Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 6 классе "Уроки нравственности и доброты" (по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)»
Открытый урок по литературе в 6А классе
Тема: Уроки нравственности и доброты (по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)
Приемы технологии развития критического мышления, использованные на уроке:
-толстый-тонкий вопрос;
-диаграмма Венна;
-ассоциации:
-письмо по кругу;
- синквейн;
-трехчастный дневник;
Цели: помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее;
развивать умение переходить от личных читательских оценок к авторскому пониманию характеров героев, ситуации, жизни, развивать творческое воображение, обогащать словарный запас учащихся;
заинтересовать учащихся творчеством В.П.Астафьева, обратить их внимание на характеры героев, воспитывать добрых и порядочных людей.
Задачи: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие уроки преподносит нам автор. Дать оценку герою и его поступку.
Оборудование: презентация к уроку, музыкальное сопровождение (песня «Родительский дом»)
Эпиграф
Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.
В. Астафьев.
Ход урока
Приветствие. Вступительное слово учителя.
Стадия вызова:
–Ребята, о чем вы больше всего мечтаете?
- А вот моя мама, ребенок войны, рассказывала, что больше всего в детстве она мечтала об арбузе. Однажды только попробовала она эту вкусную сладкую ягоду из рук приехавшей из Москвы гостьи, и показался ей кусочек арбуза каким-то неземным наслаждением. Съела она его со всей корочкой. И даже корочка показалась сладкой и сочной. Увы, послевоенные годы не баловали детей разносолами. Только спустя много лет мама смогла еще раз попробовать арбуз.
Мечты у детей и взрослых, людей, живших в разное время, разные. А сегодня мы поработаем с рассказом Астафьева «Конь с розовой гривой». У Вити Потылицына тоже была мечта. С нее-то все и началось…
Учитель определяет цели и задачи урока.
Прием «Ассоциации». Учитель предлагает составить схему, ответив на вопрос: С чем у вас ассоциируется слово пряник?
Прием «Толстый-тонкий вопрос»
Где происходят события, описанные в рассказе?
Как вы думаете, почему автор в основу рассказа берет такую неприятную жизненную ситуацию?
Как зовут главного героя?
Правильно ли поступил герой? Как вы думаете?
О чем мечтает мальчик?
Как вы считаете, этот рассказ актуален для нашего времени?
На что пошёл герой ради осуществления своей мечты?
Почему же бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который ее обманул?
Как герой был втянут в обман? Работа с диаграммой
Почему бабушка так поступила?
Какие события дальше происходили в течение этого дня?
Как вы считаете, что такое мудрость?
Как менялось настроение героя на следующий день?
Может ли наказание стать уроком на всю жизнь?
Какова развязка истории?
Чем ещё стал этот ПРЯНИК для героя рассказа? (обращаемся к эпиграфу рассказа и к ассоциативному ряду)
Какие чувства проснулись в душе мальчика?
Как же наказала его бабушка?
Прием «Диаграмма Венна» Работа в парах .Задание: заполнить диаграмму, перечислив, какие черты объединяют детей, а какие являются индивидуальными.
Прием «Письмо по кругу». Каждая группа пишет письмо. Тема: Чем вымощена дорога к мечте?
Подведение итогов:
Какие жизненные уроки получил герой?
• Поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок.
• Очень трудно признаться в содеянном.
• Душевное раскаяние очень мучительно.
• Раскаяние приносит облегчение.
• Любящие люди смогут простить дурной поступок и научить нравственной мудрости. А любящие люди – это прежде всего твоя семья!
Рефлексия.Прием «Синквейн». Задание: написать синквейн на темы: