2.Путь духовной деградации главного героя рассказа А.П. Чехова “Ионыч”. | Отвечают |
Словарная работа | - Эволюция или деградация? | Запись в тетрадь |
Формулируется основной вопрос урока. | - Исходя из выше сказанного сформулируем основной вопрос, на который мы будем искать ответ, анализируя рассказ ? ИТАК! -Что погубило доктора Старцева? | Запись основного вопроса урока |
Анализ композиции рассказа, эвристическая беседа | - Рассмотрим элементы организационного анализа произведения -Какова композиция рассказа “Ионыч”? -В каком времени с точки зрения русского языка автор ведёт повествование? (I–IV главы написаны в прошедшем времени, V глава – в настоящем времени.) Такой приём называется ретроспектива. Вспомните, что такое ретроспектива? (Ретроспектива (книжн.) – обращение к прошлому.) - В чём смысл такой композиции? - обратите внимание на первую страницу рассказа, о чем она? - прочитайте последнюю страницу рассказа, о чем она? Вывод: композиция кольцевая | Запись слов Композиция Ретроспектива Кольцевая |
Анализ сюжета рассказа, эвристическая беседа | -Проследим путь Дмитрия Ионовича Старцева. -Как изменялся образ жизни доктора Старцева? Как изменялось его благосостояние? - Вывод: сюжет рассказа - это дорога жизни доктора Старцева. | Называют этапы жизни героя, изменение уровня благосостояния доктора Старцева. Оформляют запись в опорный конспект урока. |
Работа с текстом рассказа А.П.Чехова «Ионыч». | -Обратимся к тексту!.. Доктор в начале рассказа: Дмитрий Ионыч Старцев, молодой человек, интеллигент, назначен врачом в Дялиже, в 9 верстах от города С. Он человек свободный, образованный. Иначе говоря, он производит впечатление современного человека, обладающего всеми признаками тогдашнего модного поведения В конце рассказа доктор стал таким: Он стал известным, довольно богатым («есть имение и два дома в городе», он «пополнел, ожирел, тяжело дышит», «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжёлым и раздражительным» | Ученики приводят примеры из текста |
Вывод формулируют совместно с учителем | -Чехов – мастер тонкого психологического анализа. Автор показал этапы духовного перерождения Ионыча | Вывод формулируют совместно с учителем |
Организует обсуждение | “Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинки в реке: они не идут, их несёт”. (Сенека Луций Анней (Младший) – римский философ, писатель, политический деятель.) | Свободный обмен мнениями |
Организует беседу | -Известный русский литературовед Д.Овсянико – Куликовский писал, что произведение Чехова «Ионыч» рассказывает о нормальном человеке. -А кто такой , по-вашему, нормальный человек? Обыкновенный, простой, средний, бездарный, это мы | Обмен мнениями |
Организует работу учащихся по вариантам | -Анализ с точки зрения внутренней формы -Работа в группах: обвинители и защитники | 1 вариант – обвинители. 2 вариант - защитники |
Обвинение | Защита |
Каким стал доктор Старцев в конце рассказа внешне? | Каким приехал Дмитрий Старцев в Дялиж? |
Как он относится к своей работе, к людям? | Какова его цель жизни? Хороший ли он врач? |
Какую роль в судьбе доктора Старцева сыграла семья Туркиных? | Есть ли у доктора Старцева общественные идеалы? |
Почему доктор Старцев остался один? | Почему Старцева не приняли обыватели? |
Любил ли Старцев Екатерину Ивановну? | Каковы интересы молодого доктора Старцева? |
Почему доктор Старцев не ответил на порыв Екатерины Ивановны через 4 года? | Почему Дмитрий Ионыч поехал на кладбище? |
| Каково истинное лицо каждого из членов семьи Туркиных? |
Выступает в роли консультанта | Самостоятельная работа учеников | Самостоятельная работа (индивидуально, в парах) |
Организует выступление учеников | Выступление обвинителей Выступление защитников | Представляют свою позицию, аргументируют свое мнение. |
Организует итоговую беседу. | Кто же виновен в превращении Дмитрия Ионыча Старцева в Ионыча? - Среда? -Екатерина Ивановна? - Сам? Как отвечает А.П.Чехов - С ней (Екатериной Ивановной) он мог говорить о чем угодно, жаловаться на жизнь, на людей» - И жаль было своего чувства, этой своей любви, так жаль, что, кажется, взял бы и зарыдал…» -Огонек все разгорался в его душе, и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь» Вывод: жалуется на жизнь только слабый человек!! | Отвечают на вопросы |
Обсуждение смысла названия рассказа | В конце урока – размышления предлагаю решить исследовательскую задачу: Почему рассказ А. П. Чехова называется «Ионыч»? «Ионыч» – отображает результат обезличивания героя | Предлагают свои варианты ответов |
Инструктаж | Домашнее задание написать мини- сочинение на тему: «В жизни по-разному можно жить…» (Чему учит нас А.П.Чехов?) | Запись задания |
Организует выполнение письменного задания | Выводы урока: - Какие проблемы поднимает Антон Павлович Чехов в своих рассказах? - О чем заставляет задуматься? | Записывают свои мысли, 5- 8 предложений |
Обсуждение проблемного вопроса | Ответим на вопрос Чему может научить читателя в 21 веке этот задумчивый, мудрый человек, живший на рубеже веков девятнадцатого и двадцатого? | Свободный обмен мнениями |