Тема: Е Чарушин «Собака».
Цели: Развитие сознательного, правильного, плавного чтения по слогам, переход к чтению целыми словами. Формирование речевых умений. Выработка умения пересказывать содержание прочитанного с помощью вопросов учителя, навыка выборочного чтения.
Коррекция внимания, памяти, зрительного восприятия на основе упражнений в запоминании.
Прививать интерес к чтению, углублять знания детей о животных.
Воспитывать доброе отношение к животным.
Оборудование.
Портрет писателя, рисунок собачки, будки, карточки со словами, выставка книг.
Ход урока.
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
II. Коррекционные упражнения.
1. Артикуляционная зарядка.
- Прочитаем гласные буквы, следя за моей указкой. На доске.
а о у ы и э
- всю строчку
- от буквы а и дальше
- от буквы о и дальше
- вразноброс
- А теперь прочитаем с согласными буквами. Буквы на доске.
1 ряд со звонкой Г (читаем громко)
2 ряд с глухой К (читаем тихо)
2. Упражнение на развитие слухового восприятия.
Игра «Эхо»
- Слушайте внимательно и повторите за мной.
(Учитель говорит, дети повторяют)
га – ка
ка – га
ка – га – ка
га – ка – га
ка – ка – га
3. Читай правильно.
- А теперь правильно прочитаем слоги. Слоги на доске.
ган гаган нга нган
кан какан нка нкан
4. Упражнение на развитие зрительного восприятия.
Игра «Фотоглаз»
- Прочитайте слова, которые на доске. Запомните их.
Учитель закрывает слова, дети называют их по памяти.
Чаща
Груши
Мёд
Осень
- Давайте проверим. Открываю слова.
5. Проверка Д/З.
- В каком произведении вы встречали эти слова?
- Давайте откроем учебники и найдём предложение, где говорится об этих словах (чаща, груши, мёд, осень)
- Прочитаем со словом чаща.
- Что такое чаща? (ЧАЩА – это лес)
- Со словом груши найдите и прочитайте предложение.
- Со словом мёд.
- Со словом осень.
- Кто же это у нас? О ком мы читали? (о медведе)
- А теперь найдите предложение, в котором говорится, что он ещё делает в чаще леса?
(Дети читают)
- Закройте учебники. Оценивание.
III. Ввод в тему.
- Это у нас было животное из леса, как мы их называем?
(Дикие животные)
- А сегодня у нас снова будет животное на уроке. Послушайте загадку.
Загадка.
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живёт под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)
- Где она живёт?
(Дома)
- Каким животным является собака?
(Домашнее животное)
Учитель открывает тему урока на доске.
1. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем читать рассказ Евгения Чарушина «Собака»
(Портрет на доске)
2. Автобиография Е. Чарушина.
Чарушин – это детский писатель. Он любил путешествовать, гулять на природе, наблюдать за животными. И из своих наблюдений он составлял рассказы, которые мы будем с вами читать. Посмотрите, сколько произведений написано Чарушиным. Это ещё не всё. И я советую вам прочитать их в свободное от уроков время с воспитателями. В этих книгах вы узнаете много интересного.
IV. Работа по содержанию текста.
1. Чтение учителем.
- Ребята, я сейчас буду вам читать рассказ, а вы меня внимательно слушайте и ответьте на мой вопрос:
- Кто такой Шарик?
Учитель читает, дети слушают и отвечают на мой вопрос.
- А сейчас будете вы читать. Но прежде чем прочитать, давайте поработаем со словами, которые вам встретятся.
- Не забываем чётко и внятно выговаривать.
Слова на доске.
Со – ба – чья -- -собачья
Со – лом – ка --соломка
Пос – те – ле – на - постелена
Хо – лод – но -- -холодно
Сыт – но ---сытно
- Как вы понимаете значение слова соломка?
(Соломка – солома)
(Сытно – хорошо, не голоден)
Физминутка
Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши 3-и хлопка
Головою 3-и кивка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать
Шесть – за парты тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
2. Самостоятельное чтение.
- Сейчас вы прочитаете сами, чтобы вас было приятно послушать. Может вы, найдёте непонятные вам слова.
(Непонятные слова разобрать)
3. Чтение вслух (по цепочке)
- А теперь почитаем вслух по «цепочке»
Итог.
- Итак, ребята, о ком этот рассказ?
(О собаке)
- Как звали собаку?
(Шарик)
- Найдите и прочитайте мне, что является домом Шарика?
(Просто собачья будка)
- Скажите мне, а почему зимой там не холодно? Что внутри находится?
(Там соломка постелена)
- Я предлагаю вам слова. Слова на доске.
- Составьте мне предложения с этими словами о Шарике.
Лает
Стережёт
Не пускает
- Каким словом можно заменить слово Шарик? (Он)
(Дети говорят предложения)
- Вы мне сейчас сказали, чем полезна собака для человека. А чем благодарит человек собаку?
(Чтобы собака была сыта и у неё была тёплая будка)
- Давайте прочитаем последний вопрос в рассказе:
«Что ещё могут делать собаки?»
(Ответ детей)
- А ещё в годы войны собаки помогали находить и спасать раненых. Их называют санитарами. Есть и пожарные собаки, которые также спасают людей от пожаров.
(Показ картинок)
V. Итог.
- О каком животном мы читали?
- Как звали?
- Какие ещё клички собак вы знаете?
- Собака – какое это животное?
(Домашнее животное)
- Почему?
(Живёт дома с людьми)
- Какую пользу приносит собака?
- Каждая собачка любит своего хозяина.
- Как мы люди должны относиться к животным.
(Не надо обижать их)
Оценки за урок.
Д/З. стр.37
Катя З, Артём П. - прочитать, подготовить пересказ.
Оля, Алёша, Артём А – прочитать, ответить на вопросы.
Броня, Никита, Катя Ф, Илья – постараться прочитать правильно.