Оборудование: портрет писателя, флаг Германии, картины: город Штутгарт, памятник Вильгельму, замок Лихтенштейн, выставка книг, сюжетные картинки, презентация, проектор.
Тип урока: Урок сообщения новых знаний.
Ход урока
Организация класса.
Добрый день! Я очень рада видеть Вас. Садитесь.
Психологический настрой.
Я - это я. Во всем мире нет абсолютно, такого как я. Мне принадлежит всё, что есть во мне: сознание, мысли, образы и чувства.
Я всё умею и всё могу и ничего не боюсь. Если все трудности обрушаются на меня сразу, неожиданно, им всё равно не сокрушить моей могучей воли.
Я всё умею и всё могу.
Сегодня наш урок будет очень интересный. Мы с Вами познакомимся с великим сказочником детей и с его сказками.
Подготовка к восприятию художественного произведения.
Слово учителя о Вильгельме Гауфе.
Сегодня мы с вами отправимся в замечательную страну Германию, где жил и умер великий поэт и прозаик- Вильгельм Гауф. Любимый сказочник немецкого народа. Его сказки с интересом читают и взрослые, и дети во всем мире. Гауф родился 29 ноября 1802 года в Штутгарте, в семье скромного служащего Августа Фредерика Гауфа. Из четырех детей он был вторым по старшинству. Ему всего было 7 лет, когда его отец умер. Мать забрав детей , переехала в университетский город Тюбинген. Самое первое образование, которое получил мальчик, было чтение книг из огромной дедушкиной библиотеки. Мать отправила Гауфа учиться в монастырскую школу, потом он поступает в Университет Тюбингена. У Гауфа была очень удивительная профессия – доктор философии и теологии. Теология – это комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институционные формы религиозной жизни, религиозное культурное наследие. Гауфу очень повезло, после окончания Университета он находит работу домашнего учителя в богатой семье. По вечерам, оставшись один, сочиняет Гауф сказки. Именно тогда рождаются его лучшие произведения.
Выставка книг Гауфа.
«Маленький мук»- это сказка о крошечном человечке по имени Маленький Мук рассказывает о его чудесных приключениях. (Просмотр видеоролика)
«Калиф-аист»- это сказка об удивительном приключении Калифа Багдада, который благодаря волшебству странствующего факира смог увидеть себя со стороны и пережив много злоключений, изменить отношение к себе и к миру. (Просмотр видеоролика)
«Холодное сердце»- самое романтическое произведение знаменитого немецкого писателя Вильгельма Гауфа. Молодой угольщик мечтает о богатстве и готов на всё, чтобы получить его даже отдать свое сердце. (Просмотр видеоролика)
- Если Вы прочитаете произведения Гауфа, то пройдете большую школу жизни.
Несмотря на свои 25 лет Гауф занимает должность редактора Штутгартской газеты. Гауф женился на своей кузине Луизе Гауф, которую был влюблен с раннего детства, но счастье их было недолгим, ему было всего лишь 25 лет, когда Гауф покинул этот мир.
Ребята, если вам посчастливиться быть в Германии, обязательно посетите «Музей сказок Вильгельма Гауфа» в Байреброне.
Сегодня мы с Вами познакомимся с одним из замечательных сказок Гауфа «Карлик Нос».
Но для начала мы проведем словарную работу.
Словарная работа.
Кто знает смысл слова куренье?
Куренье- это вещество, сжигаемое для получения ароматического запаха.
А как понимаете смысл этого слова (на экране появляется, слово заклокотало). Что может клокотать?
- клокочет вода в чайнике, в водопроводной трубе, суп в горшке.
Ребята, подберите синонимы к слову ремесло. (Дети могут ответить дело, профессия, работа, занятие, искусность).
Ремесло - это профессиональное изготовление изделий ручным, кустарным способом.
Первичное чтение 1 части.
- А сейчас, ребята, сядем ровненько и приготовимся слушать 1 часть сказки «Карлик нос». (Просмотр видеоролика)
Опережающее задание. Подумайте, как ответить на вопрос:
Что говорит автор о мальчике до встречи с ведьмой?
Что рассердило маленького Якоба?
(Его рассердили слова старухи о том, как она критиковала товар)
Вторичное чтение 1 части – чтение про себя.
Ребята, давайте, откроем учебник и прочитаем 1 часть про себя, тот, кто закончит читать, сядьте ровненько, чтобы я видела.
Физминутка
Мы осанку исправляем
Спинку дружно выгибаем
Влево, вправо мы нагнулись
До носочков дотянулись
Плечи вверх, назад, вниз
Улыбайся и садись.
Первичное чтение 2 части.
Ребята, как выглядит дом старухи?
(потолки и стены мраморные, кресла и стулья из черного дерева, украшенные золотом и драгоценными камнями).
Почему, войдя в дом, Якоб стал беспрекословно подчиняться словам старухи?
(был удивлен, поддался чарам старух или же, потому что старуха вежливо с ним разговаривала).
Вторичное чтение 2 части.- Выборочное чтение.
Найдите и прочитайте удивительный сон Якоба.
Творческие виды работ.
Задание 1: Описать образ Якоба.
Задание 2: Расположите иллюстрации последовательно по сюжетам и подберите по три ярких цитаты к ним.
Задание3: Сочини свой «синквейн» на тему урока.
(Стихотворение состоит из пяти строк, за каждой строчкой закрепляются определенные правила: необходимо соблюдать нужное количество слов при использовании определенной части речи. Говорят, что в вольном переводе с французского языка это слово означает «пять вдохновений». Данная работа требует синтеза информаций и материала в кратких выражениях и позволяет рефлектировать по какому – либо поводу.)
Ведьма
Дряхлая, скупая
Знает, помнит, угрожает.
Малышу, что варит каши, будет служба на века
Вот тоска.
Обобщающая беседа.
Ребята, сегодня мы с вами познакомились с великим сказочником немецкого народа-….(Вильгельм Гауф), с его сказкой -…(карлик Нос) и прочитали 2 части.
- Сколько лет был на службе Якоб и чему там научился?
-Как удалось Якобу бежать с плена?
-Кого винит мальчик в своем уродстве? (Он ругал себя за то, что порицал внешность колдуньи и поэтому получил по заслугам.)
-Как произошло знакомство с гусыней? Почему она оказалась на рынке?
-Как удалось Карлику снова стать Якобом и кто ему помогает в этом?
-Как заканчивается сказка?
Подведение итогов.
Понравился ли Вам урок?
Что Вам именно понравилось?
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Написать письмо злой старухе. Представим, что Вы в образе Якоба можете передать ей своё послание, в которых сообщим все то, что думаете о ней и о себе... Если бы мы могли это сделать, то, возможно, событий, описанных в этой сказке, и не произошло. Вот примеры письма учеников 4 класса.
-"Здравствуй, милая бабушка!- пишет тебе Якоб. - Я все понял, что со мной произошло, и почему ты меня превратила в карлика. Раньше я не задумывался о том, что рядом со мной живут всякие уродливые и больные люди. Они портили своей отвратительной внешностью мой мир, в котором им нет места. Хотелось, по меньшей мере, крикнуть на них или закрыть глаза руками, но теперь я понимаю, что кто-то виноват в том, что они такие... А мы проходим мимо, не хотим видеть и слышать их. Нам так удобно и спокойно. Прости, если можешь..." (Сережа К.)
-"Как страшно остаться одному в этом мире, так хочется громко крикнуть: « Люди, опомнитесь! Не дайте злу существовать и увеличиваться. Не надо отвечать на зло - злом, и тогда будет светить солнце на небе и душе!" (Арсения Ф.)
-"Если бы можно заново пережить тот кусочек жизни, я бы захотел, наверное, все исправить и стать вновь милым и послушным. Но очень многое не узнал и не понял бы, продолжая торговать. Не встретил бы на своем пути тебя, первую учительницу, не поверил бы в сказку, не стал бы таким, как сейчас... Пусть будет все как есть! Мне интересны всякие приключения!" (Лана С.)