kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему: Ф. Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучению творчества Фазиля Искандера в школе отводится сравнительно скромное место.Урок по изучению творчества писателя спланирован так, чтобы вызвать интерес к его произведениям, сделан упор на то, что проблемы, поднимаемые писателем, очень актуальны и для нашего времени.На первом уроке ребята познакомились с биографией писателя, с его творчеством и работали стекстом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 6 классе на тему: Ф. Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла".»

Конспект урока литературы в 6 классе

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

Цели:

Образовательные:

-познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Ф.А.Искандера;

-показать автобиографический характер рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»;

-показать актуальность и вневременную ценность произведения Ф.Искандера;

-вызвать интерес к его книгам.

Развивающие:

-развивать понятия о сюжете, о герое-повествователе, о способах создания комического;

-развивать чувство юмора, навыки характеристики героев, монологической речи;

-совершенствовать навыки анализа художественного текста, активизировать мыслительную деятельности учащихся.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к изучаемому предмету;

-продолжить формирование нравственных качеств, таких как честность, трудолюбие, совесть, чувство юмора.

Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ:

-презентация

-книжная выставка произведений Ф.Искандера;

-репродукции видов Абхазии;

-сюжетные рисунки детей;

-портрет Ф. Искандера;

- текст рассказа, фонохрестоматия;

-иллюстрации к мифам о Геракле;

-раздаточный материал.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

III. Работа над темой урока:

1.Знакомство с биографией Искандера. (Слово учителя):

Творчество Фазиля Искандера прочно связано с его родиной, с абхазскими горами, яркими красками южного неба и моря, с воспоминаниями детства. Герои книг по большей части земляки автора. Это великие труженики, простые, веселые и гордые люди. Много в этих книгах и товарищей его детства. Сам писатель так сказал о себе: «Я русский писатель, но певец Абхазии».

Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике, куда он приезжал на лето к родным. Отец был служащим.Ещё с дореволюционных времён у него был иранский паспорт, поэтому в 1938 году он был депортирован за пределы СССР вместе с другими лицами иранского происхождения. Больше никогда Фазиль Искандер не видел своего отца. Уже будучи взрослым, он узнал о том, что по прибытии в Иран отец его был арестован и отправлен на каторжные работы. Умер он в 1957 году.

      Окончив школу, Искандер отправляется в Москву, где хочет поступить в университет на философский факультет. Это ему не удается. Он становится студентом Государственного библиотечного института.

     Учась в этом вузе, Искандер пишет стихи, и в 1951 году переходит в Литературный институт им. Горького, который заканчивает в 1954 году.

    В 1957 году вышла первая книга стихов Искандера «Горные тропы». Но настоящая известность пришла к нему с прозой.

    Ещё в 1956 году в журнале «Пионер» был напечатан рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». И в этом же году 8 рассказов Искандера были включены в 5-томник «Библиотеки произведений советских писателей».

     Проза Искандера началась с рассказов о детстве.

     В своих смешных и трогательных рассказах писатель ставит серьезные нравственные вопросы: что такое честь и бесчестие, достоинство и трусость, в чем состоит коварство, как выражается предательство? Эти вопросы станут в дальнейшем коренными в творчестве Искандера. Обращение к детству не снижает глобальности этих вопросов, а лишь делает их более близкими читателю.

2.Чтение и обсуждение статьи учебника «Фазиль Абдулович Искандер».

После прочтения статьи учащиеся совместно с учителем выполняют небольшую тестовую работу. (у каждого ученика на парте карточка)

Вопросы

Пункты плана

Какое образование получил Ф. Искандер?

Детство и годы учёбы писателя

Как началась его писательская деятельность?

Первые книги Ф.Искандера

Какова главная тема книг Ф.Искандера о подростках?

Мир подростка в книгах Ф.Искандера.

Почему рассказы Ф Искандера одновременно обращены к подросткам и взрослым?

Взрослые рассказы о подростках.



3.Работа над текстом рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла».

-Ф. Искандеру принадлежит афоризм: «Юмор делает серьезное ещё более серьёзным».Как вы понимаете эту фразу? (Это значит ,что читать будет весело, но речь пойдёт о серьёзных вещах).

Индивидуальная работа

. Ученикам на карточке даётся задание по определённому эпизоду рассказа. Через некоторое время, которое отводится на подготовку, заслушиваются выступления учеников.

Задание1. Перескажите фрагмент рассказа с начала до слов «Разумеется, я тоже не избежал общей участи». Озаглавьте этот фрагмент. Каким был учитель Харлампий Диогенович? Какие его черты вызывают уважение? Почему он выставляет своих учеников в смешном свете? Выпишите из фрагмента слова и выражения,характеризующие учителя.

Задание 2. Прочитайте по ролям фрагмент рассказа со слов «Он вынул чётки и задумчиво перебирал жёлтые бусины…» до конца рассказа. Как чувствует себя герой у доски? Как вы понимаете слова «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»? Какими способами автор вызывает у читателей смех?

Задание3. Прочитайте по ролям фрагмент рассказа со слов «Но вот распахнулась дверь…» до слов «…из класса вышел дух больничной свободы». Озаглавьте этот фрагмент. В чём комичность описанной ситуации? Какими спосбами выражается во фрагменте авторская позиция? В чём проявляется авторский юмор по отношению к рассказчику?


4.Беседа.

    • Назовите в рассказе все, что связано с Древней Грецией. (Название рассказа, Пифагор, греческое происхождение учителя, его отчество, напоминающее о древнегреческом философе Диогене).

    • В чем состоит «философский» смысл рассуждений о школьных математиках? (Старую школьную шутку рассказчик воспринимает совершенно серьезно, что делает ее еще более смешной).

    • Стадион «мешал педагогическому процессу». Как рассказчик выражает невозможность для детей сбежать на стадион с урока математики? (Смешным примером: «Это было все равно, что подойти к директору на перемене и молча скинуть с него шляпу»).

    • Почему дети боялись нарушить дисциплину на уроках математики? (Потому что учитель «заставлял… смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху, самим же учителем»).

    • Как учитель понял хитрость мальчика? (По слову «малярик»).

    • Объясните значение фразы: «Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого». («Не бояться этого» – не понимать, что ты смешон, быть глупым).

    • Какое значение имеет слово подвиг? (Смелый поступок).

5. Подведение итогов урока.

Учитель: Сегодня мы ознакомились с произведением о детстве. Как и большинство подобных текстов, он многому учит нас, читателей. Но Искандер учит по-своему. В рассказе нет нравоучительности. Мы смеемся вместе с героем. В том числе и над ним самим.

-Ребята, какое впечатление произвел на вас рассказ?

6. Домашнее задание:

Составить письменную характеристику учителя.



3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по литературе в 6 классе на тему: Ф. Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла".

Автор: Долгих Татьяна Алексеевна

Дата: 19.03.2017

Номер свидетельства: 401480

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Конспект урока литературы на тему Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детских характеров( 6 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_literatury_na_temu_fazil_iskander_trinadtsatyi_podvig_gerakla_vli"
    ["file_id"] => string(6) "545853"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1586364754"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства