kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: Юмор и сатира в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме "Юмор и сатира в рассказе Чехова "Хамелеон". На уроке учащиеся знакомятся с понятием "хамелеонства". Работают по группам, отвечают на вопросы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Юмор и сатира в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»»

Конспект урока по теме: Юмор и сатира в рассказе А.П. Чехова

«Хамелеон»

Цели:

Образовательные: дать понятие “хамелеонства”; продолжить обучать анализу художественного текста, находить в нем художественные детали; составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики; проанализировать средства создания комического.

Развивающие: развитие творческих способностей, образного и ассоциативного мышления.

Воспитательные: формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие “хамелеонства”.

Оборудование: кроссворд, нарисованное дерево, листья, решето, плакаты.

Ход урока

1. Организационный момент

Друзья, я очень рада 
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений 
Мы вместе сотворим урок.

Сообщение темы и цели урока.

Ребята, мы сегодня продолжаем изучение творчества Антона Павловича Чехова. На прошлых уроках мы с вами изучали биографию великого русского писателя, драматурга, прочитали некоторые его рассказы. И еще одному рассказу посвятим наш урок внеклассного чтения. Вы уже познакомились с рассказом  "Хамелеон". И  сегодня мы с вами должны провести небольшое исследование, в ходе анализа попытаться раскрыть понятия  «юмор» и «сатира» в данном  произведении.

Работа по теме урока

Сначала я хотела бы узнавать ваше впечатление от прочитанного? Понравился или нет?

– Для чего мы читаем с вами сатирические рассказы? (Отдохнуть, посмеяться, смех помогает нам наказать зло. Смех учит, воспитывает, показывает, как не нужно поступать в той или иной ситуации, делает нас духовно богаче.)

– Как вы думаете, ради чего Чехов написал этот рассказ?

- Давайте вспомним героев произведения, а поможет нам в этом кроссворд “Угадай фамилии чеховских героев». (Приложение I)

А вот почему такие у них фамилии, вы попробуете догадаться сами. Рассказ Чехова сатирический, вызывает у нас невольный смех. Вот сейчас мы и разберемся, при помощи каких приемов писатель достигает такого эффекта. Для этого вам придется поработать в группах. Каждая группа проведет исследование, а потом мы это обсудим.

1 группа:

Вопросы:

Что такое художественная деталь? С какой целью она используется писателями в художественных произведениях? Найдите в тексте “Хамелеона” художественные детали. Охарактеризуйте их.

2 группа:

Вопросы:

Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? Как называется такой прием в литературе?

Особую роль в рассказе имеет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику?

3 группа

Вопросы:

Найдите описание внешности героев. Что подчеркивает Чехов этим описанием?  

4 группа:

Вопросы:

Что такое композиция? Назовите элементы композиции. Чем интересен рассказ Чехова “Хамелеон” с точки зрения композиции?

Итак, слово предоставляется 1 группе ( Заслушивается ответ 1 группы)

Вопросы всему классу: - Почему фраза «конфискованный крыжовник» звучит комично? Давайте прочитаем толкование слова Конфисковать (Конфисковать – принудительно и безвозмездно изъять деньги или имущество частного лица. В пользу государства)

-Как вы думаете, в пользу ли государства конфискован крыжовник? Обратите внимание на несовместимость слов разных стилей.

- Судя по поспевшему крыжовнику, на дворе лето. Почему же Очумелов не расстаётся со своей шинелью? Ему ведь, наверное, жарко.

- В тексте еще несколько раз упоминается "шинель" и "пальто". Определите лексическое значение этих слов .

- Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин - пальто?

Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

- Особый комизм создаётся сочетанием новой шинели и узелка в руке. Как вы думаете, что в этом узелке? Наверное, тоже что-нибудь конфискованное далеко не в пользу государства.

Следующая деталь – палец. Окровавленный палец Хрюкина - это и политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина.

Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.

Переходим ко 2 группе. ( Заслушивается ответ 2 группы)

Вопросы всему классу:

- Для создания комического эффекта, для разоблачения героя, для показа его истинного лица автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование концеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику

- Приём “говорящих имён и фамилий” - юмористический или сатирический?

Полностью понять социальную сущность и комизм хамелеонства помогает речевое мастерство Чехова. Реплики настолько выразительны, что дают моментальный языковой фотопортрет.

- Найдите реплики героев, вызывающие у вас смех?

- Почему Очумелова называют косноязычным? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.

Заслушаем ответ 3 группы. ( Заслушивается ответ 3 группы)

Задания всему классу:

Словесное рисование: нарисуйте портрет Очумелова, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

– Очумелов: “идет”, “делает полуоборот налево”, “врезываясь в толпу”, “говорит строго”, “шевеля бровями” – этот глагольный ряд рисует чиновника, “несущего” свою персону, сознающего собственную значительность и важность. Особую значительность придает ему новая шинель. “Несочетание” этого важного вида и узелка в руке, в котором, вероятно, лежит что-то конфискованное еще, помимо крыжовника, рождает комический эффект.

Словесное рисование: нарисуйте портрет Елдырина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

– Елдырин: рыжий городовой; одним эпитетом писатель обозначил направление работы нашего воображения: смешной, глупый, ничтожный.

Словесное рисование: нарисуйте портрет Хрюкина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

– Хрюкин: ситцевая крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка, полупьяное лицо. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски – “вышеописанный человек”.

Заслушаем ответ 4 группы. ( Заслушивается ответ 4 группы)

Писателя не интересуют события, кульминации нет, развязка вынесена за рамки повествования. Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя

– Итак, вы хорошо поработали, теперь давайте сделаем вывод, при помощи каких приемов Чехов создает комический эффект в рассказе? (Комическое – контрастное несоответствие содержание объекта и формы его проявления.).

Приемы создания комического в рассказе:

1) Художественные детали.
2) “Говорящие” фамилии.
3) Речевая характеристика персонажей.
4) Особенности композиции.

– Из-за чего возникает комическая ситуация в рассказе?

– Слова “хамелеон” нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? Что это за животное? В прямом или переносном значении употреблено это слово?

– В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать “хамелеоном”? (И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу.)

– Какова же идея рассказа?

– Как бы вы определили, что такое “хамелеонство”? Какого человека мы называем Хамелеоном?

Особенность творчества Чехова заключается в том, что « мир для него смешон и печален одновременно», а в произведениях писателя сочетаются юмор и сатира.

- Что такое юмор? И что такое сатира?

Если юмор – это весёлая, но безобидная насмешка, не задевающая достоинства человека, то сатира - это безжалостное обличение пороков.

-Каков характер смешного в « Хамелеоне»: что мы здесь видим- безобидную насмешку или безжалостную сатиру?

-Чем интересен рассказ сегодня? Встречается ли «хамелеонство» в нашей жизни?

- Первоначально рассказ имел подзаголовок "Сценка", но потом А.П.Чехов его снял. Почему?( Слово "сценка" указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер!)

- Предлагаю вам разыграть сценку: « Суд над Очумеловым» по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» ( Приложение II)

Итог урока

– Сегодня мы познакомились с понятием “хамелеонство”. Что же это такое?
– Чему нас учит рассказ?

– Изменился ли ваш взгляд на произведение после сегодняшнего урока?

– Есть ли явления “хамелеонства” в наши дни?

– Рассказ юмористический или саркастический?

– Перед вами решето с конфискованным крыжовником. Но вместо крыжовника мы конфискуем те пороки, которые есть у наших героев и которых, конечно же, не должно быть у нас с вами. Выберите карточки с тремя недостатками, которые наиболее точно характеризуют Очумелова и положите их в решето, чтобы вы с ними никогда не встречались (Ложь, подхалимство, лицемерие, грубость, хамство, высокомерие, самолюбие). 

– На доске перед вами дерево совести. Возьмите у себя на партах  листочках с теми качества, которые должны быть с вами всегда (Доброта, искренность, грубость, подхалимство, жестокость, милосердие, уважение к другим и т.д).

Пусть это дерево станет для вас своеобразным кодексом нравственности. Заглядывайте почаще в него, чтобы не появилось сорняков-пороков вокруг него. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами.

Домашнее задание:

Нарисовать шарж на “чеховского хамелеона”. Вспомнить, что такое шарж.

Инсценировка понравившихся эпизодов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по теме: Юмор и сатира в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»

Автор: Попова Светлана Геннадьевна

Дата: 17.05.2017

Номер свидетельства: 416248

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "конспект  интегрированного  урока  литература-английский язык  А.П.Чехов "Хамелеон" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-litieratura-anghliiskii-iazyk-a-p-chiekhov-khamielieon"
    ["file_id"] => string(6) "208634"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430851275"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства