kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Бурятская сказка «Снег и заяц»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  ввести понятие «лента времени»; рассказать о развитии сказки о животных во времени; учить анализировать тексты двух разных сказок; совершенствовать умения определения сказки (сказка о животных, волшебная), ориентироваться на «ленте времени», доказывать свой ответ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Бурятская сказка «Снег и заяц»»

Тип урока: Изучение нового материала.

Тема урока: Бурятская сказка «Снег и заяц»

Цель: ввести понятие «лента времени»; рассказать о развитии сказки о животных во времени; учить анализировать тексты двух разных сказок; совершенствовать умения определения сказки (сказка о животных, волшебная), ориентироваться на «ленте времени», доказывать свой ответ.

Оборудование: доска, учебники, методический материал, иллюстрации.

Структура урока:

  1. Организационный момент.(1 -2мин)

  2. Речевая разминка. (1-2 мин)

  3. Изучение нового материала.(15- 20 мин)

  4. Физкультминутка.(1 мин)

  5. Продолжение изучения (12 мин)

  6. Итог урока. (3 мин)


Ход урока.

1 Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.


Здравствуйте ребята!

Посмотрите внимательно, все ли готово у вас к уроку? Учебники, тетради, ручки?

Речевая разминка.

Прочитайте скороговорку на доске сначала медленно, четко произнося слова, затем наращивая темп:

  • Быку букет будет… на обед.

  • Фигура Глафиры кругла от фигуры

2. Изучение нового материала.

Назовите сказки о животных. ( Дети перечисляют)

- Сегодня продолжим знакомство с народными сказками о животных. Сегодня мы познакомимся с бурятской сказкой «Снег и заяц»

- Сейчас я расскажу вам немного о бурятском народе.

Буряты — народ в Российской Федерации, Монголии и Китае. Буряты говорят на бурятском языке монгольской группы алтайской языковой семьи. В свою очередь бурятский язык состоит из 15 диалектов, некоторые из которых различаются довольно существенно.

Буряты подразделялись на осёдлых и кочевых, управлялись степными думами и инородческими управами. Основу хозяйства бурят составляло скотоводство, полукочевое у западных и кочевое у восточных племён; были распространены традиционные промыслы — охота и рыболовство.

Присутствие русской материальной и духовной культуры оказало сильное влияние на бурятскую культру.

Издавна в пище бурят большое место занимали мясные блюда, а также блюда из молока и молочных продуктов. Впрок заготовлялось кислое молоко, сушёная спрессованная творожистая масса .

Подобно монголам, буряты пили зелёный чай, в который наливали молоко, клали соль, масло или сало.

Бурятский фольклор состоит из мифов, улигеров, шаманских призываний, легенд, культовых гимнов, сказок, пословиц, поговорок, загадок. Сказки трёхчленные — три сына, три задачи и т. д. Сюжет сказок с градацией: каждый противник сильнее прежнего, каждая задача сложнее предыдущей.

- Давайте прочитаем сказку «Снег и Заяц» ( Дети читают сказку по цепочке)

-Назовите главных героев сказки. (Снег и Заяц)

- Это сказка о животных или волшебная? ( Это сказка о животных)

- Найдите место этой сказке в «ленте времени».

Черты какой сказки в ней заметнее всего? ( В сказке «Снег и заяц» объясняется причина определенного явления: почему заяц меняет цвет шкурки в зависимости от времени года. Значит это самая древняя сказка)

- На какие две части можно поделить сказку?

( Сказку можно разделить на две части: первая- о том, как заяц просил хозяина леса защитить снег, а во вторая – о том, как хозяин леса дал зайцу другой цвет шубки)

4. Физкультминутка.

Муравей не отдыхает.

За день много успевает:

Наклониться, подтянуться,

Перепрыгнуть, изогнуться,

Пробежать и повернуться,

Перелезть и развернуться,

Проползти и увернуться,

Чтоб на месте не споткнуться.

Так весь день. Назад - вперёд

И совсем не устаёт.

5. Продолжение изучения материала.

- А сейчас дети я хочу вам прочитать рассказ о том, как важно зайцу менять свой окрас с наступление зимы или весны.

«Белая шубка»

Автор: Г.Скребицкий


В ту зиму снег долго не выпадал. Реки и озёра давно льдом покрылись, а снега всё нет и нет.


Зимний лес без снега казался хмурым, унылым. Все листья с деревьев давно опали, перелётные птицы улетели на юг, нигде не пискнет ни одна птичка; только холодный ветер посвистывает среди голых обледенелых сучьев.


Шёл я как-то с ребятами по лесу, возвращались мы из соседней деревни. Вышли на лесную поляну. Вдруг видим — посреди поляны над большим кустом вороны кружат. Каркают, летают вокруг него, то вверх взлетят, то на землю сядут. Наверно, думаю, они там какую-то еду себе нашли.


Стали ближе подходить. Заметили нас вороны — одни в сторону отлетели, по деревьям расселись, а другие и улетать не хотят, так над головой и кружат.


Подошли мы к кусту, смотрим что-то под ним белеет, а что — сквозь частые ветки и не разберём.


Раздвинул я ветки, гляжу — заяц, белый-белый, как снег. Забился под самый куст, прижался к земле, лежит не шевельнётся. Кругом всё серое и земля и опавшие листья, а заяц среди них так и белеет.

Вот почему он воронам на глаза попался — оделся в белую шубку, а снега-то нет, значит, и спрятаться ему, белому, негде. Дай-ка попробуем его живьём поймать!


Просунул я руку под ветки, тихонько, осторожно, да сразу цоп его за уши — и вытащил из-под куста!


Бьётся заяц в руках, вырваться хочет. Только смотрим — одна ножка у него как-то странно болтается. Тронули её, а она переломана! Значит, сильно его вороны потрепали. Не приди мы вовремя, пожалуй, и совсем бы забили.


Принёс я зайца домой. Папа достал из аптечки бинт, вату, забинтовал зайцу сломанную ножку и посадил в ящик. Мама положила туда сено, моркови, мисочку с водой поставила. Так у нас зайка и остался жить. Целый месяц прожил. Ножка у него совсем срослась, он даже из ящика выскакивать начал и меня вовсе не боялся. Выскочит, побегает по комнате, а как зайдёт ко мне кто-нибудь из ребят, под кровать спрячется.


Пока заяц у нас дома жил, и снег выпал, белый, пушистый, как зайкина шубка. В нём зайцу легко прятаться. В снегу не скоро его заметишь.


— Ну, теперь можно его и обратно в лес выпустить, — сказал нам однажды папа.


Так мы и сделали — отнесли зайца в ближайший лесок, попрощались с ним да и выпустили на волю.


Утро было тихое, накануне ночью насыпало много снегу. Лес сделался белый, мохнатый.


В один миг наш зайка в заснеженных кустах исчез. Вот когда ему белая шубка пригодилась!


-Понравился рассказ?

- Правильно поступил главный герой, спасая зайца?

- Как бы поступили вы?

- Были ли у вас такие ситуации, когда вы помогали животным?

- А сейчас мы с вами разгадаем загадки. Приготовились? Начнем.

Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом.

Чудеса увидишь в нем.

Ответ: Лес

В шубе — летом,

А зимой — раздетый.

Ответ: Лес

Белое покрывало

На земле лежало

Лето пришло -

Оно всё сошло.

Ответ: Снег

Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, он такой?

(Заяц)


6. Итог урока. Рефлексия.

С каким произведение познакомились? Сказка какого народа?

Все ли вам понравилось? Какое у вас настроение?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Бурятская сказка «Снег и заяц»

Автор: Теряева Ксения Юрьевна

Дата: 11.09.2016

Номер свидетельства: 343220

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Презентация к уроку чтения по теме "Снег и заяц" (бурятская сказка)"
    ["seo_title"] => string(71) "prezentatsiia_k_uroku_chteniia_po_teme_sneg_i_zaiats_buriatskaia_skazka"
    ["file_id"] => string(6) "479159"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1538154879"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Урок литературного чтения 3 класс. Тема:Бурятская сказка «Снег и заяц». Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»"
    ["seo_title"] => string(109) "uroklitieraturnoghochtieniia3klasstiemaburiatskaiaskazkasnieghizaiatskhakasskaiaskazkakakptitsytsariavybirali"
    ["file_id"] => string(6) "271652"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451724958"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства