БЕЗ ДОБРОТЫ И СОСТРАДАНИЯ НЕТ ЧЕЛОВЕКА Я ТОЖЕ ВСЕМУ СВЕТУ НУЖЕН… Цели урока. Образовательная: познакомить с содержанием рассказа А. Платонова “Юшка”, проблемами, поднятыми автором в произведении. Развивающая: развивать ассоциативное мышление. Воспитательная: воспитывать личность самостоятельную, творческую, свободную, духовно-нравственную. Оборудование: портрет Платонова, плакаты о добре, милосердии, опорные слова из текста произведения, карточки с заданиями. ХОД УРОКА Рассказ о писателе. 1. Слово учителя. - Давайте попробуем перенестись в 1899 год, в Ямскую слободу на окраину города Воронежа. В простой семье мастерового-железнодорожника, талантливого изобретателя-самоучки Платона Фирсовича Климентова родился сын Андрей, который впоследствии стал известным писателем А.П. Платоновым. Как вы уже догадались, «Платонов» – это псевдоним писателя от имени отца, от которого он унаследовал любовь к технике и «потной работе», преклонение перед поэзией паровозов и вообще машин. - Давайте прочтём в учебнике об одном из эпизодов трудовой жизни Платонова. 2. Чтение статьи учебника. Ученики вслух или про себя читают отрывок из статьи В. Чалмаева. - Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ о писателе? - Окрестности Воронежа не отличались красотой ландшафта, которым можно было любоваться. Это была степная полоса с большими широкими дорогами. И может быть поэтому, с детских лет Платонов мечтал украсить землю садами, лесами, придать земле красоту, которой можно любоваться, ЗЕМЛЯ - САД - МЕЧТА! - Но это всё мечты, а в жизни – многодетная семья, состоящая из 10 человек, жившая часто на грани нищеты. Но эта нищета, неустроенность, постоянная нужда скрашивалась ЛЮБОВЬЮ родителей к детям. Благодаря родительской любви, детям были привиты чувства: ДОБРОТЫ, МИЛОСЕРДИЯ, СОСТРАДАНИЯ, СПОСОБНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ ЧУЖОЙ БЕДЕ (записано на доске). - Важны ли эти качества для человека? (размышления ребят). - Из желания воспеть жизнь он стал писать. Писал на разные темы, но главное в произведениях Платонова – судьба человека, поиск смысла жизни: «Я человек, я живу на прекрасной живой земле … Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник», - писал А. Платонов. II. Изучение рассказа. - Какое из этих высказываний вы выбрали бы эпиграфом к рассказу «Юшка»? Почему? 1) Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью. (Олег Волков). 2) Верю я, придёт пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. Б. Пастернак 3) Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. М. Лермонтов 4) Побеждай зло добром. (Библия)/ - Понравился ли вам рассказ? Какие вопросы возникли у вас во время прочтения? - Почему люди были жестоки к Юшке? Почему Юшка терпел обиды и не возмущался? - Итак, с первых строк рассказа мы знакомимся с его главным героем. Автор даёт подробный литературный портрет Юшки. Что мы узнали о нём? Ребята, используя текст, говорят о том, что Юшка мал ростом и худ; в руках у него мало силы. Он не пил чай и не покупал сахар, а одежду носил одну и ту же долгие годы без смены … - Почему автор в описании особо выделяет его глаза? Он плохо видел, и глаза у него были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы. Глаза – зеркало души, а душа у Юшки плачет. - Как вы считаете, что является главным в этой подробной характеристике? Что за человек Юшка? Попробуйте охарактеризовать его одним словом. Записываем на доске предлагаемые слова-характеристики, дополняю этот ряд, если это необходимо: СЛАБЫЙ, ЖАЛКИЙ, НЕКАЗИСТЫЙ, НЕВЗРАЧНЫЙ, ТИХИЙ, СКРОМНЫЙ, НЕЗАМЕТНЫЙ, КРОТКИЙ … - А как вы понимаете слово КРОТКИЙ? Давайте к нему подберём синонимы. Записываем в тетрадях: кротость, беззлобность, незлобивость, покорность, смирение, безропотность, безответность. В «Словаре русского языка» С.Ожегова: «Кроткий – незлобивый, покорный, смирный». - Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как ощущает себя Юшка в окружающем его мире? Rак относятся к нему дети? Дети, увидев тихо бредущего Юшку, бросали свои игры и с криками бежали за ним. Они поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку, толкали его и старались сделать ему больно. Дети терзали его. - Как вы понимаете слово терзать? Записываем в тетрадях: терзать, мучить, издеваться, истязать, тиранить. - Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него? Детей удивляло, что Юшка ничего не отвечал им, не обижался и даже не закрывал лица, в которое попадали камешки и земляной сор. Они не понимали, почему он не ругает их, не берёт хворостину и не погонится за ними, как это делали все большие люди. Дети хотели, чтобы старик рассердился на них, ответил им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал ребятишек и молчал. И тогда они старались сделать ему ещё больнее, толкали его и смеялись над ним. - А как сам Юшка объясняет поведение детей? На этот вопрос отвечает ученик, получивший в начале урока индивидуальное задание по карточке. Карточка №1 «Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно всё делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Задание: Внимательно прочитай эти строки и подумайте над вопросами: Согласны ли вы с Юшкой? Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми? После ответа ученика можно задать вопросы дискуссионного характера: «А что вы думаете по поводу услышанного?» Высказывания детей обязательно выводят на вопрос об отношении к Юшке взрослых. - Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Чем объясняет автор их поведение? Дети повторяют поступки старших, которых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Злое горе или обиду с лютой яростью переносили они на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила ещё к большему ожесточению. И даже Даша, жалевшая Юшку, говорила ему: «Лучше бы ты умер!». - Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит»? - Как вы относитесь к словам Даши: «Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие! Любят-то они тебя по сердцу, да бьют по расчёту»? - Юшка на возражения Даши ответил: «Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое». Прошу ребят написать сочинение – миниатюру на тему «Сердце в людях бывает слепое», используя литературный или жизненный материал. Отрывки из творческих работ прочитываю впоследствии на уроках. - Вы оказались единодушны в своём понимании «слепого сердца». Если подвести итог, то «слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим. А как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ? Работаем над синонимами: сострадание, сочувствие, милосердие, сожаление, участие, жалость, соболезнование. «Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека» (С. Ожегова). - А почему люди в этом городе такие злые? Какой жизнью живут взрослые и дети? Ребята должны прийти к выводу, что серое существование, однообразие жизни развивало в людях злобу, в этой серости взрослые учили детей жестокости. - Мы понимаем, что Юшке живётся очень тяжело. Но есть всё же место, где он вольнее начинает дышать. Это место – природа. Предлагаю ответить на вопросы индивидуального задания, полученные в начале урока, второму ученику. Карточка №2. Задание: Приготовьте выразительное чтение описания природы, подумайте над вопросами: Как этот отрывок помогает нам понять образ Юшки? Дополняет ли он то, что мы уже знаем об этом герое? - Мы уже настолько привыкли к Юшке, уже стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все так давно ждали, - Юшка осерчал. Случайно ли это слово? Платонов мог использовать любое близкое по значению слово – рассердился, разозлился, разгневался, вознегодовал, возмутился. Но он употребил именно слово осерчал. Как вы думаете, почему? Ребята говорят о том, что трудно представить тихого, безответного, кроткого Юшку разгневанным или негодующим. Слово осерчал как нельзя лучше соответствует его образу. - Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни? Чтение по ролям эпизода встречи Юшки с прохожим. Вместе делаем вывод: Юшка осознаёт ценность в этом мире («Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен…»). - Читать строки, повествующие о последних минутах жизни Юшки, очень тяжело. Но почувствовать тяжесть происходящего ещё сильнее помогает иллюстрация художника к рассказу. Предоставляю слово третьему ученику, выполнявшему индивидуальное задание. Карточка №3. Задание: Рассмотрите внимательно иллюстрацию художника к рассказу «Юшка» на странице учебника. Какой эпизод изображён на ней? - Произошло то, чего хотели люди, - Юшка осерчал и ушёл из жизни. Признали они его «своим», «похожим»? Раскаялись? Проститься с Юшкой пришли все, кто знал его и мучил при жизни. Прощения попросили. Но похоронили – и забыли про него. Вновь обращаюсь к высказываниям ребят: «У Юшки, без сомнения, было доброе и великое сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем… Такой человек способен изменить мир». Вместо точки в конце предложения ставлю вопросительный знак. - Способен изменить мир Юшка? Не ожидая ответа, ставлю вопросительный знак вместо точки после темы урока, записанной на доске. - Нужен ли Юшка всему свету? Что изменилось в жизни людей после его смерти? Дети находят строки, где говорится о том, что без Юшки людям стало жить хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди них, потому что не было безответного Юшки. Обращаю внимание на слово глумление – издевательство, надругательство. - Так неужели весь смысл жизни Юшки сводится к тому, чтобы принимать «злобу и глумление» на себя?! Для чего живёт Юшка? Ребята рассказывают о приёмной дочери, ради которой он не пил чай и не ел сахара, чтобы «она ела его». Юшкина добрая душа жила теперь в этой тихой, кроткой девушке. - Не стало Юшки, но осталась новая жизнь. Юшка выполнил своё предназначение, и теперь мы ещё лучше понимаем его слова: «Я тоже всему свету нужен». Значит, способен что-то изменить даже тихий, безответный, кроткий Юшка. - Вы почувствовали авторское отношение к этому герою? Обвиняет ли он кого-либо в смерти Юшки? Осуждает ли людей за их жестокость? - Платонов, несомненно, любит своего героя, жалеет его, но оставляет нам, читателям, право самим сделать выводы. Своей волей писатель мог бы многое изменить в сюжете рассказа. Но даже при этом трагическом финале Платонов сохраняет веру в победу человечности над бесчеловечностью. Он понимает, что свет души, прежде чем «разлиться сильным и ясным потоком», часто преодолевает множество преград. III. Итоги урока. - Жизнь – это самое дорогое, что есть на свете. Любая. И она была бы, наверно, не полна без ощущения утраты того света, любви, жажды жизни, которые несут в себе герои Платонова. И слабый, больной Юшка, страдающий от людской жестокости, но убеждённый в необходимости жить, и неизвестный цветок из одноимённой сказки-были, как-то по-человечески упорно борющийся за своё существование, несут в себе великую силу любви к жизни. Они сильны в своём стремлении просто жить, и достойны самого глубокого уважения и искренней любви. Мы сегодня много говорили о добре и милосердии. Какие мысли возникли у вас после этого разговора? Передайте свои впечатления, чувства в рисунке, в плакате, в музыке, стихотворении, в сочинении – эссе, просто в ассоциативных словах. Учитель на фоне музыки читает стихотворение: Хочется крикнуть людям: “Будьте щедрей на ласку!” Путь человека труден, Мало похож на сказку. Как скопидом монеты, Ласку не прячьте, люди, Пусть она добрым светом Вечно светить вам будет. Я ТОЖЕ ВСЕМУ СВЕТУ НУЖЕН |