kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению Н. С. Лескова "Левша"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Н. С. Лесков «Левша». История создания. Особенности жанра сказа.

Цели:

Обучающие:

  • помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа, подвести к основной идее автора - патриотизму и талантливости народа противостоит безответственность и преступное отношение властей;
  • учить школьников анализу литературного произведения;

Развивающие:

  • развивать навыки аналитического чтения произведения;
  • развивать творческие способности учащихся и устную речь;
  • развивать умение анализировать текст с позиции литературных ролей: литературоведы, исследователи;

Воспитывающие:

  • воспитывать чувства гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста;
  • воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению Н. С. Лескова "Левша"»

Н. С. Лесков «Левша». История создания. Особенности жанра сказа.

Цели:

Обучающие:

  • помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа, подвести к основной идее автора - патриотизму и талантливости народа противостоит безответственность и преступное отношение властей;

  • учить школьников анализу литературного произведения;

Развивающие:

  • развивать навыки аналитического чтения произведения;

  • развивать творческие способности учащихся и устную речь;

  • развивать умение анализировать текст с позиции литературных ролей: литературоведы, исследователи;

Воспитывающие:

  • воспитывать чувства гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста;

  • воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека;

Оборудование:

    • презентация

Тип урока: Урок-исследование

Методы:

  • беседа по вопросам

  • аналитическое чтение

  • частично-поисковый

Виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебником, исследовательское задание


Ход урока

1 История создания (презентация )

2 Определение жанра

- На уроке предлагаю побывать в литературных ролях. Сейчас мы поработаем в роли ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ.

- Вспомните, какое произведение, написанное в жанре сказа, мы изучали в пятом классе. Кто его автор? (П.П. Бажов "Медной горы Хозяйка").

- Вспомним: Гоголь и Рудый Панько, Пушкин и Белкин. Кто это? (Это автор и рассказчик).

- А Лесков ввёл в большую литературу фольклорное слово "Сказ". Что это такое? Как вы определили жанр сказа?

(Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора).

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером, складом речи.

Сказка - жанр эпоса, занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории. Главная отличительная черта сказки – присутствие чуда, фантастики, вымысла.



3. Исследовательская работа. Отличие сказа от сказки.

Сейчас мы попробуем себя в роли исследователей.

- Чем сказ отличается от сказки? Проведём исследование и результаты

запишем в таблицу.




СКАЗ

СКАЗКА

род литературы

эпос

эпос

особенности

опирается на народные предания и легенды.

занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории.

событие

реальное

вымышленное

герои

Исторические, реальные и вымышленные

Вымышленные, фантастические существа

место действия

Реальные города, страны (Англия, Россия , Тула)

Вымышленные (в некотором царстве, в некотором государстве)

повествование

Ведётся от лица рассказчика

Не от лица рассказчика



Сказ (от "сказывать") - особый тип повествования, который строится как рассказ определенного лица. Сказ передает особенности речи рассказчика.
      Поищем приметы сказа в главе 1. Это и просторечные, разговорные обороты ("через свою ласковость", "дерябнул хороший стакан"); каламбуры ("на свою сторону преклонять хотели" - "Платов... этого склонения не любил"); повторы ("проездиться" - "объездил"); интонационный, ритмический рисунок ("И только он сказал себе такое слово, как государь ему говорит..."); даже рифма (Платов "этого склонения не любил и... все государя домой манил"); наконец, необычное употребление слов ("междоусобные разговоры" вместо "междоусобные войны"), а также словообразование ("чужестранность")

.

- Кем мог быть рассказчик, повествователь?

(Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных произведений, исторические персонажи - АлександрI и Платов - показаны с точки зрения простолюдина.)

4. Анализ прочитанного.Характеристика героев.

– Когда и где происходит действие?

– Выделите и прочитайте цитаты, характеризующие царя Александра Павловича, а затем Платова.

Запись цитат в тетрадях.

1 вариант -Александр Павлович:

«Объездил он все страны и везде через свою ласковость имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми».

«Мы, русские, со своим значением никуда не годимся».

«Государь на все это радуется».

«Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может».

«Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко».

«Пожалуйста, не порть мне политики».

«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут».

«Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве».

2 вариант - Платов:

«Платов… этого склонения не любил… И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, – и чем-нибудь отведет».

«…а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит».

«Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

«…а Платов доводил, что и наши на что взглянут – все могут сделать, но только им полезного учения нет… у английских мастеров совсем на все другие правила жизни, науки и продовольствия…».


Вывод: Александр Павлович не верил в русский народ, преклонялся перед английскими мастерами, не хотел испортить политические отношения с Англией, поэтому всем восхищался.

Платов - настоящий патриот своей страны, он защищает русских мастеров, уверен, что они лучше английских.


5. Знакомствос синквейном.

Сейчас мы попробуем себя в роли ПОЭТОВ.

Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила составления синквейна.

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

 Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Пример синквейна на тему жизни:

1.Жизнь.

2. Активная, бурная.

3. Воспитывает, развивает, учит.

4. Дает возможность реализовать себя.

5. Искусство.

6. Творческая работа

1. Александр Павлович

2. любознательный, дипломатичный.

3. объездил, осматривает, радуется

4. Не порть мне политики

5. дипломат

1. Платов

2. наблюдательный, упрямый

3. заметит, показывает, возражает

4. держит свою ажидацию

5. патриот

7. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:1) читать главы 9–12;

2) выделить (и записать) цитаты, характеризующие царя Николая Павловича, Платова, левшу;

3) написать синквейн о царе Николае Павловиче, левше


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению Н. С. Лескова "Левша"

Автор: Кобелева Ирина Владимировна

Дата: 06.11.2015

Номер свидетельства: 248757

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Конспект урока по литературе в 11 классе: "Тема праведничества (по рассказу А.И.Солженицына "Матрёнин двор"). "
    ["seo_title"] => string(114) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-11-klassie-tiema-praviednichiestva-po-rasskazu-a-i-solzhienitsyna-matrionin-dvor"
    ["file_id"] => string(6) "224217"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438601630"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства