Конспект урока литературы в 9 классе " Онегин, добрый мой приятель"
Конспект урока литературы в 9 классе " Онегин, добрый мой приятель"
Цель:
выявить исторические и общечеловеческие черты «юности мятежной» в биографии Онегина.
Задачи:
Образовательная: создать условия для проблемного анализа художественного текста, выделения ключевых слов, образов, идей, выявления причинно- следственных связей;
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 9 классе " Онегин, добрый мой приятель"»
Тема урока: «Онегин, добрый мой приятель…»
Цель:
выявить исторические и общечеловеческие черты «юности мятежной» в биографии Онегина.
Задачи:
Образовательная:создать условия для проблемного анализа художественного текста, выделения ключевых слов, образов, идей, выявления причинно- следственных связей;
Материалы к уроку: презентация, тексты произведения
Ход урока.
Эпиграф к уроку:
… «Онегин» есть самое задушевное произведение А. С. Пушкина,
самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком
немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы
с такой полнотой, светло и ясно, как отразилась в «Онегине»
личность Пушкина. Здесь вся жизнь его, вся любовь его; здесь
его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение –
значит оценить самого поэта во всём объёме его творческой
деятельности…
В. Г. Белинский
Слово учителя СЛАЙД 1.
В. Г. Белинский назвал роман А. С. Пушкина «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». Что такое энциклопедия? Заглянем в словарь С. И. Ожегова:
«Энциклопедия, -и, ж.
Научное и справочное издание по всем или отдельным
отраслям знания в форме словаря (….)»
Многотомное справочное издание – и вдруг: небольшая книжка в стихах!
А всё-таки Белинский прав: дело в том, что в пушкинском романе сказано так много, так всеобъемлюще о жизни России в начале 19 века, что если бы ничего не знали об этой эпохе и только читали «Онегина» - мы бы всё-таки знали многое. Плотность информации, сосредоточенной на каждой его странице, поистине поразительна. Как жили в ту пору русские люди, что читали, о чём преимущественно думали, из-за чего страдали,
как представляли окружающий мир и своё место в нём, как понимали прошлое и каким хотели бы видеть будущее, какой смысл вкладывали в такие «вечные понятия», как «любовь», «дружба», «совесть», «долг», «верность», «честь». Читая роман, проживаешь не одну, а множество жизней.
Итак, тема нашего урока: «Онегин, добрый мой приятель…» СЛАЙД 2.
Наш урок – урок-исследование. Объект исследования - 1-я глава пушкинского романа «Евгений Онегин». Предмет исследования – герой романа – Евгений Онегин.
Обратимся к заглавию романа. Заглавие является одним из весьма важных структурных и смысловых элементов художественного текста. Проанализируем заголовок романа. СЛАЙД 3. Евгений – происходит от древнегреческого слова, означающего «благородный». Онега – название реки. Зеркальное отражение звуков в имени и фамилии символизирует жизненный круг – идеал бесконечности духовной жизни человека. СЛАЙД 4.
Откроем первую страницу романа и прочитаем эпиграф ( в переводе), небольшой, но такой важный для понимания героя романа отрывок из частного письма.
- Что отражается в эпиграфе?
- О каких чертах характера героя мы узнаем из эпиграфа?
Автор говорит о равнодушии, тщеславии, гордыне. Он считает, что чувство превосходства его героя мнимое, то есть он не считает своего героя «героем», человеком выдающимся, особенным. Да и позднее автор скажет, что это « добрый малый, как вы, да я, да целый свет».
(Запись в тетрадь).Следовательно, Евгений Онегин -это типичный молодой светский человек.
-Что же рассказывает Автор дальше о своем герое?
1 глава открывается эпиграфом: «И жить торопится и чувствовать спешит. Кн. Вяземский», который проясняет идею произведения.
-Какой вечной теме посвящена первая глава, рассказывающая о жизни героя в пору юности?
-Теме становления личности в пору юности.
Сам автор акцентирует тему эпиграфом-цитатой, которую более полно можно восстановить из первоисточника: СЛАЙД 5. «По жизни так скользит горячность молодая. И жить торопится, и чувствовать спешит».
Давайте поближе посмотрим на «молодого человека в конце 1819 года…»
Глава начинается сразу с внутреннего монолога героя. (Звучит текст)
СЛАЙД 6.- О чём же размышлял он?
Онегин размышляет о том, что ожидает его в ближайшем будущем возле больного дяди. И что ему придётся исполнять в ожидании наследства:
… какая скука
……………..
Когда же чёрт возьмёт тебя?
Приходится исполнять роль заботливого племянника для окружающих и для больного дядюшки.
-Чем же так недоволен, раздражен?
Ему скучно, и он строго оценивает себя за холодный расчет из корыстных побуждений. «Какое низкое коварство!»
Как видно уже из первой строфы, молодой повеса умеет трезво мыслить, способен глубоко заглянуть в собственную душу.
Чтобы нам понять душевное состояние Онегина, заполним таблицу: СЛАЙД 7.
Цитаты
« роли» Онегина
Посмотрим, как происходил процесс формирования онегинского характера. СЛАЙД 8.
Исследуем текст.
-Онегин в детстве: «Ребёнок был резов, но мил».
Обыкновенный ребёнок в наиобыкновеннейшей дворянской семье.
- Юность. Следующая ступень на жизненном пути героя.
Когда же юности мятежной
…………………………….
Вот мой Онегин на свободе.
Учение кончилось, воспитание тоже – начинается жизнь по собственной воле. Но возможна ли настоящая воля , если человек вступает в круг приличных людей?
Прочитаем 4 строфу, чтобы посмотреть признаки поведения, в соответствии с которыми Онегин мог войти как свой в светское общество:
Острижен по последней моде;
……………………………..
Что он умен и очень мил.
__________________________
Онегин был, по мненью многих
…..
С ученым видом знатока
Цитаты
« роли» Онегина
«Какое низкое коварство…»
Заботливого, любящего племянника
«Имел …талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С учёным видом знатока»
«учёный малый»
Что ещё рассказывает нам Автор о своём Онегине? (Строфы 7,8,10-12)
Какую роль приходится исполнять на этот раз Онегину? Приличного человека.
Цитаты
« роли» Онегина
«…умел казаться…»
Приличного светского человека
-Интересовали ли свет внутренние качества героя? Нет.
Четыре строфы посвящены описанию достижений Онегина в области «науки страсти нежной». А любил ли он?
Не любовь тут, а именно игра в любовь.
«… в чем он истинный был гений,
…была наука страсти нежной,..»
Игра в любовь
Пушкин называет юность «мятежной». Так что же «мятежного в жизни Онегина»? Как он проводит время?
СЛАЙД 9. День Онегина.
Утро. (строфа 15)
Обед (строфа 16) К Talon помчался…Но звон брегета им доносит, / Что новый начался балет». Зачем снова эта авторская строчка, «звон брегета»?
Онегин живет по заведенному порядку, как по расписанию: «И завтра то же, что вчера»
«Онегин полетел к театру».
Театр и балет 1-й половины 19 века. СЛАЙД 10.
(строфы 18-20)
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слёз, рукоплесканий
С младой Семёновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись
СЛАЙД 11.
Катенин Павел Александрович (1792 – 1853) – поэт, драматург, критик ипереводчик; переводил пьесы французских просветителей Корнеля, Расина; писал оригинальные драмы и поэмы («Инвалид Горев», «Княжна Милуша»). СЛАЙД 12.Княжнин Яков Борисович (1740-1791) – переводчик и драматург. Самые знаменитые его трагедии – «Вадим Новгородский» и «Владимир и Ярополк». Княжнин перевёл 5 трагедий Корнеля – исключительный случай в переводческой практике 18 века.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьёт, то разовьёт
И быстрой ножкой ножку бьёт.
СЛАЙД 13. А. И. Истомина – прима-балерина русского тетра. Пушкин называет её Русской Терпсихорой.
Что же для Онегина театр? (Строфы 21-22)
- В Онегине совсем нет поэзии.Он опять играет роль ( театрала).
«Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел»
Театрала
Последуем вслед за героем в его «уединенный кабинет»СЛАЙД 14.
(Строфа 23, 25) «Он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил…»
- О чем говорят глаголы, отражающие жизнь героя: « помчался», «полетел», «поскакал», « взлетел стремглав»? Они говорят о погоне за наслаждениями. « И жить торопится, и чувствовать спешит»
Пушкин называет Онегина «Забав и роскоши дитя». И задается вопросом:
« Но был ли счастлив мой Евгений?» (Строфа 35)
Найдем ответ в строфе 36 и попробуем найти ему объяснение.
-Почему же он несчастлив? Почему он не может, не хочет и далее продолжать этот образ жизни? Почему Пушкин заявляет:« рано чувства в нем остыли»? СЛАЙД 16. Слайд 17.
Цитаты
« роли» Онегина
«Какое низкое коварство…»
Заботливого, любящего племянника
«Имел …талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С учёным видом знатока»
«учёный малый»
«…умел казаться…»
Приличного светского человека
«… в чем он истинный был гений,
…была наука страсти нежной,..»
Игра в любовь
«Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел»
Театрала
Пушкин исходил из убеждения, что у человека нового времени стремление к счастью неразрывно связано с представлением о свободе. Без нее нет счастья.
Благородство души ( вспомните имя героя, внутренний монолог из 1 строфы), « резкий охлажденный ум» не могли не привести Онегина к разочарованию жизнью и интересами светского общества.
-Какое состояние овладело героем?
-Чем пытается заняться Онегин, покинув светское общество? (строфы 43-44)
СЛАЙД 18. С душою, полной сожалений, …
Итог урока.
Итак, каков результат нашего исследования? СЛАЙД 19.
- Каким каждый из вас увидел Евгения Онегина – типичного молодого человека 20-х годов XIX века?
«Годы эти имеют в русской истории особую, ни с чем не сравнимую физиономию. Счастливое окончание войн с Наполеоном разбудило в обществе чувство собственной силы. …Молодые люди полны были жажды деятельности и веры в её возможность в России. Ещё не исчезла надежда на отмену крепостного права «по манию царя». Декабристские общества готовились к борьбе за «новую» Россию». (Лотман Ю. М.) Но смогли ли молодые люди проявить активную деятельность?
Бесцельность, опустошение, разочарованность, озлобленность – вот чем наполнена душа Онегина, типичного молодого человека 20-х годов XIX века, в 1 главе романа А. С. Пушкина.
Таким он и отправляется в деревню.
Д/З. Перечитать 2, 3 главы. Как чувствует себя и действует герой в новой среде? Нашел ли в деревне смысл существования, достойные занятия, удовлетворен ли жизнью?