kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по чтению " Обобщающий урок по творчеству А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока позволяет обобщить с учащимися полученные знания по творчеству А.С. Пушкина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по чтению " Обобщающий урок по творчеству А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане""»

Тема: Урок обобщения по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане….» ) 7 класс

Цель: Обобщение знаний в занимательной форме по изученному произведению А.С.Пушкина; проверка знания текста;

Задачи:

Совершенствовать навыки чтения, работать над развитием выразительной речи, развивать творческие способности, воображение, обогащать словарный запас.

Развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать.

Воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус.



ХОД УРОКА:

  1. Орг.момент

  2. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть понравившегося отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

3. Сообщение темы и целей урока.



- Ребята! Сегодня у нас с вами заключительный урок по сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане….», который я решила назвать «Прогулка по Лукоморью» Кто придумал такое слово? Что оно означает?

Сегодняшний урок я решила провести в необычной форме. Это будет игра- путешествие. От вас потребуется знание сказки, внимание и желание правильно отвечать на вопросы. Внимательно слушайте задания, поднимайте руки для ответа. Итак, можно начинать. А начнем со стихотворения:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;


Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;


Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;


Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;


Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря


Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;


Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух, там Русью пахнет!


И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.


Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету...

- Вы помните, какая сказка начинается этим стихотворением? Какие еще сказки А.С.Пушкина вам известны?

- Я вижу, что вам знакомы многие сказки. Ну что ж, в путь по неведомым дорожкам!

3. Работа над темой.

Дорожка 1. Название.

Давайте, восстановим полное название сказки, изучение которой мы заканчиваем.

(дети называют по цепочке одно слово названия)

(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.)



Дорожка 2. Вопрос-ответ.



  1. Когда царь Салтан подслушал разговор трех сестер?

« Говорит он, - будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.» (Под Новый год)

2. Какой величины родился ребенок у царицы? ( Сына дал им Бог с аршин…)

3. О чем подумал царевич, когда они с матерью оказались на воле?

« Сын подумал: добрый ужин

Был бы нам, однако, нужен.»

4. Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря?

« Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный,

Опечалился чему?»

5. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца? ( в комара, муху, шмеля)

6. «А комар-то злится, злится –

И впился комар как раз

Тетке прямо в правы глаз…»

Какой тетке? (поварихе)

7. Какую песенку пела белочка при всем честном народе?

«Во саду ли, в огороде…»

8. Царь глядит – и узнает…

В нем взыграло ретивое!...

Что такое ретивое? ( сердце)



Дорожка 3. Портреты и герои.

1) Узнать героев по портрету:

а) Под месяц под косой блестит,

а во лбу звезда горит;

А сам-то величава,

Выступает, словно пава..

б) Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор…

2) Я буду называть героев, а вы будете делать один хлопок, если этот герой из «Сказки о царе Салтане…»

- Золотой петушок, золотая рыбка, Робин Гуд, корабельщики, серый волк, лебедь белая, дядька Черномор, Белоснежка, королевич Елисей, князь Гвидон, Белка, старик и старуха, Ткачиха и повариха, Поп, Балда, Коршун.



Дорожка 4 . Театральная.

Дети представляют инсценировки выбранных отрывков – 5 мин. на подготовку



Дорожка 5 . Иллюстративная.

Рассмотрите иллюстрации и прочитайте (назовите) к какому фрагменту относится иллюстрация.

- Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам?

(Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили сказочные герои Пушкина).

- Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию сказки и рассматривать иллюстрации.

- О чём мечтали девицы?

- Посмотрите на иллюстрацию к сказке.

На этой иллюстрации мы можем рассмотреть женский народный костюм

(русские сарафаны, рубашки, украшенные вышивкой, кокошники).

- Кто стоял около окошка и услышал разговор сестриц?

Здесь мы видим богатую расшитую золотом и мехом одежду царя, над которой потрудилась не одна мастерица.

Посмотрите, как красиво резьбой украшена изба - это работа искусного мастера.

- Кем стали девицы, когда попали во дворец?

- Куда вскоре после свадьбы отправился царь Салтан?

Рассмотрите военное снаряжение царя.

- Что защитит его во время боя?



- Почему случилось так, что царицу с маленьким сыном бросили в бочке в океан?

- Почему так поступили её сестрицы?

- Бояре любили молодую царицу и маленького царевича. Почему же они всё-таки бросили их в океан?

Посмотрев на следующую иллюстрацию, можно представить, какие испытания преодолели царица и её сын.

Всё, что мы с вами сейчас прочитали, могло происходить в реальной жизни, но есть один эпизод, который может встречаться только в сказке.

- Какая это сказка? Народная или литературная? Почему?

- Элементы каких видов сказок встречаются в прочитанных отрывках?

(Царь, царица, ткачиха, повариха, бояре - герои бытовых сказок, младенец за сутки стал взрослым юношей - это характерно для волшебных сказок.)

Дорожка 6. Литературные знания.

- Кто является положительными, а кто отрицательными героями в “Сказке о царе Салтане...”?

- Одной из особенностей народной сказки являются троекратные повторы . Встречаются ли такие повторы в сказке Пушкина? О чем это говорит?

- В чем главный смысл сказки? (Добро и любовь побеждают зависть и зло.)

- Какие сравнения использовал автор в сказке?



Дорожка 7. Верю- не верю.

1. . Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон. (-) (указ)

2. Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+)
3. Над лебедью носился в море орел. (-) (коршун)

4. Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем. (+)

5. Остров, на котором жил Гвидон назывался Боян. (-) (Буян)

6. Гвидон сам построил город на острове. (-) ( лебедь ему сделала подарок)

7. О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи. (-) ( От корабельщиков)

8. Гвидон трижды летал к Салтану. (+)

9. Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)

10. Каждая из 3 отрицательных героинь (ткачиха, повариха, Бабариха) осталась без одного глаза. (-) ( Гвидон пожалел свою бабушку)



Дорожка 8. Продолжи фразу.

А)Сын на ножки поднялся,

В дно руками уперся,

Понатужился немножко:

«Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать? – молвил он,

… (Вышиб дно и вышел вон)

Б)Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

… (На раздутых парусах)

В) Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.

(Ядра чистый изумруд;

Слуги белку стерегут)



4. Подведение итога урока.

Вот и подошла к концу наша прогулка. Наверное, мы не только вспомнили сказку Пушкина, но и открыли для себя что-то новое.

А закончить наш урок я хочу стихами… Алифиренко.

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.



5. Д/З. Кто еще не выучил- выучить отрывок наизусть; в рабочих тетрадях сделать иллюстрацию самого интересного эпизода из сказки; отвечать на вопросы стр. 68-69




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Воробьёва Юлия Васильевна

Дата: 05.03.2018

Номер свидетельства: 460766

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по литературному чтению "Великие русские писатели"  (обобщающий урок) "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-vielikiie-russkiie-pisatieli-obobshchaiushchii-urok"
    ["file_id"] => string(6) "158786"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421784884"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства