Конспект урока по теме: Юмор и сатира в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»
Конспект урока по теме: Юмор и сатира в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»
Конспект урока по литературе в 6 классе по теме "Юмор и сатира в рассказе Чехова "Хамелеон". На уроке учащиеся знакомятся с понятием "хамелеонства". Работают по группам, отвечают на вопросы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Юмор и сатира в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»»
Конспект урока по теме: Юмор и сатира в рассказе А.П. Чехова
«Хамелеон»
Цели:
Образовательные: дать понятие “хамелеонства”; продолжить обучать анализу художественного текста, находить в нем художественные детали; составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики; проанализировать средства создания комического.
Развивающие: развитие творческих способностей, образного и ассоциативного мышления.
Воспитательные: формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие “хамелеонства”.
Друзья, я очень рада Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Улыбки ваших милых глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок, Скрестите шпаги ваших мнений Мы вместе сотворим урок.
Сообщение темы и цели урока.
Ребята, мы сегодня продолжаем изучение творчества Антона Павловича Чехова. На прошлых уроках мы с вами изучали биографию великого русского писателя, драматурга, прочитали некоторые его рассказы. И еще одному рассказу посвятим наш урок внеклассного чтения. Вы уже познакомились с рассказом "Хамелеон". И сегодня мы с вами должны провести небольшое исследование, в ходе анализа попытаться раскрыть понятия «юмор» и «сатира» в данном произведении.
Работа по теме урока
Сначала я хотела бы узнавать ваше впечатление от прочитанного? Понравился или нет?
– Для чего мы читаем с вами сатирические рассказы? (Отдохнуть, посмеяться, смех помогает нам наказать зло. Смех учит, воспитывает, показывает, как не нужно поступать в той или иной ситуации, делает нас духовно богаче.)
– Как вы думаете, ради чего Чехов написал этот рассказ?
- Давайте вспомним героев произведения, а поможет нам в этом кроссворд “Угадай фамилии чеховских героев». (Приложение I)
А вот почему такие у них фамилии, вы попробуете догадаться сами. Рассказ Чехова сатирический, вызывает у нас невольный смех. Вот сейчас мы и разберемся, при помощи каких приемов писатель достигает такого эффекта. Для этого вам придется поработать в группах. Каждая группа проведет исследование, а потом мы это обсудим.
1 группа:
Вопросы:
Что такое художественная деталь? С какой целью она используется писателями в художественных произведениях? Найдите в тексте “Хамелеона” художественные детали. Охарактеризуйте их.
2 группа:
Вопросы:
Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? Как называется такой прием в литературе?
Особую роль в рассказе имеет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику?
3 группа
Вопросы:
Найдите описание внешности героев. Что подчеркивает Чехов этим описанием?
4 группа:
Вопросы:
Что такое композиция? Назовите элементы композиции. Чем интересен рассказ Чехова “Хамелеон” с точки зрения композиции?
Итак, слово предоставляется 1 группе ( Заслушивается ответ 1 группы)
Вопросы всему классу: - Почему фраза «конфискованный крыжовник» звучит комично? Давайте прочитаем толкование слова Конфисковать (Конфисковать – принудительно и безвозмездно изъять деньги или имущество частного лица. В пользу государства)
-Как вы думаете, в пользу ли государства конфискован крыжовник? Обратите внимание на несовместимость слов разных стилей.
- Судя по поспевшему крыжовнику, на дворе лето. Почему же Очумелов не расстаётся со своей шинелью? Ему ведь, наверное, жарко.
- В тексте еще несколько раз упоминается "шинель" и "пальто". Определите лексическое значение этих слов .
- Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин - пальто?
Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.
- Особый комизм создаётся сочетанием новой шинели и узелка в руке. Как вы думаете, что в этом узелке? Наверное, тоже что-нибудь конфискованное далеко не в пользу государства.
Следующая деталь – палец. Окровавленный палец Хрюкина - это и политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина.
Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.
Переходим ко 2 группе. ( Заслушивается ответ 2 группы)
Вопросы всему классу:
- Для создания комического эффекта, для разоблачения героя, для показа его истинного лица автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование концеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику
- Приём “говорящих имён и фамилий” - юмористический или сатирический?
Полностью понять социальную сущность и комизм хамелеонства помогает речевое мастерство Чехова. Реплики настолько выразительны, что дают моментальный языковой фотопортрет.
- Найдите реплики героев, вызывающие у вас смех?
- Почему Очумелова называют косноязычным? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.
Заслушаем ответ 3 группы. ( Заслушивается ответ 3 группы)
Задания всему классу:
Словесное рисование: нарисуйте портрет Очумелова, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.
– Очумелов: “идет”, “делает полуоборот налево”, “врезываясь в толпу”, “говорит строго”, “шевеля бровями” – этот глагольный ряд рисует чиновника, “несущего” свою персону, сознающего собственную значительность и важность. Особую значительность придает ему новая шинель. “Несочетание” этого важного вида и узелка в руке, в котором, вероятно, лежит что-то конфискованное еще, помимо крыжовника, рождает комический эффект.
Словесное рисование: нарисуйте портрет Елдырина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.
– Елдырин: рыжий городовой; одним эпитетом писатель обозначил направление работы нашего воображения: смешной, глупый, ничтожный.
Словесное рисование: нарисуйте портрет Хрюкина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.
– Хрюкин: ситцевая крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка, полупьяное лицо. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски – “вышеописанный человек”.
Заслушаем ответ 4 группы. ( Заслушивается ответ 4 группы)
Писателя не интересуют события, кульминации нет, развязка вынесена за рамки повествования. Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя
– Итак, вы хорошо поработали, теперь давайте сделаем вывод, при помощи каких приемов Чехов создает комический эффект в рассказе? (Комическое – контрастное несоответствие содержание объекта и формы его проявления.).
– Из-за чего возникает комическая ситуация в рассказе?
– Слова “хамелеон” нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? Что это за животное? В прямом или переносном значении употреблено это слово?
– В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать “хамелеоном”? (И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу.)
– Какова же идея рассказа?
– Как бы вы определили, что такое “хамелеонство”? Какого человека мы называем Хамелеоном?
Особенность творчества Чехова заключается в том, что « мир для него смешон и печален одновременно», а в произведениях писателя сочетаются юмор и сатира.
- Что такое юмор? И что такое сатира?
Если юмор – это весёлая, но безобидная насмешка, не задевающая достоинства человека, то сатира - это безжалостное обличение пороков.
-Каков характер смешного в « Хамелеоне»: что мы здесь видим- безобидную насмешку или безжалостную сатиру?
-Чем интересен рассказ сегодня? Встречается ли «хамелеонство» в нашей жизни?
- Первоначально рассказ имел подзаголовок "Сценка", но потом А.П.Чехов его снял. Почему?( Слово "сценка" указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер!)
- Предлагаю вам разыграть сценку: « Суд над Очумеловым» по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» ( Приложение II)
Итог урока
– Сегодня мы познакомились с понятием “хамелеонство”. Что же это такое? – Чему нас учит рассказ?
– Изменился ли ваш взгляд на произведение после сегодняшнего урока?
– Есть ли явления “хамелеонства” в наши дни?
– Рассказ юмористический или саркастический?
– Перед вами решето с конфискованным крыжовником. Но вместо крыжовника мы конфискуем те пороки, которые есть у наших героев и которых, конечно же, не должно быть у нас с вами. Выберите карточки с тремя недостатками, которые наиболее точно характеризуют Очумелова и положите их в решето, чтобы вы с ними никогда не встречались (Ложь, подхалимство, лицемерие, грубость, хамство, высокомерие, самолюбие).
– На доске перед вами дерево совести. Возьмите у себя на партах листочках с теми качества, которые должны быть с вами всегда (Доброта, искренность, грубость, подхалимство, жестокость, милосердие, уважение к другим и т.д).
Пусть это дерево станет для вас своеобразным кодексом нравственности. Заглядывайте почаще в него, чтобы не появилось сорняков-пороков вокруг него. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами.
Домашнее задание:
Нарисовать шарж на “чеховского хамелеона”. Вспомнить, что такое шарж.