Цель: ввести понятие «лента времени»; рассказать о развитии сказки о животных во времени; учить анализировать тексты двух разных сказок; совершенствовать умения определения сказки (сказка о животных, волшебная), ориентироваться на «ленте времени», доказывать свой ответ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Бурятская сказка «Снег и заяц»»
Тип урока: Изучение нового материала.
Тема урока: Бурятская сказка «Снег и заяц»
Цель: ввести понятие «лента времени»; рассказать о развитии сказки о животных во времени; учить анализировать тексты двух разных сказок; совершенствовать умения определения сказки (сказка о животных, волшебная), ориентироваться на «ленте времени», доказывать свой ответ.
Посмотрите внимательно, все ли готово у вас к уроку? Учебники, тетради, ручки?
Речевая разминка.
Прочитайте скороговорку на доске сначала медленно, четко произнося слова, затем наращивая темп:
Быку букет будет… на обед.
Фигура Глафиры кругла от фигуры
2. Изучение нового материала.
Назовите сказки о животных. ( Дети перечисляют)
- Сегодня продолжим знакомство с народными сказками о животных. Сегодня мы познакомимся с бурятской сказкой «Снег и заяц»
- Сейчас я расскажу вам немного о бурятском народе.
Буряты — народ в Российской Федерации, Монголии и Китае. Буряты говорят на бурятском языке монгольской группы алтайской языковой семьи. В свою очередь бурятский язык состоит из 15 диалектов, некоторые из которых различаются довольно существенно.
Буряты подразделялись на осёдлых и кочевых, управлялись степными думами и инородческими управами. Основу хозяйства бурят составляло скотоводство, полукочевое у западных и кочевое у восточных племён; были распространены традиционные промыслы — охота и рыболовство.
Присутствие русской материальной и духовной культуры оказало сильное влияние на бурятскую культру.
Издавна в пище бурят большое место занимали мясные блюда, а также блюда из молока и молочных продуктов. Впрок заготовлялось кислое молоко, сушёная спрессованная творожистая масса .
Подобно монголам, буряты пили зелёный чай, в который наливали молоко, клали соль, масло или сало.
Бурятский фольклор состоит из мифов, улигеров, шаманских призываний, легенд, культовых гимнов, сказок, пословиц, поговорок, загадок. Сказки трёхчленные — три сына, три задачи и т. д. Сюжет сказок с градацией: каждый противник сильнее прежнего, каждая задача сложнее предыдущей.
- Давайте прочитаем сказку «Снег и Заяц» ( Дети читают сказку по цепочке)
-Назовите главных героев сказки. (Снег и Заяц)
- Это сказка о животных или волшебная? ( Это сказка о животных)
- Найдите место этой сказке в «ленте времени».
Черты какой сказки в ней заметнее всего? ( В сказке «Снег и заяц» объясняется причина определенного явления: почему заяц меняет цвет шкурки в зависимости от времени года. Значит это самая древняя сказка)
- На какие две части можно поделить сказку?
( Сказку можно разделить на две части: первая- о том, как заяц просил хозяина леса защитить снег, а во вторая – о том, как хозяин леса дал зайцу другой цвет шубки)
4. Физкультминутка.
Муравей не отдыхает.
За день много успевает:
Наклониться, подтянуться,
Перепрыгнуть, изогнуться,
Пробежать и повернуться,
Перелезть и развернуться,
Проползти и увернуться,
Чтоб на месте не споткнуться.
Так весь день. Назад - вперёд
И совсем не устаёт.
5. Продолжение изучения материала.
- А сейчас дети я хочу вам прочитать рассказ о том, как важно зайцу менять свой окрас с наступление зимы или весны.
«Белая шубка»
Автор: Г.Скребицкий
В ту зиму снег долго не выпадал. Реки и озёра давно льдом покрылись, а снега всё нет и нет.
Зимний лес без снега казался хмурым, унылым. Все листья с деревьев давно опали, перелётные птицы улетели на юг, нигде не пискнет ни одна птичка; только холодный ветер посвистывает среди голых обледенелых сучьев.
Шёл я как-то с ребятами по лесу, возвращались мы из соседней деревни. Вышли на лесную поляну. Вдруг видим — посреди поляны над большим кустом вороны кружат. Каркают, летают вокруг него, то вверх взлетят, то на землю сядут. Наверно, думаю, они там какую-то еду себе нашли.
Стали ближе подходить. Заметили нас вороны — одни в сторону отлетели, по деревьям расселись, а другие и улетать не хотят, так над головой и кружат.
Подошли мы к кусту, смотрим что-то под ним белеет, а что — сквозь частые ветки и не разберём.
Раздвинул я ветки, гляжу — заяц, белый-белый, как снег. Забился под самый куст, прижался к земле, лежит не шевельнётся. Кругом всё серое и земля и опавшие листья, а заяц среди них так и белеет.
Вот почему он воронам на глаза попался — оделся в белую шубку, а снега-то нет, значит, и спрятаться ему, белому, негде. Дай-ка попробуем его живьём поймать!
Просунул я руку под ветки, тихонько, осторожно, да сразу цоп его за уши — и вытащил из-под куста!
Бьётся заяц в руках, вырваться хочет. Только смотрим — одна ножка у него как-то странно болтается. Тронули её, а она переломана! Значит, сильно его вороны потрепали. Не приди мы вовремя, пожалуй, и совсем бы забили.
Принёс я зайца домой. Папа достал из аптечки бинт, вату, забинтовал зайцу сломанную ножку и посадил в ящик. Мама положила туда сено, моркови, мисочку с водой поставила. Так у нас зайка и остался жить. Целый месяц прожил. Ножка у него совсем срослась, он даже из ящика выскакивать начал и меня вовсе не боялся. Выскочит, побегает по комнате, а как зайдёт ко мне кто-нибудь из ребят, под кровать спрячется.
Пока заяц у нас дома жил, и снег выпал, белый, пушистый, как зайкина шубка. В нём зайцу легко прятаться. В снегу не скоро его заметишь.
— Ну, теперь можно его и обратно в лес выпустить, — сказал нам однажды папа.
Так мы и сделали — отнесли зайца в ближайший лесок, попрощались с ним да и выпустили на волю.
Утро было тихое, накануне ночью насыпало много снегу. Лес сделался белый, мохнатый.
В один миг наш зайка в заснеженных кустах исчез. Вот когда ему белая шубка пригодилась!
-Понравился рассказ?
- Правильно поступил главный герой, спасая зайца?
- Как бы поступили вы?
- Были ли у вас такие ситуации, когда вы помогали животным?
- А сейчас мы с вами разгадаем загадки. Приготовились? Начнем.
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом.
Чудеса увидишь в нем.
Ответ: Лес
В шубе — летом,
А зимой — раздетый.
Ответ: Лес
Белое покрывало
На земле лежало
Лето пришло -
Оно всё сошло.
Ответ: Снег
Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой?
(Заяц)
6. Итог урока. Рефлексия.
С каким произведение познакомились? Сказка какого народа?