kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 9 классе " Онегин, добрый мой приятель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

     выявить исторические и общечеловеческие черты  «юности мятежной» в биографии Онегина.

 Задачи:

Образовательная: создать условия для проблемного  анализа художественного текста, выделения ключевых слов, образов, идей, выявления причинно- следственных связей;

Развивающая: способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, развитие речевых навыков;

Воспитательная: воспитание самостоятельности, сотрудничества, коммуникативности.

Форма урока – урок-исследование.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Материалы к уроку: презентация, тексты произведения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 9 классе " Онегин, добрый мой приятель"»


Тема урока: «Онегин, добрый мой приятель…»


Цель:

выявить исторические и общечеловеческие черты «юности мятежной» в биографии Онегина.


Задачи:

Образовательная: создать условия для проблемного анализа художественного текста, выделения ключевых слов, образов, идей, выявления причинно- следственных связей;

Развивающая: способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, развитие речевых навыков;

Воспитательная: воспитание самостоятельности, сотрудничества, коммуникативности.


Форма урока – урок-исследование.


Оборудование: мультимедийный проектор.


Материалы к уроку: презентация, тексты произведения

Ход урока.

Эпиграф к уроку:

«Онегин» есть самое задушевное произведение А. С. Пушкина,

самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком

немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы

с такой полнотой, светло и ясно, как отразилась в «Онегине»

личность Пушкина. Здесь вся жизнь его, вся любовь его; здесь

его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение –

значит оценить самого поэта во всём объёме его творческой

деятельности…

В. Г. Белинский



  1. Слово учителя СЛАЙД 1.

В. Г. Белинский назвал роман А. С. Пушкина «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». Что такое энциклопедия? Заглянем в словарь С. И. Ожегова:

«Энциклопедия, -и, ж.

Научное и справочное издание по всем или отдельным

отраслям знания в форме словаря (….)»

Многотомное справочное издание – и вдруг: небольшая книжка в стихах!

А всё-таки Белинский прав: дело в том, что в пушкинском романе сказано так много, так всеобъемлюще о жизни России в начале 19 века, что если бы ничего не знали об этой эпохе и только читали «Онегина» - мы бы всё-таки знали многое. Плотность информации, сосредоточенной на каждой его странице, поистине поразительна. Как жили в ту пору русские люди, что читали, о чём преимущественно думали, из-за чего страдали,

как представляли окружающий мир и своё место в нём, как понимали прошлое и каким хотели бы видеть будущее, какой смысл вкладывали в такие «вечные понятия», как «любовь», «дружба», «совесть», «долг», «верность», «честь». Читая роман, проживаешь не одну, а множество жизней.

Итак, тема нашего урока: «Онегин, добрый мой приятель…» СЛАЙД 2.


Наш урок – урок-исследование. Объект исследования - 1-я глава пушкинского романа «Евгений Онегин». Предмет исследования – герой романа – Евгений Онегин.


Обратимся к заглавию романа. Заглавие является одним из весьма важных структурных и смысловых элементов художественного текста. Проанализируем заголовок романа. СЛАЙД 3. Евгений – происходит от древнегреческого слова, означающего «благородный». Онега – название реки. Зеркальное отражение звуков в имени и фамилии символизирует жизненный круг – идеал бесконечности духовной жизни человека. СЛАЙД 4.


Откроем первую страницу романа и прочитаем эпиграф ( в переводе), небольшой, но такой важный для понимания героя романа отрывок из частного письма.

- Что отражается в эпиграфе?


- О каких чертах характера героя мы узнаем из эпиграфа?

Автор говорит о равнодушии, тщеславии, гордыне. Он считает, что чувство превосходства его героя мнимое, то есть он не считает своего героя «героем», человеком выдающимся, особенным. Да и позднее автор скажет, что это « добрый малый, как вы, да я, да целый свет».


(Запись в тетрадь).Следовательно, Евгений Онегин -это типичный молодой светский человек.


-Что же рассказывает Автор дальше о своем герое?

1 глава открывается эпиграфом: «И жить торопится и чувствовать спешит. Кн. Вяземский», который проясняет идею произведения.

-Какой вечной теме посвящена первая глава, рассказывающая о жизни героя в пору юности?

-Теме становления личности в пору юности.

Сам автор акцентирует тему эпиграфом-цитатой, которую более полно можно восстановить из первоисточника: СЛАЙД 5. «По жизни так скользит горячность молодая. И жить торопится, и чувствовать спешит».


Давайте поближе посмотрим на «молодого человека в конце 1819 года…»


Глава начинается сразу с внутреннего монолога героя. (Звучит текст)

СЛАЙД 6.- О чём же размышлял он?

Онегин размышляет о том, что ожидает его в ближайшем будущем возле больного дяди. И что ему придётся исполнять в ожидании наследства:

… какая скука

……………..

Когда же чёрт возьмёт тебя?

Приходится исполнять роль заботливого племянника для окружающих и для больного дядюшки.

-Чем же так недоволен, раздражен?

Ему скучно, и он строго оценивает себя за холодный расчет из корыстных побуждений. «Какое низкое коварство!»

Как видно уже из первой строфы, молодой повеса умеет трезво мыслить, способен глубоко заглянуть в собственную душу.

Чтобы нам понять душевное состояние Онегина, заполним таблицу: СЛАЙД 7.


Цитаты

« роли» Онегина










Посмотрим, как происходил процесс формирования онегинского характера. СЛАЙД 8.

Исследуем текст.

-Онегин в детстве: «Ребёнок был резов, но мил».

Обыкновенный ребёнок в наиобыкновеннейшей дворянской семье.

- Юность. Следующая ступень на жизненном пути героя.

Когда же юности мятежной

…………………………….

Вот мой Онегин на свободе.

Учение кончилось, воспитание тоже – начинается жизнь по собственной воле. Но возможна ли настоящая воля , если человек вступает в круг приличных людей?

Прочитаем 4 строфу, чтобы посмотреть признаки поведения, в соответствии с которыми Онегин мог войти как свой в светское общество:

Острижен по последней моде;

……………………………..

Что он умен и очень мил.

__________________________

Онегин был, по мненью многих

…..

С ученым видом знатока

Цитаты

« роли» Онегина

«Какое низкое коварство…»

Заботливого, любящего племянника

«Имел …талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С учёным видом знатока»

«учёный малый»



Что ещё рассказывает нам Автор о своём Онегине? (Строфы 7,8,10-12)


Какую роль приходится исполнять на этот раз Онегину? Приличного человека.

Цитаты

« роли» Онегина

«…умел казаться…»


Приличного светского человека



-Интересовали ли свет внутренние качества героя? Нет.

Четыре строфы посвящены описанию достижений Онегина в области «науки страсти нежной». А любил ли он?

Не любовь тут, а именно игра в любовь.

«… в чем он истинный был гений,

…была наука страсти нежной,..»

Игра в любовь



Пушкин называет юность «мятежной». Так что же «мятежного в жизни Онегина»? Как он проводит время?


СЛАЙД 9. День Онегина.

Утро. (строфа 15)

Обед (строфа 16) К Talon помчался…Но звон брегета им доносит, / Что новый начался балет». Зачем снова эта авторская строчка, «звон брегета»?

Онегин живет по заведенному порядку, как по расписанию: «И завтра то же, что вчера»

«Онегин полетел к театру».

Театр и балет 1-й половины 19 века. СЛАЙД 10.

(строфы 18-20)

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И переимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слёз, рукоплесканий

С младой Семёновой делил;

Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;

Там вывел колкий Шаховской

Своих комедий шумный рой,

Там и Дидло венчался славой,

Там, там под сению кулис

Младые дни мои неслись

СЛАЙД 11.

Катенин Павел Александрович (1792 – 1853) – поэт, драматург, критик и переводчик; переводил пьесы французских просветителей Корнеля, Расина; писал оригинальные драмы и поэмы («Инвалид Горев», «Княжна Милуша»). СЛАЙД 12.Княжнин Яков Борисович (1740-1791) – переводчик и драматург. Самые знаменитые его трагедии – «Вадим Новгородский» и «Владимир и Ярополк». Княжнин перевёл 5 трагедий Корнеля – исключительный случай в переводческой практике 18 века.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьёт, то разовьёт

И быстрой ножкой ножку бьёт.

СЛАЙД 13. А. И. Истомина – прима-балерина русского тетра. Пушкин называет её Русской Терпсихорой.


Что же для Онегина театр? (Строфы 21-22)

- В Онегине совсем нет поэзии.Он опять играет роль ( театрала).

«Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел»


Театрала


Последуем вслед за героем в его «уединенный кабинет»СЛАЙД 14.

(Строфа 23, 25) «Он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил…»

-Что заставляло Онегина следовать моде? Обычай, боязнь «ревнивых осуждений»

-Как продолжается день Онегина?

«бал, куда…мой Онегин поскакал» СЛАЙД 15.

- О чем говорят глаголы, отражающие жизнь героя: « помчался», «полетел», «поскакал», « взлетел стремглав»? Они говорят о погоне за наслаждениями. « И жить торопится, и чувствовать спешит»

Пушкин называет Онегина «Забав и роскоши дитя». И задается вопросом:

« Но был ли счастлив мой Евгений?» (Строфа 35)

Найдем ответ в строфе 36 и попробуем найти ему объяснение.

-Почему же он несчастлив? Почему он не может, не хочет и далее продолжать этот образ жизни? Почему Пушкин заявляет:« рано чувства в нем остыли»? СЛАЙД 16. Слайд 17.


Цитаты

« роли» Онегина

«Какое низкое коварство…»

Заботливого, любящего племянника

«Имел …талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С учёным видом знатока»

«учёный малый»

«…умел казаться…»


Приличного светского человека

«… в чем он истинный был гений,

…была наука страсти нежной,..»

Игра в любовь


«Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел»


Театрала



Пушкин исходил из убеждения, что у человека нового времени стремление к счастью неразрывно связано с представлением о свободе. Без нее нет счастья.


Благородство души ( вспомните имя героя, внутренний монолог из 1 строфы), « резкий охлажденный ум» не могли не привести Онегина к разочарованию жизнью и интересами светского общества.

-Какое состояние овладело героем?

-Чем пытается заняться Онегин, покинув светское общество? (строфы 43-44)

СЛАЙД 18. С душою, полной сожалений, …


Итог урока.

Итак, каков результат нашего исследования? СЛАЙД 19.

- Каким каждый из вас увидел Евгения Онегина – типичного молодого человека 20-х годов XIX века?

«Годы эти имеют в русской истории особую, ни с чем не сравнимую физиономию. Счастливое окончание войн с Наполеоном разбудило в обществе чувство собственной силы. …Молодые люди полны были жажды деятельности и веры в её возможность в России. Ещё не исчезла надежда на отмену крепостного права «по манию царя». Декабристские общества готовились к борьбе за «новую» Россию». (Лотман Ю. М.) Но смогли ли молодые люди проявить активную деятельность?

Бесцельность, опустошение, разочарованность, озлобленность – вот чем наполнена душа Онегина, типичного молодого человека 20-х годов XIX века, в 1 главе романа А. С. Пушкина.

Таким он и отправляется в деревню.


Д/З. Перечитать 2, 3 главы. Как чувствует себя и действует герой в новой среде? Нашел ли в деревне смысл существования, достойные занятия, удовлетворен ли жизнью?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока литературы в 9 классе " Онегин, добрый мой приятель"

Автор: Субботина Татьяна Борисовна

Дата: 05.08.2017

Номер свидетельства: 424945

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "План-конспект урока литературы «Мой Пушкин». 9 класс "
    ["seo_title"] => string(52) "plan-konspiekt-uroka-litieratury-moi-pushkin-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "110895"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406735476"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства