kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русской словесности "Мифы Древней Греции".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: проверить уровень литературной подготовки учащихся в соответствии с требованиями программы и госстандартов по разделу "Античная литература"

- знание основных героев античной литературы

- умение пояснять связь героев и событий

- умение характеризовать литературного героя

- знание и умение характеризовать мифологические выражения 

- умение давать письменный развернутый ответ на вопрос

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русской словесности "Мифы Древней Греции". »

Разработка урока словесности по теме:

"Мифы Древней Греции"

Учитель: "Мифы древней Греции" - тема сегодняшнего урока, который мы поведём в форме игры КВН. Сегодня соревнуются 2 команды, помогают им их болельщики. А моими помощницами будут сегодня две нимфы.

Слушайте ж, добрые люди,

Рассказы неспешные старцев,

Каждый, кто в мире родится,

Свой подвиг исполнить обязан.

В жизни и вы поплывёте,

Как плыли в морях аргонавты,-

Пусть же попутные ветры

Несут вас к намеченной цели.


Нимфа 1: Так это же славные аргонавты во главе со своим капитаном Ясоном плывут добывать золотое руно.

Учитель: Давайте и мы на корабле "Арго" перенесёмся из нашего реального, будничного мира в удивительный фантастический мир Древней Эллады, где живут и действуют наши мифологические герои.

Нимфа 2: Спасибо гостеприимству капитана Ясона, благодаря которому мы преодолели волны Эгейского моря и теперь находимся в Древней Греции.

Учитель: Мы начинаем КВН.

А сейчас разрешите представить Вам наше уважаемое жюри. (Идёт представление жюри). Счётная комиссия в составе 2 человек. Конкурсы оцениваются по пятибалльной системе.

Первый конкурс «Разминка»

1. Как называется напиток богов? 1. Как называется бездна, полная тьмы? 2. Кто такой Геракл? 2. Кто такой Кербер?

3. Кто такой Авгий? 3.Кто такой Антей?

4. Кто такой Кентавр? 4. Кто такая Гера?

5. Кто такая Афина? 5. Кто такой Аполлон?

6. Как зовут слепого аэда, сочинившего 2 поэмы?

6. Кто из поэтов писал стихи на сюжеты мифов?

Второй конкурс мифологического КВНа - конкурс олимпийских журналистов.

Нимфа 1: Как известно, первая газета появилась в Англии в 17 веке. Но давайте представим, что и на Олимпе существовала своя газета, скажем "Олимпийская правда" или "Вечерний Олимп". Вам необходимо сделать репортаж об одном из 12 подвигов Геракла. Я думаю, не будет затруднений, ведь вы хорошо знаете этот миф.

1 команда: составляет репортаж о том, как Геракл ловил киренейскую лань.

2 команда:  готовит репортаж о пленении трёхглавого пса Кербера.

У журналистов на подготовку 5 минут.

Третий конкурс - "Нить Арахны"

Нимфа 2: Любимой дочерью Зевса была Афина Паллада - защитница городов, богиня мудрости и знания. Девушки Греции особо почитали её за покровительство во всех женских рукоделиях, включая кулинарное искусство. Но особенно искусна была Афина в умении прясть и ткать, никто из смертных или богинь не мог превзойти её в этом. Всем Вам известно, как поплатилась Арахна, царская дочь из лидийского города Колофона, искусная ткачиха, захотевшая стать выше Афины: богиня обратила её в паука, который висит на паутине и вечно ткёт её.

От каждой команды потребуется по одной участнице, готовой соперничать с Афиной Палладой в искусстве рукоделия. Вы получите крючок и клубок ниток и должны в течение 10 минут плести нить из воздушных петель. Побеждает та участница, чья нить окажется длиннее.

Учитель: Пока жюри подводит итоги, мы проведём конкурс с болельщиками. Каждый правильный ответ приносит команде одно очко.

Задание такое: Назовите имена древнегреческих богов или героев, которым посвящены эти строки. Угадав, сразу поднимайте руку. Нимфы мне помогут в проведении этой игры.

Нимфа 1:

Лёгкая билась волна о колена.

Белый кружился над ней голубок,

Тихо стекала жемчужная пена

С чресел богини на гладкий песок.

Юноша смуглый глядел изумлённо,

Сбилось у ног его стадо овец.

Шла она лёгкой походкой со склона

К людям в долину, срывая чебрец

/ Афродита/

Нимфа 2:

- Мой сын! Мой сын! Будь осторожен.

Спокойней крылья напрягай.

Под ветром путь наш ненадёжен.

Сырых туманов избегай.

- Отец! Ты дал душе свободу,

Ты узы тела разрешил.

Что ж медлим? Выше! К небосводу!

До вечной области светил.

/ Дедал и Икар/

Учитель: А теперь послушаем наших репортёров. / Слово журналистам/.  Слово жюри за конкурс репортёров.

Четвертый конкурс - "Конкурс знатоков"

Нимфа 1: Для этого конкурса потребуются знатоки, те, кто готов распознать мифологическое божество, столь бы ни были противоречивы или скудны сведения о нём. Для начала Вам необходимо определить уровень вашей компетентности. Назовите число от 1 до 7, то есть число признаков, которое достаточно, чтобы назвать бога. Понятно, чем быстрее Вы угадаете имя, тем большее количество очков Вы получите. Ваше число?

1 команда.

- Ей прислуживала Ирида – богиня радуги.

- Она богиня календарного года, её няньками были Времена Года.

- Её атрибуты, наряду с кукушкой и гранатом, павлин – символ ревности, покрывало и диадема.

- На своих изображениях она всегда с ног до головы укрыта одеждами, обнажены только часть – шеи и руки.

- Она высокого роста, у неё роскошные волосы и большие широко раскрытые глаза, за что её прозвали волоокой.

- Она обладает гордым, упрямым и сварливым характером, очень ревнива, мстительна и жестока, но древнегреческое искусство придавало ей строгую и величественную красоту.

- Она основательница и покровительница браков и семьи, хотя её собственная супружеская жизнь проходит в вечных ссорах и неладах (Гера)

2 команда.

- Её могущество столь велико, что она царит над всем миром. Только Афина, Гестил и Артемида могут избежать её власти.

- Ей посвящены мирт и яблоко – символы любви; мак и гранат – символы плодородия; ласточка – символ весны. Как морской богине ей посвящён дельфин.

- По преданию, всюду, где бы она ни появлялась, под её ногами вырастали прекрасные цветы, стаями слетались птицы; звери ласкались к ней.

- Она сделала волшебный облик людей более приятным, ввела украшения и заботу о внешности.

- Она никогда не прикасается ни к какой работе. Богиня судьбы наделила её лишь одной обязанностью – творить любовь. Она родилась из морской пены. (Афродита)

Приглашаем участниц конкурса "Нить Арахны", жюри подводит итоги

Пятый конкурс - "Художников"

Художники выбирают конверты с заданиями и работают 20 минут.

1. Нарисовать коней Диомеда.

2. Стимфалийские птицы разбрасывают перья.

(Справк). Сказания о героях «Кони Диомеда»

После укрощения критского быка Гераклу, по поручению Эврисфея, пришлось отправиться во Фракию к царю бистонов Диомеду. У этого царя были дивной красоты и силы кони. Они были прикованы железными цепями в стойлах, так как никакие путы не могли удержать их. Царь Диомед кормил этих коней человеческим мясом. Он бросал им на съедение всех чужеземцев, которые, гонимые бурей, приставали к его городу. К этому фракийскому царю и явился со своими спутниками Геракл. Он завладел конями Диомеда и увел их на свой корабль. На берегу настиг Геракла сам Диомед со своими воинственными бистонами. Поручив охрану коней своему любимому Абдеру, сыну Гермеса, Геракл вступил в бой с Диомедом. Немного было спутников у Геракла, но все же побежден был Диомед и пал в битве. Геракл вернулся к кораблю. Как велико было его отчаяние, когда он увидел, что дикие кони растерзали его любимца Абдера. Геракл устроил пышные похороны своему любимцу, насыпал высокий холм на его могиле, а рядом с могилой основал город и назвал его в честь своего любимца Абдерой. Коней же Диомеда Геракл привел к Эврисфею, а тот велел выпустить их на волю. Дикие кони убежали в горы Ликейона, покрытые густым лесом, и были там растерзаны дикими зверями.


Третий подвиг Геракла

Микенский царь Еврисфей велел Гераклу победить стимфалийских птиц. Это неописуемо трудное задание герою помогла выполнить Афина Паллада: она дала Гераклу два медных тимпана, выкованныхГефестом. Богиня велела установить тимпаны на горе возле гнездовья ужасных птиц и ударить в них. Оглушительный звук тимпанов должен был заставить подняться птиц в воздух, а Гераклу следовало стрелять в них из лука. Геракл напугал птиц и перестрелял их[2], либо просто прогнал[3]. Согласно Писандру, Геракл не перебил их, а прогнал шумом кроталов (трещоток). Выжившие в битве с Гераклом птицы покинули Грецию, улетев к берегамЧёрного моря.

Согласно Павсанию, Стимфалидами называют птиц, водящихся в Аравии. В Стимфале был храм Артемиды Стимфалийской со статуями девушек с птичьими ногами


Шестой конкурс - "Музы для Аполлона"

Нимфа 1: А сейчас давайте выберем в каждой команде Аполлона.

Известно, что у Аполлона были постоянные спутницы - музы. Напомню, их 9.

Каллиопа - муза эпической поэзии и знания

Эрато - муза любовных песен.

Урания - муза астрономии

Полигимния - муза священных гимнов

Терпсихора - муза танца

Клио - муза истории

Мельпомена - муза трагедии

Талия - муза комедии

Эвтерпа - муза лирики

Нимфа 2: А теперь задание для Аполлонов: каждому Аполлону будут названы имена двух муз. Ваша задача найти на подносе атрибут для каждой из них, а также для себя. Муз можно выбрать из команды или болельщиков, вручив им атрибуты. На подготовку даётся 1 минута.

1 команда: Калиоппа, Мельпомена

2 команда: Урания, Клио

Аполлон – лук и стрелы, лавровый венок, кифара

Каллиопа – навощённые дощечки, острая палочка (стилос)

Урания – глобус и мерило

Клио – свёрток пергамента

Мельпомена – трагическая маска


Седьмой конкурс "Конкурс капитанов"

Нимфа 2: Понятно, что капитаном среди олимпийцев может быть только Зевс. Поэтому выбираем по "Зевсу" от каждой команды. Символом могущества и неотразимой силы этого бога были громоносные стрелы. Всех, кто вступал с ним в борьбу - будь то боги или смертные, он поражал этими стрелами. Но если мифологический Зевс разит стрелами, то наш Зевс должен разить остроумием. Самые величественные, самые мужественные, самые смелые, самые прекрасные, короче те, кто называется "Зевсом" вперёд!

Нимфа 1: Первое задание для капитанов. Не правда ли, кажется странным, что наши команды до сих пор не имеют названий. Поэтому первое, что предлагается капитанам подобрать название своей команде, используя, как всегда, мифологическую тематику, можно и смешную. На размышление, как и в настоящем КВНе, - одна минута, время пошло.

Учитель: Слово капитанам.


Нимфа 2: Второе задание для капитанов: объясните значение крылатых выражений.

1 капитан: Авгиевы конюшни, Танталовы муки

2 капитан: Лететь в тартарары, Сизифов труд

«Сизифов труд». Это выражение родилось из мифов о Сизифе, царе Коринфа. Сизиф перехитрил богов и избежал смерти. За это он был приговорён навечно вкатывать тяжёлый камень на вершину горы, который каждый раз скатывался обратно. Сизифов труд – это тяжёлая бесплодная работа.

«Танталовы муки». Есть миф о Тантале, сыне Зевса. Он был высокомерен хвастлив, хотя Зевс его очень любил и благоволил ему. Пантал трижды оскорбил богов и Зевс наказал его: низверг в царство Аида и обрёк на вечные муки. Отсюда выражение «танталовы муки».

«Агиевы конюшни». Авгиевы конюшни очистил от нечистот Геракл. Выражение означает крайнюю запущенность, беспорядок.

«Лететь в тартарары». В мире «Борьба олимпийцев с титанами» говорится о том, что олимпийцы победили титанов, сковали их и низвергли в мрачный Тартар – в вековечную тьму, т.е. царство мёртвых. Отсюда выражение «лететь, провалиться в тартарары», т.е. в бездну.

Учитель: Слово капитанам.

 Нимфа 1: Третье задание для капитанов «Узнай героя». А сейчас мы проверим, как хорошо наши капитаны знают богов и богинь Греции.

- он певец, сын Аполлона и музы Каллиопы. Пел аргонавтам в походе за золотым руном. За преданность только Эвридике и поклонение богу Аполлону (а не Дианису) вакханки растерзали его, но только так он мог вновь соединиться с Эвридикой (Орфей)

- прекрасная верная супруга Одиссея, которая ожидала его возвращения 20 лет (Пенелопа)

- дочь Урона и Геи. Богиня Правосудия и справедливости. Всегда изображалась с повязках на глазах, с весами судьбы и мечом в руках (Фемида)

- он перевозчик душ умерших через воды реки Стикс (Харон)

Учитель: Слово капитанам.

Учитель: Пока жюри подводит итоги, мы поиграем с болельщиками.

Для каждой команды болельщиков будет показан фрагмент из мультфильма. Ваша задача: назвать, из какого мифа взят сюжет и кого из действующих лиц вы увидели.

Учитель: Слово жюри.

Учитель: Приступаем к заключительному испытанию для команд.

Восьмой конкурс "Я для Вас - режиссёр". Этот конкурс являлся домашним заданием команд.

Нимфа 2: Все, наверное, знаете телепередачу "Сам себе режиссёр". В ней может принять участие любой телезритель, приславший в редакцию киноролик. Немного усложнив условия этой передачи, мы предлагаем Вам конкурс "Я для Вас - режиссёр". Приглашается режиссёр со своими участниками. Задание такое: инсценировать любой миф, приглашая в качестве участников не только членов команды, но и гостей. Каждая команда получает по две оценки. Одну за режиссуру и актёрское исполнение, вторую за правильность ответа - необходимо угадать название мифа и действующих лиц.

Учитель: Наш мифологический КВН подошёл к концу. Пока жюри подводит итоги, мы посмотрим греческий танец "Сертаки" в исполнении болельщиц.

Проводим последнюю игру с болельщиками. Игра называется "Отыщи партнёра".

Задание такое: каждой команде я называю имя женского персонажа мифологического дуэта, а Вы отгадаете её партнёра.

1 команда: Андромеда - (Персей), Гера - (Зевс), Рея - (Уран)

2 команда: Эвридика - (Орфей), Галатея - (Пигмалеон), Гея - (Крон)

Учитель: Слово жюри. Награждение команд. А теперь, как ни грустно, пора возвращаться домой. Для этого опять обратимся за помощью к нашему знакомому капитану Ясону. Но вот мы и дома. Сегодня мы побывали в удивительном сказочном мире древнегреческих мифов. Мире бесстрашных героев, мужественных воинов, грозных и беспощадных богов. Блестяще сыграли все команды. Спасибо болельщикам, моим помощникам- нимфам, всем тем, кто помогал нам в проведении КВНа.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по русской словесности "Мифы Древней Греции".

Автор: Рачинская Надежда Петровна

Дата: 18.09.2015

Номер свидетельства: 231638

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока на тему "Герои поэм Гомера""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt_uroka_na_tiemu_gieroi_poem_gomiera"
    ["file_id"] => string(6) "353821"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477921772"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства