Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детских характеров( 6 класс)»
Влияние учителя на формирование детских характеров.
Цель и задачи: 1. Показать нравственные идеалы писателя.
2. Раскрыть философский смысл рассказа.
3. Попытаться раскрыть особенности творческого метода Ф.Искандера.
4. Показать актуальность и вневременную ценность произведения Ф.Искандера.
5. Совершенствовать у школьников навыки анализа художественного произведения
6. Способствовать выработке у ребят самостоятельного, личностного отношения к прочитанному, актуализация личностных смыслов у учащихся.
7. Воспитывать у школьников чувство совести и человеческого достоинства, стремление воспринимать нравственные проблемы общества как свои собственные. Познание личностью субъективной реальности – своей и чужой.
8. Стимулирование интереса к диалогу как способу разрешения гуманитарных проблем.
9. Поиск личностью значимого для себя в предмете.
ТИП УРОКА: Комбинированный.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Эпиграф
Звенят все чаще в памяти моей
Тугие трели школьного звонка.
Все чаще голоса учителей
Я слышу в сердце, грустные слегка.
Они мне на дорогах бытия
Желают только счастья и добра.
И тем роднее мне учителя,
Чем дальше я от школьного двора.
- Многие люди, уходя из школы, вспоминают всю жизнь учителей.
- (Рефлексивная пауза). Мне хотелось бы, чтобы вы сегодня на уроке подумали, а что для вас значит слово «УЧИТЕЛЬ».
- Посмотрим, как вспоминает о своем учителе автор рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» Фазиль Искандер.
- Кто же такой Фазиль Искандер?
«Я русский писатель, но певец Абхазии».
Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Говорят, что дерево может вырасти лишь на высоту своих корней. По корням Фазиля Искандера можно судить о том, какая это могучая личность. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике дедушки, куда он приезжал на лето. Посмотрите, какая природа его окружала! (Демонстрация слайдов с видами Абхазии).
- Отец его был персом по происхождению. Но в одну ненастную ночь восьмилетний Фазиль простился с отцом и больше его не увидел никогда. Высланный в Иран, отец умер на чужбине.
- Воспитывала его одна мама, которую он очень любил и высоко ставил, хотя она была простая крестьянская женщина и не прочла в своей жизни ни одной книги. Она была от природы по-настоящему умна. Но главным воспитателем был дедушка. Главным, если не считать Абхазии и суровых, но справедливых нравственных заповедей гор.
- Самое заметное свойство Ф.Искандера - юмор. Довольно редкой разновидности, очень… настоящий, что ли. Смешное у него рождается словно из ничего, является всегда неожиданно. Суть творчества не зависит от того, что он описывает: империю или маленькое село. А смысл его творчества в том, что он приблизил страну, существующую уже сорок лет, где между небом и землей расположилось горное село Чегем, к нам, и мы почувствовали важность и значимость маленького народа, любого народа.
Сегодня вместе с героями Ф.Искандера мы совершим путешествие в прекрасный и неповторимый мир детства.
III. Восстановление сюжета и композиции по рисункам.
- Итак, к сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ и проиллюстрировали его. (Опережающее задание). Давайте вспомним, о чем он.
Рисунки детей (восстановление сюжета)1.Математик – экспозиция
2.Футбол
3.Докторша завязка
4.Укол
5.У доски – кульминация
- Сюжет, как видим, очень прост (как мальчик пытался обвести вокруг пальца учителя).
- Но развитие этой, казалось бы, простой истории преображает ее в глубоко философский рассказ о том, что такое смех, и как он противостоит обману.
Философия – любовь к мудрости, проникновенная бесстрашная мысль, стремящаяся охватить все стороны бытия.
IV. Беседа с комментированным чтением.
1. Вспоминая о своем учителе математики, автор подчеркивает незаурядность его личности: «Не знаю, был ли он гениален, сейчас это трудно установить. Я думаю, скорее всего, был». (Стр. 323)
2.Как звали учителя? Случайно ли отчество (связь с мифами). У героев Искандера «говорящие» имена. Используя эту традицию русской литературы, писатель дает героям характеристику, в которую вкладывает свое отношение к ним.
3.Чем же отличался Харлампий Диогенович от своих коллег? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
4.Наверное, этот учитель знал какой-то особый секрет воспитания. Но какой? Найдите ответ на вопрос по тексту (работа с текстом).
- Главное оружие Харлампия Диогеновича – это делать человека смешным… (стр. 326)
5.А почему Харлампий Диогенович обращается к пятиклассникам на вы? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
- Наверное, хочет подчеркнуть, что уважает их так же, как взрослых.
6.А не слишком ли жестоко выставлять ученика на посмешище перед всем классом? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
- Вспомните: «Все смеются против одного. Если над тобой смеётся один человек, то можешь еще как-то с этим справиться. Но невозможно пересмеять весь класс».
- Все понимают, что учитель поступает справедливо. Ведь он высмеивает ученика не из-за личной неприязни. Просто он не терпит, когда к делу относятся спустя рукава, не выносит разболтанности, разгильдяйства, обмана. А самое главное у него нет любимчиков. «Смешным мог оказаться каждый».
- Конечно, мало приятного, когда над тобой смеются, но если в этом смехе нет ни оскорбления, ни унижения, то и обижаться особенно не на что. Во всяком случае, «пострадавшему» от Харлампия Диогеновича хотелось бы, во что бы то ни стало доказать, что он «не такой уж окончательно смехотворный».
7.И все-таки жутковато ждать, когда на тебя обрушатся раскаты смеха. Помните, с кем сравнивает своего учителя не решивший задачу пятиклассник?
- С палачом, выбирающим жертву.
8.Тогда можно только порадоваться за ученика, нашедшего способ перехитрить учителя. Что придумал герой, чтобы избежать наказания? Вспомним, как это было.
9.Почему учитель после показанных событий рассказал о подвигах Геракла? А кто такой Геракл?
- Геракл – герой древнегреческих мифов.
- Учитель догадался, что мальчик специально вернул докторшу, так как не знал урок. Он догадался о трусости мальчика, и иронично называет его поступок тринадцатым подвигом Геракла. (Ирония (от греч. еironeia– притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние).
10.Представьте другого учителя, как бы он отреагировал на такой поступок? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
- Накричал, поставил «2».
- Начал бы ругаться, спрашивать.
- Вызвал родителей.
- Повёл к директору.
11.Как поступил Харлампий Диогенович?
- выразительное чтение кульминации.
12.Почему же эта история подействовала на «бесстрашного малярика» сильнее всех внушений? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
- Потому что учитель перед всем классом открыл то, что мальчик таил сам от себя: все его хитроумные действия были продиктованы трусостью. И возразить было нечего.
13.Учитель говорит спокойно, негромко, уважительно. Как же воспринимает его слова провинившийся? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
- Я почувствовал, как от его взгляда сердце мое с размаху влепилось в спину.
- Двойка, которой он так старательно пытался избежать, была бы для него просто спасением, но и это было несбыточно. Лучше двойка, чем смех всего класса. Долгожданный звонок, «как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса».
- Не потускневшие со временем впечатления свидетельствуют о том, что событие это имело большое значение для будущего писателя. Как вы думаете почему? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
Выразительное чтение (стр. 336).
ВЫВОД: Итак, по мысли Ф. Искандера, закалка смехом – это своего рода прививка, которую необходимо получить в детстве, чтобы суметь вовремя уловить горькую правду о себе и не сбиться в пути. В1992 году Ф.Искандер был удостоен Международной Пушкинской премии за вклад в мировую литературу. Мы понимаем, что премия заслуженна: этот писатель обладает удивительным стилем, в котором мягкая и тонкая ирония переплетается с лучшими традициями русской литературы.
- Каким, по вашему мнению, должен быть учитель? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
- Каждый человек учится в школе, из многих будней складываются годы жизни. Очень непросто превратить эти будни в радость себе и другим.
- Смех открывает человека и поэтому общение учителя и ученика должно быть радостным, взаимообогащающим.
- Взрослые – это выросшие дети, а дети – будущие взрослые. И жить нам надо, взявшись за руки.
V. Домашнее задание.Написать творческую работу«Мой мир детства»
VI. Оценки. Рефлексия.
- Спасибо! Положите, пожалуйста, карточки в конверты: золотая – понравилось; серебряная – не очень; черная – не понравилось.
- Напишите: «Нужен ли в моей жизни данный учебный предмет, и в какой мере?»