kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения 3 класс. Тема:Бурятская сказка «Снег и заяц». Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

Данный урок проводится в 3 классе по программе «Перспективная начальная школа» и является тринадцатым уроком по изучению раздела « Постигаем секреты сравнения».

При планировании были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся класса. Работа на уроке была организована в соответствии с возрастом: доступная, познавательная, занимательная.

На уроке использовались следующие образовательные технологии: 
здоровьесберегающие- (эмоциональный настрой, физминутка, отбор материала с учётом возраста, смена видов деятельности)
технология оценки достижений учащихся
технология деятельностного метода – обучение на основе жизненных ситуаций;
Для реализации данных технологий были выбраны методы частично поискового характера (сравнение, выявление отличий, организован поиск новых знаний), прогнозирование. А так же использованы методы: словесный, наглядный, практический.  
Формы обучения:   индивидуальные, групповые и фронтальные -  способствовали достижению образовательных целей урок, стимулировали познавательные интересы учащихся.

Межпредметные связи- связь с окружающим миром, технологией (работа с картой, сообщения о республиках Бурятии и Хакасии, работа с ножницами).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 3 класс. Тема:Бурятская сказка «Снег и заяц». Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»»

Урок литературного чтения 3 класс. Тема:Бурятская сказка «Снег и заяц». Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»

Цели: учить анализировать название текста и его содержание с целью выявления принадлежности к временному периоду создания сказки, обращать внимание на то, какой народ создал сказку, учить сравнивать сказки разных народов, находить сходство и отличительные черты этих сказок.

Задачи: 1.     Формировать технику чтения и приемы понимания и анализа текста; развивать интерес к самому процессу чтения, потребности читать; формировать эстетический вкус; 2.     Развивать устную речь, творческие способности детей; 3. Воспитывать любовь к чтению, любовь к своему родному краю.

Формирование УУД:

 Познавательные УУД: формировать умение представлять информацию в виде схемы;  умение выявлять сущность, особенности объектов;формировать умение на основе анализа делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме;формировать умение работать в паре и группе.

 Регулятивные УУД: формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  умение прогнозировать предстоящую работу;формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Личностные УУД: формировать умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Оборудование: ноутбук, презентация, карточки с названиями стран и сказок, иллюстрации с изображениями птиц, карта России, Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: М.: Академкнига/Учебник, .

Использованные ресурсы:

Захарова В.В., Серова М.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. — М.: ВАКО, 2012. — 288 с. — (В помощь школьному учителю).

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://daler.ru/wallpapers/ïòèöû/3.html

http://muzofon.com/search/

Ход урока

  1. 1. Организационный момент.

-Я хочу ,чтобы ваше настроение было таким же хорошим, как у этого солнышка (слайд). Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

-Я прошу вас послушать отрывок из музыкального произведения. (Звучит аудиозапись песни «В мире много сказок».)

-О чём эта песенка? Как вы думаете , почему мы слушали эту песню?

В мир сказки музыка нас позвала,

На чудеса настроить нас смогла.

А кто герои сказки? Попробуйте узнать.

Для этого сказку нужно прочитать.

2. Актуализация знаний.

Но прежде чем читать новые сказки , давайте вспомним, сказки народов каких стран мы уже читали?

Игра «Найди Родину сказки»

  1. - Определите, из какой страны сказка. Найдите пару (дети выходят к доске и соединяют стрелками названия стран и сказок)

Америка «Откуда пошли болезни и лекарства»

Венгрия «Два жадных медвежонка»

Индия «О собаке, кошке и обезьяне»

Африка «Гиена и черепаха»

Корея «Как барсук и куница судились»

Индия «Золотая рыба»

Америка «Вихио»

Индия «Хитрый шакал»

Самопроверка по содержанию учебника. (слайд )

Вспомните все эти сказки и ответьте, что их объединяет? (о животных)

Для чего мы выполняли это задание?(вспомнили прочитанные сказки и страны , из которых они к нам пришли)

3. Постановка цели урока.

Мы прочитали уже много сказок, сегодня мы заканчиваем изучать этот раздел. Вспомните название раздела. (Постигаем секреты сравнения) Слайд .

Что мы учимся сравнивать? (Сказки разных народов).

Какую же цель поставим для себя на этом уроке?(Сравнить новые сказки)

Что предстоит нам сегодня открыть?

Сказки разных народов сравнить.

Какие отличия сказки таят?

Какие тайны они хранят?

Есть ли схожие в них черты?

На эти вопросы ответим мы.

Откройте учебник на с. 98—99. Прочитайте названия двух сказок.

Можно ли по названию определить, волшебные это сказки, или сказки о животных? Определите их жанровую принадлежность. (Сказки о животных.)

Как вы думаете, можно ли сразу определить, к какому временному периоду создания они относятся: самые древние, просто древние или менее древние?

Какую задачу мы ставим перед чтением сказки? (определить, в какой период времени появилась эта сказка)

4. Работа по теме урока

-Посмотрите в учебнике , откуда пришла к нам эта сказка?(из Бурятии)

Сообщение о Бурятии - показ на карте (подготовленный ученик).

Республика Бурятия является субъектом Российской Федерации. Она расположена в южной части Восточной Сибири, в Забайкалье. Протяженность территории с севера на юг — 600 км, с запада на восток — 420 км. Граничит: на юге — с Монголией, на западе — с Республикой Тыва, на севере — с Иркутской областью, на востоке — с Читинской областью. В Бурятии 6 городов, 29 посёлков и 614 сёл и деревень.

Откройте учебник на с. 98 и прочитайте бурятскую сказку «Снег и заяц» по цепочке.

Кто герои сказки?(заяц , хозяин леса, снег)

Какая беда приключилась с зайцем?

Кто и как ему помог? (Помог хозяин леса, поменял шкурку.)

Какую задачу ставили перед чтением сказки?

К какому временному периоду создания относится эта сказка? (Эта сказка самая древняя, так как объясняет причину, почему заяц меняет цвет шерсти зимой.)

5. Физкультминутка

6. Продолжение работы по теме урока.

- Найдите в учебнике название Родины второй сказки.

Сообщение о Хакасии-показ на карте (подготовленный ученик).

Республика Хакасия является субъектом Российской Федерации и расположена на юге Восточной Сибири. Протяженность территории с севера на юг — 400 км, с запада на восток — 200 км. Граничит: с Красноярским краем, с Республикой Тыва, с Алтаем, с Кемеровской областью. Всего на территории республики 271 населённый пункт.

Чтение сказки «Как птицы царя выбирали» на с. 99-100 по цепочке.

О чем эта сказка? (задание одному ребенку- найти значение слова Филин, другому- Кулики в словаре учебника )

Кто метил в цари?(птицы)

Назовите всех кандидатов. (Галка, филин, журавль, сокол, орёл - изображения птиц - на доску)

По какому признаку птицы выбирали царя? Найдите в тексте.

Подходили их кандидатуры под эти критерии?(нет)

Прочитайте, как выглядел сокол. Мог ли он стать царём птиц?

Почему же выбрали орла? (Орел прикормил ворону и сороку, и они громче всех кричали — предлагали его кандидатуру.)

К какому временному периоду создания относится эта сказка? (Самая древняя, так как в ней рассказывается, почему орла считают царем птиц, почему ворона и сорока питаются тем, что не доест орел, почему сокол затаил злобу на всех птиц.)

7. Закрепление изученного материала.

Мы познакомились с двумя сказками. Какая задачу ставили перед чтением сказок? (определить, к какому временному периоду появления относится сказка)

Эту задачу мы выполнили?

А теперь вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

Верно! Сравнить новые сказки! Давайте сравним их.

(Составим таблицу: Три колонки - заготовки: 1-названия сказок, 2-в чём сходство, 3- в чём отличие)

В чём сходны эти сказки? (самые древние)

В чём между ними разница? (разные герои , разный сюжет)

Читали ли мы сказки с похожим сюжетом , или похожими героями?(читали похожие сказки - Бурят-монгольская сказка «Заяц»)

Можем ли мы сказать,что эти сказки с бродячим сюжетом?

Работа в группах.

Давайте проверим, как вы поняли, в чем заключаются отличительные особенности древних сказок. Вспомните, на какие группы можно разделить все сказки, в зависимости от времени их создания? (Самые древние, просто древние, менее древние, а ещё познакомились с бродячими сказками).

В конвертах карточки с названием временного периода создания сказок ( жирным шрифтом) и карточки с их основными, отличительными признаками. Вам нужно соединить правильно карточки.

Повторим правила работы в группах (высказываются, проверка на слайде)

1 группа

Назовите признаки древних сказок.

2 группа - найдите ошибки в карточках, соедините их так, чтобы стало верно.

-Повторим правила работы с ножницами (проверка на слайде)

Выполняют задание, командиры отчитываются о работе в группе, проверка на слайде:

Самые древние сказочные истории

Почему у животных такая внешность?

Откуда все в мире происходит?

Менее древние сказочные истории Учат быть добрым и справедливым Просто древние сказочные истории Учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость Бродячие сказочные истории Рассказывают похожие истории, созданные в разных уголках земного шара.

8. Подведение итогов урока.Сказки прочитали? Сказки сравнили? Цель выполнили?

  • 9. Рефлексия.

Самооценка каждого по «Светофорчику» .

- Посмотрите на солнышко, чего ему не хватает? (лучей)

Давайте добавим к нему лучики вашего настроения (рисуют на лучах улыбку)

10. Домашнее задание.

1) Пересказать сказку «Снег и заяц» (уч. с. 98).

2) Т. ? 11 (с. 22—24).

3) Нарисовать рисунок к любой сказке


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тутулова Татьяна Александровна

Дата: 02.01.2016

Номер свидетельства: 271652


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства